Понятие и элементы системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема – организационно-управленческая, которая включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования».

Содержание

Понятие и элементы системы образования.

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Уровни и формы получения образования.

Образовательные учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат образование.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

 В аналогичном порядке  по итогам промежуточной аттестации  принимается решение об обучении по ускоренной образовательной программе.

 Реализация сокращенной  или ускоренной образовательной  программы осуществляется на  основе индивидуального учебного  плана, который разрабатывается  для студента или группы студентов  на основе результатов перезачета и утверждается руководителем учреждения. Как правило, сроки обучения сокращаются не более чем на один год.

 Условия освоения основных  образовательных программ в сокращенные  сроки были утверждены приказом  Минобразования от 13 мая 2002 г.46. В  основном они аналогичны изложенным  выше применительно к системе  среднего профессионального образования,  но некоторые вопросы в ним  регулируются более четко. Сокращенная  программа может реализовываться  для лиц, имеющих среднее профессиональное  образование соответствующего профиля  или высшее образование различных  ступеней. В данном нормативном  акте расшифровывается, что следует  понимать под соответствующими  профилями подготовки. В среднем  и высшем профессиональном образовании  это такие образовательные программы,  которые имеют близкие или  одинаковые по наименованию общепрофессиональные  и специальные дисциплины, а в  высшем – такие программы,  которые близки по содержанию (до 55-60 %). Специально регламентируется, на какой курс принимают лиц,  желающих освоить основную образовательную  программу в сокращенные сроки.  Если в вузе формируются специальные  группы для таких лиц, то  прием осуществляется на первый  курс, независимо от уровня предшествующей  подготовки. Лица, имеющие высшее  образование, могут быть приняты  и на последующие курсы, если  не формируются специальные группы. Студенты, обучающиеся в сокращенные  сроки, сдают в течение года  не более 20 экзаменов. Срок  реализации образовательных программ  устанавливаются в зависимости  от соответствия профиля предыдущего  образования получаемому. Если  эти профили не соответствуют  друг другу, срок обучения может  составлять не менее 3 лет, если  соответствуют – не менее 2 лет. Сроки обучения сокращаются  за счет перезачета гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин. Возможен, кроме того, перезачет близких по содержанию общепрофессиональных дисциплин и уменьшения объема учебной и производственной практик. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, рекомендуется устанавливать срок освоения образовательной программы не менее 3 лет, причем сокращение срока достигается за счет переаттестации практик и разделов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов в целом или отдельных общепрофессиональных и специальных дисциплин. Под переаттестацией понимается оценка в баллах или зачетом знаний, умений и навыков студентов, окончивших учреждения среднего профессионального образования, которая осуществляется путем собеседования или иных формах, определяемых вузом. Перезачет – это перенос дисциплины (раздела), практики, освоенных лицом при получении предыдущего высшего образования, с полученной оценкой или зачетом как изученных в документы об освоении программы получаемого высшего образования. Возможность переаттестации и перезачета определяется профильными кафедрами вуза (факультета).

 Как общеобразовательные,  так и профессиональные образовательные  программы могут быть основными  и дополнительными. ^ Основная образовательная  программа содержит обязательный  минимум, соответствующий государственному  образовательному стандарту. Дополнительные  образовательные программы должны обеспечивать удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства. Они представляют собой содержание учебной дисциплины, которая расширяет, углубляет или обновляет содержание дисциплин, включенных в основные образовательные программы. Дополнительные образовательные программы могут иметь различную направленность. Например, это программы, которые реализуются как общеобразовательными учреждениями, так и учреждениями профессионального образования за пределами основных образовательных программ. Кроме того, дополнительные образовательные программы составляют содержание дополнительного образования как детей, так и взрослых. В частности, они могут реализовываться в музыкальных и художественных школах, домах детского творчества, а также в центрах профессиональной ориентации и учреждениях повышения квалификации. В системе профессионального образования дополнительные программы играют значительную роль в обеспечении непрерывного повышения квалификации специалистов. Дополнительные образовательные программы реализуются также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

 Проанализируем в качестве  примера образовательные программы,  на основе которых осуществляются  повышение квалификации и профессиональная  переподготовка федеральных государственных  служащих. Они делятся на четыре  вида:

Краткосрочные программы  повышения квалификации объемом  от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным  видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;

Среднесрочные программы  повышения квалификации объемом  от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности;

Программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с  целью адаптации государственных  служащих к новым экономическим  условиям и ведению новой профессиональной деятельности;

Программы дополнительного  к высшему профессионального  образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к  минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам  министерств, ведомств и органов  управления образованием, объемом свыше 1000 учебных часов.

 Указанные  образовательные программы состоят  из блоков или модулей. Образовательный  модуль – это относительно  самостоятельная часть образовательной  программы, комплексно охватывающая  определенную тему и позволяющая  осваивать ее автономно. Часть  образовательной программы, которая  может включать несколько тем  или модулей, объединенных по  характеру материала, называется  образовательным блоком. Содержание  образовательных программ очень  вариативно и определяется с  учетом исходного уровня образования  и подготовки служащего, его  личностных особенностей, квалификационных  требований по соответствующим  должностям государственной службы. Для этого проводится «входное»  профориентационное тестирование. Программы должны включать блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также блок вспомогательных дисциплин по выбору и практику (стажировку). Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных служащих определяется образовательным учреждением исходя из целей и сроков обучения в соответствии с квалификационными требованиями к государственным должностям государственной службы с учетом отраслевых и региональных особенностей.

