Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы оценки учебных достижений учащихся начальных классов…………………………………………………………...6
1.1. Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников…………………………………………………………………...........6
1.2. Формы и методы оценки учебных достижений младших школьников.......................................................................................................................... ..12
1.3. Структура и функции образовательных портфолио……………….....16
2. Практическая часть.
2.1. Опыт учителей начальных классов по использованию портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников……………..21
2.2. Модель портфолио младших школьников. ………………………....22
2.3. Диагностика уровня учебных достижений младших школьников. .26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………
Установлено, что понятие «учебные достижения» не определяется в педагогике однозначно, а указываются его отдельные характеристики:
-учебные достижения как процесс движения личности в учебной деятельности к поставленной цели и как результат, полученный личностью в этой деятельности;
-учебные достижения как успешно развивающийся процесс, в основе которого находятся осознанные познавательные потребности;
-учебные достижения как результат, который имеет две стороны: объективную (положительный итог учебной деятельности, когда личностью достигнута поставленная учебная цель) и субъективную (изменения, которые произошли в самой личности под влиянием данного учебного достижения).
Мы опирались на положение Ю. П. Исаковой о том, что под учебным достижением личности следует понимать позитивный субъективно-значимый результат деятельности. Уточнение «позитивный» необходимо в этом определении для обозначения развивающего характера учебного достижения, поскольку в учебной деятельности значимо возрастание достижений. Субъективная значимость результата подчеркивает его актуальность для данной ситуации развития личности. Понятия «результат» и «учебное достижение» имеют качественное различие в том, что любой результат учебной деятельности объективно свидетельствует лишь об участии личности в этой деятельности.
Учебные достижения младших школьников характеризуются возрастными особенностями (В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.). Переход к школьному обучению означает систематическое накопление знаний, развитие психических процессов. Усвоение основ наук расширяет кругозор, развивает мышление, и главное – формирует у ребенка основы мировоззрения. Меняется и система отношений ребенка: став школьником, он занимает новое место в обществе, приобретая новые права и обязанности. Решающее значение для развития личности младшего школьника имеет вступление его в школьный коллектив (Л. И. Божович). Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. Для нашего исследования значимо положение о том, что уже к концу обучения в первом классе дети начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса.
Рассмотрение учебных
достижений младших школьников применительно
к проблеме повышения качества начального
образования позволило
Установление
названной взаимосвязи
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»).
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыков достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.д. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (это инструмент самооценки, предложенный Т.Дембо и С.Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике). Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.
Перед учителем всегда
стояла задача отследить
Это позволяет ученику видеть свое продвижение, формировать навык самоконтроля и самооценки. Это позволяет учителю наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию, сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей, сделать отметку работы оптимистичной. [приложение А].
Чтобы зафиксировать не только конечный результат (решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений, или навыков ему не хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться таблицей [приложение Б]. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения – недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:
1. Листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям[Приложение В].
Все перечисленные формы касались оценки предметных знаний, умений и навыков. Необходимо выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является «Тетрадь открытий». Это классный альбом (книга), в которой фиксируется авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. «Тетрадь открытий» может быть представлена тремя блоками: записи – «догадки» детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи – результаты письменных работ детей; записи- обобщения пройденного материала.
В настоящее время уже в начальной школе весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио– портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени. Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
Ещё одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой - либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, саамы аккуратный, самый грамотный и т.д.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших учебных достижений (медалей, грамот и т.п.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считается важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»
В этом разделе заголовки
листов посвящены конкретному