^ Послевузовское профессиональное
образование обеспечивает повышение
уровня образования, а также
научной, педагогической квалификации
на базе высшего образования.
Оно может быть получено в
аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре,
создаваемых в образовательных
учреждениях высшего профессионального
образования и научных организациях.
Его также можно условно разделить
на две ступени: подготовка
и защита диссертаций на соискание
ученой степени кандидата наук
и доктора наук по специальности.
От профессионального
образования следует отличать профессиональную
подготовку, которая преследует цель
ускоренное приобретение обучающимся
навыков, необходимых для выполнения определенной
работы. Она не сопровождается повышением
образовательного уровня обучающегося
и может быть получена в образовательных
учреждениях начального профессионального
образования и других образовательных
учреждениях: межшкольных учебных комбинатах,
учебно-производственных мастерских,
учебных участках (цехах), а также в образовательных
подразделениях организаций, имеющих
соответствующие лицензии, и в порядке
индивидуальной подготовки у специалистов,
прошедших аттестацию и имеющих соответствующие
лицензии.
Определяя образование
как целенаправленный процесс
обучения и воспитания в интересах
гражданина, общества и государства,
необходимо принимать во внимание,
что оно может быть получено
в различных формах, наиболее
полно отвечающих потребностям
и возможностям субъектов образовательного
процесса, в первую очередь, обучающегося.
Форму получения образования
в самом общем смысле можно
определить как способ организации
образовательного процесса. Классификация
форм получения образования осуществляется
по нескольким основаниям. В первую
очередь в зависимости от способа
участия образовательного учреждения
в организации учебно-воспитательного
процесса разграничивается получение
образования в образовательном
учреждении и вне его. В образовательном
учреждении обучение может быть
организовано по очной, очно-заочной
(вечерней), заочной формам. Различия
между ними прежде всего заключаются
в объеме аудиторной нагрузки,
точнее, в соотношении между аудиторной
нагрузкой и самостоятельной
работой обучающегося. Например, если
при очной форме обучения на
аудиторную работу должно приходиться
не менее 50 % всего объема часов,
отведенных для освоения образовательной
программы, то для обучающихся
по очно-заочной форме – 20%,
а по заочной форме – 10 %.
Этим обусловливаются и другие
особенности организации образовательного
процесса на разных формах
обучения (в частности, определение
количества консультаций, методического
обеспечения и др.). Разновидностью
заочной формы обучения является
дистанционная, которая в последние
годы получает все большее
распространение в связи с
развитием информационных технологий
(компьютеризация, Интернет-ресурсы
и др.). Она обеспечивает доступ
к образованию для тех граждан,
которые по каким-то причинам
не имеют возможности получить
образование в традиционных формах
(проживающие в отдаленных местностях,
страдающие теми или иными
заболеваниями и др.).
^ Вне образовательного
учреждения организуется семейное
образование, самообразование и
экстернат. В форме семейного
образования могут быть освоены
только общеобразовательные программы.
Примерное положение об освоении
общеобразовательных программ в
форме семейного образования
было утверждено приказом Минобразования
РФ от 10 июня 1999 г.48 Оно предполагает
самостоятельное освоение обучающимся
основной образовательной программы.
Возможно, кроме того, получение
помощи педагогов, работающих
на договорной основе, или родителей.
В любом случае обучающийся
проходит промежуточную и государственную
итоговую аттестацию в образовательном
учреждении. Для организации семейного
образования родители (иные законные
представители) обучающегося заключают
с общеобразовательным учреждением
соответствующий договор, который
может предусматривать обеспечение
руководства по освоению общеобразовательной
программы педагогами учреждения,
проведение индивидуальных занятий
по всем или нескольким предметам
учителями данного учреждения
либо самостоятельное их освоение.
Образовательное учреждение согласно
договору предоставляет обучающемуся
на время обучения бесплатно
учебники и другую необходимую
литературу, оказывает ему методическую
и консультативную помощь, предоставляет
возможность выполнения практических
и лабораторных работ на имеющемся
оборудовании и осуществляет
промежуточную (четвертную или
триместровую, годовую) и государственную
аттестацию. Труд учителей, которых
образовательное учреждение привлекает
для работы с обучающимся по
данной форме, оплачивается на
условиях почасовой оплаты исходя
из тарифной ставки учителя.
Порядок учета проведенных занятий
определяется самим образовательным
учреждением.
Родители совместно
с образовательным учреждением
несут ответственность за освоение
обучающимся образовательной программы
в полном объеме. Родителям должны
выплачиваться дополнительные денежные
средства в размере затрат
на образование каждого обучающегося
по соответствующем этапе образования
в государственном или муниципальном
учреждении. Конкретный размер определяется
исходя из местных нормативов
финансирования. Выплаты производятся
в соответствии с договором
из фонда экономии средств
образовательного учреждения. Дополнительные
расходы родителей на организацию
семейного образования, превышающие
установленные нормативы, покрываются
ими за счет собственных средств.
