Понятие и элементы системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема – организационно-управленческая, которая включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования».

Содержание

Понятие и элементы системы образования.

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.

Уровни и формы получения образования.

Образовательные учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат образование.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

^ Содержание устава образовательного  учреждения исчерпывающим образом  регламентируется в ст. 13 Закона  об образовании. В ней названы  девять пунктов, которые должны  обязательно включаться в устав  любого образовательного учреждения: его наименование, место нахождения, статус; учредитель, организационно-правовая  форма. Закон требует, чтобы  в уставе подробно был охарактеризован  образовательный процесс: названы  его цели, типы и виды реализуемых  образовательных программ, продолжительность  обучения на каждом этапе; указан  язык, на котором ведется обучение; определены порядок приема, а  также основания отчисления обучающихся,  режим занятий, форма и порядок  проведения промежуточной аттестации  обучающихся, система оценок. В  уставе, кроме того, следует закрепить  порядок регламентации и оформления  отношений между образовательным  учреждением, обучающимися и их  законными представителями, а  также порядок предоставления  платных образовательных услуг. 

 В уставе образовательного  учреждения необходимо отразить  структуру финансовой и хозяйственной  деятельности (использование объектов  собственности, закрепленных за  учреждением учредителем, а также  источники и порядок формирования  собственности учреждения; финансирование  и осуществление предпринимательской  деятельности). Важным является раздел  устава, посвященный порядку управления  учреждением, в котором, в частности,  должны быть названы полномочия  учредителя; структура и порядок  формирования органов управления  учреждением, их компетенция;  порядок изменения устава, реорганизации  и ликвидации учреждения, а также  порядок комплектования кадрового  состава учреждения. В уставе  следует закрепить основные права  и обязанности участников образовательного  процесса и перечислить видов  локальных актов, регламентирующих  деятельность учреждения (приказы,  распоряжения, положения и др.).

 Практика показывает, что при разработке уставов  общеобразовательных учреждений  игнорируют тот факт, что он  должен регламентировать прав  и обязанности участников образовательного  процесса, в первую очередь обучающихся.  Как правило, в уставах находят  свое отражение общие вопросы  (организационная структура, экономические  и хозяйственные аспекты деятельности  учреждения и т. п.). Типичными  нарушениями при определении  содержания устава Минобразование считает отсутствие или недоработка таких вопросов, как организация приема обучающихся, порядок и основания их отчисления, перевода и восстановления, система оценок и порядок проведения промежуточной аттестации, порядок регламентации и оформления отношений между учреждением и обучающимся. Таким образом в правовом регулировании педагогических отношений возникает пробел, который не может быть восполнен иначе, как разработкой и принятием соответствующий локальных норм, поскольку решение указанных вопросов отнесено законодательством к компетенции образовательного учреждения. Это может привести к конфликтным ситуациям. В связи с изложенным необходимо не только отразить все названные вопросы в уставе, но и ознакомить с его содержанием обучающихся и их родителей (законных представителей), о чем сделать соответствующую отметку (например, на заявлении о приеме в учреждение или в протоколе родительского собрания)55.

Отношения между учредителем  и образовательным учреждением  регулируются договором. Он заключается  после регистрации учреждения в  качестве юридического лица. Примерные  формы таких договоров рекомендованы  Минобразованием56.

Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению  учредителя, если это не повлечет за собой нарушение обязательств учреждения либо если учредитель принимает эти  обязательства на себя. Необходимо учитывать, что при реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. Передача государственных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления возможна только с согласия последних.

^ Ликвидация образовательного  учреждения может осуществляться  по решению его учредителей  либо органа юридического лица, уполномоченного на то в соответствии  с учредительными документами,  а также по решению суда  в случае осуществления деятельности  без надлежащей лицензии или  деятельности, запрещенной законом  или не соответствующей уставным  целям. Дополнительные условия  ликвидации государственных и  муниципальных образовательных  учреждений устанавливаются Федеральным  законом «О сохранении статуса  государственных и муниципальных  образовательных учреждений и  моратории на их приватизацию».  Ликвидация образовательных учреждений, учредителями которых являются  федеральные органы государственной  власти, органы государственной  власти субъекта Федерации, органы  местного самоуправления, может  быть осуществлена только с  согласия соответствующих представительных  органов государственной власти  или местного самоуправления. Представительные  органы государственной власти  вправе делегировать указанные  полномочия комитетам (комиссиям), в ведении которых находятся  вопросы образования. Ликвидация  сельского дошкольного или общеобразовательного  учреждения допускается только  с согласия схода жителей населенных  пунктов, обслуживаемых данными  учреждениями57.

Закон об образовании подразделяет образовательные учреждения в зависимости  от их организационно-правовой формы  на государственные, муниципальные и негосударственные. К последним от относит частные учреждения, а также учреждения религиозных и общественных объединений. В науке высказана точка зрения, что термин «организационно-правовая форма» нельзя считать приемлемым для обозначения классификационной категории образовательных учреждений, поскольку это не только вносит путаницу в понятийный аппарат (в гражданском праве этим термином обозначается классификационная категория при делении собственно юридических лиц, в связи с чем учреждение рассматривается как организационно-правовая форма), но инее позволяет разграничить образовательные учреждения с позиций структурных особенностей форм58. Таким образом, в законе образовательные учреждения разграничиваются не с точки зрения их организационно-правовой формы, а с точки зрения формы собственности, на которой они основаны..

