Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:56, реферат
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них.
Введение
1. Понятие конфликта, его сущность
2. Основные типы конфликтов
3. Основные стадии протекания и структура конфликта
4. Пути решения конфликта
5. Последствия конфликтов
Заключение
Список литературы
· стация потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
· стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
· стадия конфликтных действий;
· стадия снятия или разрешения конфликта.
Кроме того, каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствуют:
а) объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;
в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;
г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения.
Важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами – это основная причина конфликта в коллективе.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.
4. Пути решения конфликта.
Известны пять основных межличностных стиля разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
1. Уклонение – этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Как отмечают Роберт Блэйк и Джейн Мутон, один из способов разрешения конфликта — это “не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы”.
2. Сглаживание
– этот стиль характеризуется
поведением, которое диктуется убеждением,
что не стоит сердиться,
3. Принуждение.
В рамках этого стиля
4. Компромисс
– этот стиль характеризуется
принятием точки зрения другой
стороны, но лишь до некоторой
степени. Способность к
5. Решение проблемы.
Данный стиль — признание
5. Последствия конфликтов
Последствия от конфликта могут быть как функциональные, так и дисфункциональные.
Функциональные последствия конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким, путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз” ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки.
Также функциональные последствия конфликта включают в себя:
· Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
· Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
· Улучшаются отношения между людьми;
· Люди перестают
рассматривать наличие
Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
· Неудовлетворенность, плохое состояние духа, чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, рост текучести кадров и снижение производительности;
· Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям в будущем;
· Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации;
· Представление о другой стороне как о “враге”; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
· Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач;
· Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
· Смещение акцента: придание большего значения “победе” в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Заключение
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности, и не только, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт.
Благодаря существующим
установкам на конфликт как отрицательное
явлении большинство людей
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Жить и работать вместе – непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого человека в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Список литературы
1. Авдыев М. А. Бизнес, собственность и конфликт // ЭКО. – 2003. - № 9.
2. Бородкин Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1999. - стр. 187.
3. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование М.,1982. – С.118.
4. Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта. – Назрань, 2001. – С. 288.
5. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб: Питер, 2005.
6.Н. Н. Тренев Управление конфликтами. – М.: ПРИОР, 2001. – С. 96.
7.Чалдини Р. Психология влияния. 4-е международное издание. – СПб: Питер, 2001. – С. 288.
Информация о работе Понятие конфликта. Причины возникновения и способы преодоления