3.Уровни и формы получения  образования

 В образовательном  законодательстве понятие «уровень»  используется для характеристики  образовательных программ (ст. 9 Закона  об образовании), образовательных  цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается,  что договор о предоставлении  платных образовательных услуг  должен помимо прочих условий  определять также уровень образования.

^ Образовательный уровень  (ценз) – минимально необходимый  объем содержания образования,  определяемый государственным образовательным  стандартом, и допустимая граница  нижнего уровня освоения этого  объема содержания. В Российской  Федерации установлено 6 образовательных  уровней (цензов): основное общее,  среднее (полное) общее, начальное  профессиональное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное  образование (п. 5. ст. 27). Достижение  того или иного образовательного  ценза обязательно подтверждается  соответствующими документами. Освоение  определенного образовательного  уровня является необходимым  условием для продолжения обучения  в государственном и муниципальном  образовательном учреждении последующего  уровня образования. Наличие профессиональных  образовательных цензов является  условием для допуска к определенным  видам деятельности, к занятию  определенных должностей.

 Можно сделать вывод,  что уровень образования определяется  уровнем реализуемой образовательной  программы. С этой точки зрения  в подсистеме общего образования  можно выделить такие уровни  образования, как дошкольное; начальное  общее; основное общее; среднее  (полное) общее. В подсистему профессионального  образования можно включить такие  его уровни, как начальное, среднее,  высшее и послевузовское. Особую  подсистему образует дополнительное  образование, но оно не включено  в структуру уровней образования,  поскольку призвано обеспечить  дополнительные образовательные  потребности граждан, общества  и государства. В.И. Шкатулла называет эти подсистемы (а иногда и их отдельные элементы) отраслями образования. По нашему мнению, понятие «уровень образования» более точно отражает сущность указанных подсистем и их компонентов.

 В.И. Шкатулла выделяет, кроме того, специальное образование. Это образование всех названных выше уровней, для получения которого лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются особые условия47. Специальные образовательные программы для таких категорий обучающихся могут реализовываться в специализированных образовательных учреждениях (например, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.). На наш взгляд, здесь речь идет об особенностях организации образовательного процесса и формы получения образования, но об особом виде образования.

 Рассмотрим более подробно  уровни образования, а также  реализуемые ими цели и задачи. ^ Дошкольное образование преследует  цели воспитания детей раннего  возраста, охраны и укрепления  их здоровья, развития индивидуальных  способностей детей и подготовки  их к обучению в школе. Общее  образование включает в себя  три ступени, соответствующие  уровням образовательных программ: начальное, основное и среднее  (полное). Задачами начального общего  образования являются воспитание  и развитие обучающихся, обучение  их чтению, письму, счету, основным  навыкам учебной деятельности, элементам  теоретического мышления, простейшим  навыкам самоконтроля, культуры  поведения и речи, а также основам  личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование – это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях реализации его интересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников.

^ Начальное профессиональное  образование обеспечивает подготовку  работников квалифицированного  труда (рабочих и служащих) по  всем основным направлениям общественно-полезной  деятельности на базе основного  или полного общего образования.  Среднее профессиональное образование  направлено на подготовку специалистов  среднего звена, удовлетворение  потребностей личности в углублении  и расширении образования. Базой  для его получения могут быть  основное или полное общее  и начальное профессиональное  образование. Среднее профессиональное  образование может быть осуществлено  на двух образовательных уровнях:  базовом и повышенном. Базовый  реализуется по основной профессиональной  образовательной программе, обеспечивающей  подготовку специалистов среднего  звена, которая должна включать  в себя общие гуманитарные, социально-экономические,  математические, общие естественно-научные,  общепрофессиональные и специальные  дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику. Срок обучения  на базе основного общего образования  составляет не менее трех лет.  Повышенный уровень среднего  профессионального образования  обеспечивает подготовку специалистов  среднего звена повышенного уровня  квалификации. Основная профессиональная  образовательная программа на  этом уровне состоит из двух  компонентов: программы обучения  специалиста среднего звена по  соответствующей специальности  и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную  и (или) расширенную теоретическую  и (или) практическую подготовку  по отдельным учебным дисциплинам  (циклам дисциплин). Срок обучения  в данном случае составляет  не менее четырех лет. В документе  об образовании делается запись  о прохождении углубленной подготовки  по специальности.

^ Высшее профессиональное  образование направлено на подготовку  и переподготовку специалистов  соответствующего уровня. Оно может  быть получено на базе среднего (полного) образования, среднего  профессионального образования.  Основные образовательные программы  высшего образования могут быть  реализованы непрерывно и по  ступеням. Установлены следующие  ступени высшего образования:  неполное высшее образование,  бакалавриат, подготовка дипломированных специалистов и магистратура. Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования могут осуществляться по образовательным программа двух типов. Первая их них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей выпускную работу (магистерскую диссертацию) с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Информация о работе Понятие и элементы системы образования