Родители вправе на любом этапе
обучения расторгнуть договор
и перевести ребенка на другую
форму освоения образовательной
программы. Образовательное учреждение
также имеет право расторгнуть
договор в случае неуспеваемости
обучающегося по итогам двух
и более четвертей по двум
и более предметам, а также
в случае неуспеваемости по
итогам года по одному или
нескольким предметам. Причем
повторное освоение программы
в данной форме не допускается.
Самообразование представляет
собой самостоятельное освоение
обучающимся образовательной программы.
Юридическое значение оно приобретает
только в сочетании с экстернатом,
под которым понимается аттестация
лиц, самостоятельно осваивающих образовательную
программу. Экстернат допускается
как в системе общего, так и
в системе профессионального
образования. Примерное положение
о получении общего образования
в форме экстерната было утверждено
приказом Минобразования РФ от 27 июня
1994 г. Любой обучающийся вправе избрать
экстернат как форму обучения.
Особо оговаривается в положении
возможность получения общего образования
в данной форме для обучающихся
на II и III ступенях общего образования
(основного общего и среднего (полного)
общего); граждан, не завершивших обучение
в общеобразовательном учреждении
среднего (полного) общего образования
и учреждениях начального и среднего
профессионального образования; обучающихся,
вынужденно не посещающих школу и граждан
Российской Федерации, проживающих на
территории республик СНГ.
Для оформления экстерната
необходимо подать заявление
руководителю общеобразовательного
учреждения не позднее чем за 3 месяца
до аттестации и представить имеющиеся
справки о промежуточной аттестации или
документ об образовании. Экстерну предоставляются
необходимые консультации по учебным
предметам, литература из библиотечного
фонда учреждения, возможность пользоваться
предметными кабинетами для проведения
лабораторных и практических работ. Экстерны
проходят промежуточную аттестацию в
порядке, определяемом учреждением. Если
они прошли аттестацию за полный курс
переводного класса, их переводят в следующий
класс, а по окончании определенной ступени
обучения допускают к итоговой аттестации.
По аналогичной схеме
(правда, с некоторыми особенностями)
реализуются в форме экстерната
профессиональные образовательные
программы. Например, Положение об
экстернате в государственных,
муниципальных высших учебных
заведениях РФ, которое было утверждено
приказом Минобразования от 14 октября
1997 г.49, предоставляет право на
получение высшего образования
в такой форме лицам, имеющим
среднее (полное) общее или среднее
профессиональное образование. Прием
и зачисление в вузы осуществляются
в общем порядке. Кроме студенческого
билета и зачетной книжки экстерну
выдается аттестационный план. Он
бесплатно обеспечивается примерными
программами учебных дисциплин,
заданиями для контрольных и
курсовых работ, другими учебно-методическими
материалами. Текущая аттестация
экстернов включает в себя
прием экзаменов и зачетов
по дисциплинам, предусмотренным
основной образовательной программой
по избранному направлению подготовки
или специальности; рецензирование
контрольных и курсовых работ,
отчетов по производственной
и преддипломной практикам; прием
лабораторных, контрольных, курсовых
работ и отчетов по практике.
Прием экзаменов проводится комиссией
из трех штатных профессоров
или доцентов, назначаемой распоряжением
декана факультета. Сдача экзамена
протоколируется членами комиссии.
К протоколу прилагаются письменные
ответы и другой письменный
материал, сопровождающий устный
ответ. Другие виды текущей
аттестации проводятся в устной
форме. Оценка выставляется в
специальной аттестационной ведомости,
которая подписывается членами
комиссии и визируется заведующим
кафедрой. Положительные оценки
проставляются затем председателем
комиссии в зачетную книжку. Итоговая
аттестация экстернов осуществляется
в общеустановленном порядке
и предусматривает сдачу государственных
экзаменов и защиту дипломного
проекта (работы). Аттестация может
проводиться как в одном, так
и в нескольких вузах.
В системе профессионального
образования право обучающихся на выбор
отдельных форм обучения может быть ограничен
с учетом специфики подготовки по определенным
специальностям. Например, постановлением
Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвержден
Перечень специальностей, получение которых
в очно-заочной (вечерней) форме и в форме
экстерната в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования
не допускается50. Перечень направлений
подготовки и специальностей, по которым
не допускается получение высшего профессионального
образования в заочной форме и в форме
экстерната был утвержден постановлением
Правительства РФ от 22 ноября 1997 г.51. В
частности, в такие перечни включены некоторые
специальности в области здравоохранения,
эксплуатации транспорта, строительства
и архитектуры и др.
Образовательное законодательство
допускает получение образования
на основе сочетания различных
форм. При этом необходимо учитывать,
что для всех форм получения
образования в рамках конкретной
основной образовательной программы
действует единый государственный
образовательный стандарт.
4.Образовательные учреждения
Одним из важнейших элементов
системы образования являются образовательные
учреждения. В соответствии со ст. 12
Закона об образовании, образовательным
называется учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, т. е. реализующее
одну или несколько образовательных
программ и (или) обеспечивающих содержание
и воспитание обучающихся, воспитанников.
Оно является юридическим лицом.
Юридическим лицом признается организация,
которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество
и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридическая
личность образовательных учреждений
обеспечивает их участие в образовательном
процессе в качестве полноправного
субъекта.
