Почему семья – ведущий институт воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:17, доклад

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Вложенные файлы: 1 файл

Почему семья.docx

— 15.18 Кб (Скачать файл)
  • Почему  семья – ведущий институт воспитания?
 

      Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

      Положительное воздействие семьи на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом  общения, без которого он никогда  не смог бы стать человеком и личностью. 

      В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти  в семейном окружении, в атмосфере  счастья, любви и понимания".

      Семья - наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности в важнейших фазах ее первичного становления - физического, эмоционально-интуитивного, речевого, духовно-нравственного, индивидуально-творческого.

      Семья закладывает ведущие начала индивидуального  и коллективного Я личности (образ  Я и образ мира), гармонию ума, души и воли ребенка, его образ  действий и образ будущего. 

      Положительные признаки семейного общения:

      1. Семейному общению в большей  степени, чем другим видам общения,  присущи интимность, камерность, снижение "доверительного интервала", дистанции  между общающимися сторонами.

      2. Семейное общение охватывает  все стороны жизни человека, обеспечивает  его внеролевое принятие и взаимодействие. Так, в детском саду и школе ребенок может выступать в одной-единственной роли – воспитанника/ученика, в спортивной секции - спортсмена. Семья же должна принимать ребенка в интеграции всех его внешних ролей, помогать устанавливать их иерархию.

      3. В семейном общении невозможно  выделить отдельные его аспекты  (обучение, воспитание, развитие), ему  присущ комплексный характер  взаимного влияния друг на  друга всех членов семьи. И  если взрослые служат для ребенка  наглядными примерами, образцами  поведения, то он в свою очередь  их подтягивает, дисциплинирует, укрепляет в них чувство ответственности.

      4. На семью возлагается обязанность  регулировать разнообразные отношения  ребенка с миром. Прямо обрушить  на его неокрепший организм  и психику требования окружающей  действительности, иногда довольно  жесткие, нельзя. Поэтому родители  нередко выступают своеобразным "буфером", смягчая эти требования  и подстраховывая возможные отклонения  от оптимума, снимая стрессы, получаемые  ребенком в других сферах жизни.

      5. В семейной жизни, как нигде,  велико влияние личностного начала  в воспитании. Живой пример, особая  чувствительность к настроению  и состоянию членов семьи имеют  большое значение. У родителей,  как ни у кого, есть возможность  остаться один на один с  ребенком и точно оказать на  него необходимое влияние.

      6. Семья, обеспечивая максимальную  длительность связей, имеет большое  влияние на человека на протяжении  практически всей его жизни  - от младенчества до старости. Это предопределяет непрерывность  познания друг друга в разных  ситуациях, полную информированность  о жизненном пути ребенка. 

Семья – ведущий институт воспитания; это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации. Она производит главное общественное богатство —человека.

Информация о работе Почему семья – ведущий институт воспитания