Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа
В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) безустановки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности,
■
напевности, красоты стихотворения.
1. Подбор стихотворений для
Чем меньше ребенок, тем определеннее
должен быть ритм стихотворения, тем
проще те художественные образы, которые
в нем воплощаются, и нельзя не
удивляться той легкости, с которой
такие стихотворения детьми запоминаются.
Каждое же словесное произведение,
усвоенное памятью ребенка, обогащает
словесный фонд, формирующий его
собственную речь. Потому-то, принимая
в соображение необычайную
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного
и созерцательного моментов
Другой источник, из которого
можно черпать поэтический
Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.
Например, гуляя с детьми
весной и натолкнувшись на пробившийся
из-под старого валежника
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина.
Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык. «Была на небе румяная тучка и растаяла»,— сказала как-то четырехлетняя девочка, глядя на небо, окрашенное вечерней зарей.
Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Например, когда настает весна, в плане педагог перечисляет стихи, которые он намерен дать детям. К каждому из них подбирается картинка. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомнить, они забудут о нем.
При заучивании стихотворений
с детьми воспитатель ставит перед
собой сразу несколько задач:
вызвать интерес к
При отборе стихотворений
для заучивания учитывается их объем:
1-2 строфы для младших групп, несколько
больше - для старших. Списки произведений,
рекомендованных «Программой
С теми, кто хочет, воспитатель
может заучивать стихотворения
сверх программы. Разученные стихи
дети могут прочитать на утреннике,
что будет сюрпризом для
2. Приемы, способствующие
выразительному чтению
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
3. Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию
стихотворений имеет много
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается
целиком (не по строкам или строфам),
что обеспечивает осмысленность
чтения и правильную тренировку памяти.
Дети повторяют стихотворение
Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Обычно заучивание не занимает
всего времени, отведенного на занятие.
Оставшееся время посвящают другой
деятельности, учитывая принцип тематического
единства: дети повторяют выученные
ранее стихи, слушают еще раз
какое-либо прозаическое произведение,
можно провести знакомое им упражнение
или организовать игру по технике
речи.
Психологи отмечают, что для заучивания
стихотворения требуется 8-10 повторений,
но желательно делать это не на одном и
том же занятии, а на нескольких. «Чтобы
поддержать интерес детей к запоминаемому
и, следовательно, улучшить результаты
запоминания, очень важно менять и форму
повторения». На занятии заученное стихотворение
можно читать по частям, в лицах, включать
в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем
его повторяют при подходящих обстоятельствах
(на других занятиях, на праздниках, в быту,
в игре). В результате стихотворение сохраняется
в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится
им, используется в устной речи.
3)4. Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет"
Программное содержание:
· Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
· Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
· Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.
Ход занятия
Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).
Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему?
- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).
· Вдох носом, выдох через рот.
· Кратковременный.
· Долгий (губы трубочкой).
- Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
- А сейчас, ребята, я расскажу
вам стихотворение. Слушайте
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»
(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).
- Как называется стихотворение?
- Как же идет снег?
- Какой снег?
- Что мы сделаем во дворе?
- От чего мы дорожку проведем?
- Кто выйдет на порог?
- Что она спросит?
- Сегодня, ребята, мы будем
заучивать стихотворение. Я
- А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения).
- Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
- какие вы молодцы, ребята!
Скажите, кто написал это
- А сейчас, дети, предлагаю
нарисовать зиму и снег. (Музыка).
А может быть, кто-то нарисует
стихотворение. Ваши рисунки