^ Учредителями образовательных
учреждений могут выступать органы
государственной власти, органы
местного самоуправления, отечественные
и иностранные организации всех
форм собственности, общественные
и частные фонды, религиозные
и общественные организации, а
также граждане РФ и иностранные
граждане. Как видно из ст. 11 Закона
об образовании, возможно совместное
учредительство образовательных
учреждений. Данная норма вступает
в противоречие с положениями
Гражданского кодекса. В соответствии
со ст. 120 ГК РФ, учреждением признается
организация, созданная собственником
для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью
или частично. Предусматривается,
что учреждение создается только
одним собственником. Это противоречие
можно объяснить тем, что Закон
об образовании был принят
раньше, чем первая часть Гражданского
кодекса и до сегодняшнего
дня не приведен в соответствие
с ним. Наличие нескольких учредителей
у учреждения становится возможным
лишь в случаях, указанных в
ст. 125 ГК РФ, когда органы государственной
власти РФ или ее субъектов
либо органы местного самоуправления
своими действиями могут приобретать
и осуществлять права и обязанности
от имени соответствующих публично-правовых
образований. Учредителями могут
выступать органы государственной
власти или органы местного
самоуправления, осуществляющие в
рамках их компетенции права
собственника на имущество, находящееся
в собственности Российской Федерации,
ее субъектов или в муниципальной
собственности. Таким образом,
«соучредительство, не изменяющее унитарности
учреждения, допустимо на примере создания
государственного или муниципального
учреждения. Это основано на том, что собственник
един – государство или муниципальное
образование, но учредителями могут выступать
различные органы исполнительной власти»,
- отмечает Л.Г. Максимец. В качестве примера
приводится ситуация, когда орган исполнительной
власти в области управления государственным
или муниципальным имуществом представляет
публичную власть как собственника, а
орган исполнительной власти в области
образования представляет ее как профессионала,
компетентного в принятии специальных
решений. «Представляется, что учредителем
должен быть последний, обладающий специальной
компетенцией в области образования. В
таком случае необходимо разработать
механизм, предусматривающий передачу
имущества в оперативное управление непосредственно
данным органам с передачей им правомочий
собственника в отношении данного имущества»52.
Это предложение в полной мере отвечает
целям преодоления возникших коллизий
на основе ст. 2 ГК РФ, которая предусматривает,
что нормы гражданского права, содержащиеся
в других законах, должны соответствовать
Гражданскому кодексу.
Для некоторых типов
и видов образовательных учреждений
закон предусматривает определенного
учредителя. Так, учредителем образовательных
учреждений, реализующих военные
профессиональные образовательные
программы, может быть только
Правительство РФ. Специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа для
детей и подростков с девиантным
поведением могут учреждаться только
федеральными и (или) региональными органами
исполнительной власти.
Негосударственные образовательные
организации могут создаваться
в организационно-правовых формах,
предусмотренных законодательством
для некоммерческих организаций, например,
в форме автономной некоммерческой
организации. Ею признается не имеющая
членства некоммерческая организация,
учрежденная гражданами и (или) юридическими
лицами на основе добровольных имущественных
взносов в целях предоставления
услуг в области образования,
здравоохранения, культуры, науки, права,
физической культуры и спорта и иных
услуг. Автономные некоммерческие образовательные
организации характеризуются значительными
особенностями правового статуса
в области имущественных правоотношений,
но в сфере организации образовательного
процесса они подчиняются общим
требованиям, предусмотренным Законом
об образовании.
Образовательное учреждение
создается учредителем по собственной
инициативе, регистрируется в заявительном
порядке. В регистрации образовательного
учреждения не может быть отказано
по мотивам нецелесообразности. Отказ
в регистрации может быть обжалован
в судебном порядке. Для регистрации
образовательного учреждения учредитель
представляет заявление, решение о
создании учреждения или учредительный
договор, устав учреждения и документ
об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется
в срок не более пяти рабочих дней
с момента представления указанных
документов регистрирующему органу
(ст. 8 Федерального закона «О государственной
регистрации юридических лиц»).
Права юридического лица у
образовательного учреждения возникают
с момента его регистрации (в
части ведения финансово-хозяйственной
деятельности, предусмотренной уставом
и направленной на подготовку образовательного
процесса). Право на ведение образовательной
деятельности возникает с момента
выдачи учреждению лицензии.
Основным документом образовательного
учреждения является Устав. Он необходим
для регистрации учреждения как
юридического лица. Он разрабатывается
и принимается учредителем (учредителями),
хотя по ст. 32 Закона об образовании
эти вопросы отнесены к компетенции
образовательного учреждения. Если впоследствии
возникает необходимость разработки
новой редакции устава или внесения
в него изменений, то они разрабатываются
и утверждаются общим собранием
или советом образовательного учреждения.
Затем он утверждается учредителем
и регистрируется в органах Министерства
РФ по налогам и сборам (эти полномочия
с 1 июля 2002 г. были переданы названным
органам постановлением Правительства
РФ от 17 мая 2002 г.53, принятым в соответствии
с Федеральным законом от 8 августа
2001 г. «О государственной регистрации
юридических лиц»54.