В образовательном законодательстве используется понятие «государственный статус образовательного учреждения». ^ Государственный статус образовательного учреждения – это его тип и  вид, определенные в соответствии с  уровнем и направленностью реализуемых  образовательных программ. Он устанавливается  при государственной аккредитации образовательного учреждения. Это дает право на пользование печатью  с изображением Государственного герба  РФ и выдачу выпускникам документа  об образовании государственного образца, а общеобразовательным учреждениям  – на включение в схему централизованного  государственного финансирования.

Необходимо подчеркнуть, что действие образовательного законодательства распространяется на все типы образовательных  учреждений. В ст. 12 Закона об образовании  названы восемь типов образовательных  учреждений, и этот перечень является открытым. В него последовательно  включены учреждения, реализующие образовательные  программы соответствующих уровней, начиная с дошкольных и завершая учреждениями дополнительного образования  для детей или взрослых. Но в  этом же перечне названы также  специальные (коррекционные) образовательные  учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии и учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Специфика данных учреждений обусловлена особенностями организации учебно-воспитательного процесса в отношении определенных категорий обучающихся. Например, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны обеспечить не только реализацию общеобразовательных программ, но и социальную защиту детей, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию, охрану и укрепление здоровья. При этом учреждение, в котором дети не только проживают, но и обучаются, организация учебного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Коррекционные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии реализует образовательные программы дошкольного, всех ступеней общего и начального профессионального образования. Это позволяет сделать вывод о том, что тип образовательного учреждения более правильно определять с учетом того, какие образовательные программы оно реализует.

^ Тип образовательного  учреждения – это понятие более  широкое, чем вид. Вид образовательного  учреждения определяется с учетом  уровня и направленности реализуемых  им образовательных программ  и особенностей организации образовательного  процесса. Проиллюстрируем соотношение  типа и вида образовательных  учреждений примерами из типовых  положений, утвержденных постановлениями  Правительства РФ.

^ Дошкольные образовательные  учреждения делятся на следующие  виды: детский сад; детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением одного или нескольких  направлений развития воспитанников  (интеллектуального, художественно-эстетического,  физического и др.); детский сад  компенсирующего вида с приоритетным  осуществлением квалифицированной  коррекции отклонений в физическом  и психическом развитии воспитанников,  детский сад присмотра и оздоровления  и др.

^ Общеобразовательные учреждения  могут быть таких видов, как  начальная, основная и средняя  общеобразовательная школа; средняя  общеобразовательная школа с  углубленным изучением отдельных  предметов; гимназия(обеспечивает дополнительную подготовку по предметам гуманитарного профиля), лицей (с дополнительной подготовкой по предметам технического или естественно-научного профиля).

К учреждениям начального профессионального образования  относятся профессиональное училище; профессиональный лицей-центр непрерывного профессионального образования, учебно-курсовой комбинат (учебно-производственный центр, техническая школа и др.). Профессиональное училище реализует основные образовательные  программы начального профессионального  образования и обеспечивает получение  профессии с определенным уровнем  квалификации. Профессиональный лицей  реализует интегрированные образовательные  программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивает подготовку с повышенным уровнем  квалификации. Учебно-курсовой комбинат и приравненные к нему учреждения осуществляют ускоренную подготовку рабочих  и специалистов по определенной квалификации, а также переподготовку и повышение  квалификации.

Образовательные программы  среднего профессионального образования  базового уровня реализуют техникумы (училища). Помимо названных программ колледжи реализуют также программы  повышенного уровня. Техникумы (училища) и колледжи – это вид средних  специальных учебных заведений (образовательных  учреждений среднего профессионального  образования).

^ Высшие учебные заведения  могут быть следующих видов:  университеты, академии и институты.  Университеты – это вузы, которые  реализуют программы высшего  и послевузовского профессионального  образования по многим направлением (специальностям) подготовки, а также  осуществляют подготовку, переподготовку  и повышение квалификации работников  высшей квалификации, научных и  научно-педагогических кадров. Университет,  кроме того, ведет обширную научную  деятельность, выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования  по широкому спектру наук, является  ведущим научным и методическим  центром в области своей деятельности. Академия реализует аналогичные  образовательные программы, осуществляет  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации для определенной  области научной и научно-педагогической  деятельности, выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования  в одной области науки или  культуры. Институт реализует образовательные  программы высшего, а также,  как правило, послевузовского  профессионального образования,  готовит работников для определенной  области профессиональной деятельности.

 За невыполнение функций,  отнесенных к его компетенции,  образовательное учреждение несет  ответственность, например, за реализацию  не в полном объеме образовательных  программ в соответствии с  учебным планом и графиком  учебного процесса; за ненадлежащее  качество образования своих выпускников;  за нарушение их прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.        Закон  об образовании.

2.        Конституция  Российской Федерации. –1993.

3.        Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и

педагогических колледжей/Под  ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое

общество России, - 1998. –  с.529-530.


Информация о работе Понятие и элементы системы образования