Портфолио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы оценки учебных достижений учащихся начальных классов…………………………………………………………...6
1.1. Современные подходы к оценке учебных достижений младших школьников…………………………………………………………………...........6
1.2. Формы и методы оценки учебных достижений младших школьников.......................................................................................................................... ..12
1.3. Структура и функции образовательных портфолио……………….....16
2. Практическая часть.
2.1. Опыт учителей начальных классов по использованию портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников……………..21
2.2. Модель портфолио младших школьников. ………………………....22
2.3. Диагностика уровня учебных достижений младших школьников. .26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Портфолио.docx

— 90.11 Кб (Скачать файл)

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить  портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ».

 РАЗДЕЛ – «СОДЕРЖАНИЕ»

Не увлекайтесь оформлением  этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. 

 

 

    1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

 

Базой исследования явилась  МОУ СОШ №6 города Благовещенска Амурской области . В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся 4 класса. В качестве экспериментального класса мы определили 4 «А» класс МОУ СОШ № 6 г. Благовешенска .В классе обучается 30 человек. Также опрос был проведен среди родителей учащихся в 4 «А» классе детей и предложена анкета классному руководителю.

Целью проведения исследования являлось  раскрытие возможностей портфолио как альтернативного способа оценки учебных достижений младших школьников.

В ходе исследования учащимся были предложены анкеты со следующим  содержанием:

Класс_______

1. Интересно ли тебе  составлять портфолио?

а) Да                      б) Нет

2. Почему тебе (не) интересно  составлять портфолио?

 

3. Помогают ли тебе  твои родители в составлении  портфолио?

а)  Да                       б) Нет

 

В ходе диагностики результатов  было выявлено, что из 30 ребят составлением портфолио занимаются 23 человека, 23 учащимся из 30 интересно составлять портфолио, когда 7 человек это не интересует, или же они просто не умеют это делать . Также 15 учащимся из 23 человек в составлении портфолио помогают родители. Большинству детей нравится составлять портфолио, т.к в нем можно рассказать о себе, показать свои успехи в учебе и внеучебной деятельности.

Анкеты для родителей выглядели следующим образом:

Ф.И.О. _________________________________________________________

Как вы относитесь к разработке идеи портфолио вашими детьми? Какие  преимущества и недостатки вы видите в данном виде оценивания?

_______________________________________________________________

В ходе обработки результатов  были выявлены следующие показатели:

Большинство родителей:

  • К идее разработки портфолио относятся положительно, считая, что благодаря потфолио их дети учатся самостоятельно ставить перед собой цели на учебный год, пытаются их реализовать и сами оценивают свои результаты и достижения;
  • Не видят никаких недостатков в данном виде оценивания;
  • Считают, что портфолио развивает творческие способности детей и подогревает стремление участвовать в общественной жизни школы и класса;

Также, некоторые родители не видят надобности портфолио, т.к  считают, что портфолио не показывает степень успеваемости ученика и на данном этапе обучения не имеет смысла.

Некоторые родители категорически  против идеи портфолио, т.к считают, что «…не каждый родитель может позволить оплачивать кружки и всевозможные секции. В результате у детей понижается самооценка, т. к. у кого-то много грамот и медалей, а у кого-то их единицы…»,- пишет один из родителей учащихся.

Классному руководителю 4 «А » Роменской Ольге Александровне  была предложена анкета сдедующего содержания:

  1. Как вы относитесь к составлению детьми портфолио?
  2. Перечислите недостатки и преимущества данного вида оценивания.
  3. Что на ваш взгляд портфолио «дает» детям?

В процессе обработки результатов  было выявлено следующее:

К составлению детьми портфолио  Ольга Александровна  относится  положительно, т. к. портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельность, являясь при этом альтернативным способом оценки личных достижений ребенка для учителя.

Преимуществами ,с точки  зрения классного руководителя, являются следующие показатели:

  • Показать все, на что ты способен: каждый может быть лучшим в чем-то своём;
  • Смещение акцента на то, что ученик знает и умеет с того, что он не знает и не умеет;
  • Формирование самооценки. Это возможность выразиться и заявить о себе.

Недостатки:

  • Процесс составления может быть затруднительным, т. к. у родителей не хватает времени для оказания помощи ребенку при создании портфолио;
  • Портфолио превращается в гонку за дипломами и грамотами.

По мнению Ольги Александровны  портфолио:

  • Поддерживает и стимулирует учебную мотивацию школьников;
  • Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • Формирует умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность .

