Понятие конфликта. Причины возникновения и способы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:56, реферат

Краткое описание

Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них.

Содержание

Введение
1. Понятие конфликта, его сущность
2. Основные типы конфликтов
3. Основные стадии протекания и структура конфликта
4. Пути решения конфликта
5. Последствия конфликтов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат конфликт.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

Кафедра художественного творчества и продюсерства

 

 

РеФЕРАТ

 

по дисциплине: «Коммуникативная компетентность в педагогическом процессе»

на тему:  «Понятие конфликта. Причины возникновения и способы преодоления»

 

 

 

 

 

Студент факультета искусств,

Специальность: искусство  эстрады (пение)

Заочной формы обучения.

6  курс, группа 2172308,              ________            ___________      

                                                                                    (дата)                           (подпись)                      (фамилия, инициалы)

 

 

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.   Понятие конфликта, его сущность

2.   Основные типы конфликтов

3.   Основные стадии протекания и структура конфликта

4.   Пути решения конфликта

 5.   Последствия конфликтов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очевидно, каждому  человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

Воспоминания  о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают  практически во всех сферах человеческой жизни.

 

1. Понятие конфликта, его сущность

 

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

Слово "конфликт" – латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные – с позитивным знаком и деструктивные – с негативным знаком.

Существует  достаточное количество определений  понятия «конфликт».

Конфликт –  борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника. В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.

Конфликт –  столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или  взглядов двух или более людей. В  этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Несколько позднее  было предложено такое представление  конфликта в виде формулы:

Конфликт = конфликтная  ситуация + инцидент, где конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент –  это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт –  это открытое противостояние как  следствие взаимоисключающих интересов  и позиций.

Из формулы  наглядно видно, что конфликтная  ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит: устранить конфликтную  ситуацию; исчерпать инцидент.

Конфликты могут  быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

Наблюдения  показывают, что 80 % конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики  и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности  организации. Или он может быть дисфункциональным  и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

Конфликты между  индивидами, группами и государствами  свойственны человеческому существованию. Они повсеместны и остаются частью процесса взаимодействия, который объединяет различных социальных субъектов. Распространённость конфликтов на всех уровнях общественных систем не означает, что общество терпимо относится к любым формам конфликта. Конфликты высокой интенсивности и продолжительного характера рассматриваются как фактор социальных угроз в развитии малых сообществ и крупных общностей, субъекты управления ищут эффективные пути превентивного воздействия и разрешения конфликтов. В рамках нормативного регулирования и решения конфликтов идет разработка технологий конфликтного менеджмента. Как показывают данные со всего мира, конфликт является весьма существенной составной частью деятельности руководителей разных уровней. Реальность такова, что управляющие предприятий тратят до четверти и более своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифра увеличивается до 30% для руководителей низшего звена. Управляющие проводят от 25 до 60% своего рабочего дня занимаясь конфликтами или ссорами, исходящими из проблем взаимоотношений людей. Можно сказать, что "работать, управлять и жить в организации – это значит быть в конфликте". Эксперты подсчитали, что конфликты и стрессы от неразрешенных конфликтов обходятся США в 100 млрд. долларов в год. Более 65% проблем на производстве связаны с нарушениями отношений между сотрудниками не с недостатком навыков или мотивами поведения отдельных работников.

Практика показывает, что в жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить  невозможно по объективным причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы  избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента.

К сожалению, на практике в большинстве случаев  дело ограничивается лишь исчерпанием  инцидента.

Вторая формула  конфликта:

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация + ... = Конфликт

Сумма двух (или  более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Данная формула  дополняет первую (здесь каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением  играет роль инцидента для другой). Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную  ситуацию или найти несколько  вариантов ее формулировки.

Именно по этой причине ключевую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.

Важно помнить, что конфликтная ситуация – это  диагноз болезни, имя которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду  на исцеление. Для того чтобы сделать  эту процедуру наиболее эффективной, нужно запомнить следующие несложные правила:

· Помните, что  конфликтная ситуация – это то, что необходимо устранить.

· Конфликтная  ситуация всегда возникает раньше конфликта.

· Формулировка должна подсказывать, что делать.

· Задавайте  себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

· Сформулируйте  конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".

 

2. Основные  типы конфликтов

 

Существуют  четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой  и межгрупповой конфликт.

1. Внутриличностный  конфликт – состояние неудовлетворенности  человека какими-либо обстоятельствами  его жизни, связанное с наличием  у него противоречащих друг  другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. "Две души живут в моей груди..." - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2. Межличностный  конфликт – трудноразрешимое  противоречие, возникающее между  людьми и вызванное несовместимостью  их взглядов, интересов, целей, потребностей. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный.

Межличностный конфликт может также проявляться  и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

3. Конфликт между  личностью и группой. Между  отдельной личностью и группой  может возникнуть конфликт, если  эта личность займет позицию,  отличающуюся от позиции группы. В организации люди взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4. Межгрупповой  конфликт. Организации состоят из  множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в  самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные стадии протекания и структура конфликта.

 

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания.

Стадии протекания конфликта:

Информация о работе Понятие конфликта. Причины возникновения и способы преодоления