Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа
В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Заучивание поэтических
произведений – одно из средств
умственного, нравственного и эстетического
воспитания детей. Важно учить детей
воспринимать и оценивать поэтическое
произведение, воспитывать художественный
вкус. Воспринимая поэтические
Значение поэзии в жизни ребёнка.
Маленький ребёнок знакомится с поэтическими произведениями уже в
раннем возрасте, он еще лежит в коляске, а родители читают ему
народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные песенки, детские стишки. Когда младенец подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт знакомства с поэзией,
облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания.
Такое «семейное» общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.
Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную
пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести
внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный
уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Подбор стихотворений для заучивания.
Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребёнок младшего дошкольного возраста - быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старшем дошкольном возрасте
дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами
и метафорами.
Подбирать поэтические произведения необходимо с учётом
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:
1) простота и четкость ритма;
2) краткость самого стиха и отдельных строк;
3) простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко
выраженной действенности.
Мышление ребенка в возрасте 3 - 4 лет отличается образностью, им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его
содержание.
Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и
стихи (например, А. Барто «Игрушки» «Кораблик»; и др.) . В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм
пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.) .
В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.
Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной период начинает особенно быстро развиваться память. И, если до четырех лет педагоги не ставят перед
ребенком задачи
запомнить произведение целиком, а
лишь, что запомнит, то запомнит, то
после четырех лет необходимо
уже целенаправленно учить
дальнейшего обучения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять
инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются
достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи
(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.) .
В подготовительной группе стихотворные тексты усложняются, для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Дети очень активно и эмоционально слушают их и рассказывают, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова.
Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».
Кроме психологического
и возрастного критерия подбора
поэтических произведений, существует
метод подбора стихов по психологическому
и эмоциональному критерию. Чтобы
стихотворение легко
Методики и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов, но исходить
нужно из основных особенностей заучивания стихотворений
дошкольниками.
Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно). Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и
лучше запомнить текст, важно довести до сознания детей смысл
произведения, заранее готовить их к восприятию.
Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов
и качество художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит
от того, насколько
глубоко и полно ребенок поймет
произведение, прочувствует его. Задача
подготовить ребенка к
для педагога известную
сложность. Не рекомендуется заучивать
стихи хором, так как искажается
или пропадает смысл
Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Алексеева М. М. и Яшина Б. И. в своем пособии «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания
с детьми - метод
использования иллюстраций к
фрагментам стиха. Их метод основан
на том факте, что дети познают
окружающий их мир с помощью наглядно-
Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
В своей работе я использую со второй младшей группы методику запоминания стихотворений с помощью мнемотехники. Мои методические разработки – мнемотаблицы и мнемокубики, помогают детям запоминать поэтические произведения гораздо быстрее и легче.
Обязательно нужно рассмотреть с детьми картинки к стихотворению,
ответить на вопросы детей. Затем прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения.
А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.
Мотивировать детей на то, что с помощью картинок мы будем это произведение учить наизусть.
Поэтические произведения (художественная, мировая, фольклорная поэзия) является важным источником развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.
Материал подготовила – воспитатель ГБДОУ № 142 Невского района
города Санкт - Петербурга, СТЕПАНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Фото - автора.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с худ. литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. - М., 2010
4. Ушакова О. С.,
Струнина Е. М. Методика
2)
Рассмотрим методические требования к
заучиванию стихов.
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение;пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
«Читая хором, - писала Е. И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надоиндивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.
Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Не
следует требовать полного
В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым - приятно усльппать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима - аукает».)