В ходе диагностики уровня учебых достижений младших школьников мы выявили, что портфолио является альтернативным способом оценки учебных достижений младших школьников. Также мы раскрыли возможности портфолио как альтернативного способа оценки учебных достижений младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Анализ литературы, посвященный  применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в  идее портфолио заключены большие  возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно - личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества. Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», то есть когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение методов портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теорико - методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

Мы считаем, что выполнили  ряд тех задач, которые поставили  перед собой перед написанием данной исследовательской работы :

1. Определить современные способы оценки учебных достижений младших школьников;

2. Охарактеризовать портфолио  как альтернативный способ оценки  учебных достижений младших школьников

3. Показать практическое  применение использования портфолио  как альтернативного способа оценки учебных достижений.

Мы думаем, что добились цели, которую поставили перед  собой, а именно раскрыли возможности портфолио как альтернативного способа оценки учебных достижений младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 245 с.

2. Ксензова, Л.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие /Л. Ю. Ксензова. –М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.

3. Шалыгина, И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки / И.В. Щалыгина // Естествознание в школе. – 2004. – № 2. – С.51-54.

4. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки/ В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - № 3.- С. 179-185.

5. Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» / Т.Г. Новикова // Директор школы.-2004. - № 7.- с. 45 - 48.

6. Пейн, С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / С Дж. Пейн // Директор школы. - 2000.- № 1. - с.65-67.

7. Новикова, Т.Г., Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, М.А. Пинская, Е.Е. Федотова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

8. Селевко, Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко // «Школьные технологии», 1996.- № 6. – С. 3-43.

9. Федотова, Е.Е.,. Зарубежный опыт использования портфолио / Е.Е. Федотов , Т.Г.Новикова , А. С. Прутченков // Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.

10. Шалыгина, И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки/ И. В. Шалыгина //Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

11. Красноперова, Т. В.Технология "Портфолио" – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования/Т.В Красноперова- Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/572189/

12.Современная начальная школа. Информационно-методические письма министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. М.: «Издательство Астрель». ОО «Издательство АСТ, С. 143-156.

13. Князев, В. В. Педагогика: словарь научных терминов/ В.В. Князев – М.: вузовская книга, 2009, - с. 456

14. Загвяземский, В. И. Педагогический словарь : учебное пособие для высших учебных заведений / [В.И. Загвяземский, А. Ф. Закирова , Т. А.Строкова ; под ред. В. И. Загвяземского , А. Ф. Закировой – М,: Издательский центр «Академия», 2008, - с. 223

15. Кушнир, Н.М. Пути реализации безотметочного обучения /Н.М, Кушнир// Начальная школа «+» и   «-», 2004, - № 2, - с. 32-37

16. Симоновский, А, Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации / А.Э. Симоновский //  Начальная школа «+» и «-», 2003, - №6. - С. 30-32.

17. Новикова, Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – C. 144.

18. Калинина, Н.В. Оценка учебных достижений учащихся в начальной школе. Методическое пособие/ Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я. Горбылева – Ульяновск, 2005. -118 с.

19. Иванов, Д.А. Компетентностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие.//Д. А. Иванов, ., К. Г. Митрофанов , О. В. Соколова – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.

20. Основина В. А. Методические рекомендации по использованию «портфолио» и других инновационных форм оценки достижений учащихся общеобразовательных учреждений./ В. А. Основина, М. А. Ефремова.- Ульяновск, Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра управления образованием, 2009 - 41 с.

21. Дик, Н.Ф. Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора  и учителя начальной школы/ Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С.238 – 245

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Лист индивидуальных достижений

Ученик_____________________ . Школа _____________________________

Класс ______________________. Учитель ____________________________

п/п

Формируемые навыки и умения

Даты

старт

Окт

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Итог.

1. Навыки чтения

1.1

Техника чтения

Чтение слогов

             

Чтение слов

           

Ударение

           

Чтение предложений

           

Чтение текстов

           

Безошибочность чтения

           

Выразительность чтения

           

1.2.

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

             

Словесное «рисование картин»  к прочитанному

           

Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему.

           

Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте

           

1.3.

Пересказ

С опорой на помощь учителя  или иную

             

Без опоры на помощь

           

1.4.

Чтение наизусть

             

1.5.

Составление собственного рассказа

             

2. Навыки письма

Соответствующие навыки и  умения отмечаются аналогично

           

3. Вычислительные навыки

Соответствующие навыки и  умения отмечаются аналогично

           

Список формируемых навыков  может быть продолжен учителем 

                         

Информация о работе Портфолио