Правила написания курсовой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Требования к курсовой работе.
Последовательность и сроки подготовки курсовой работы.
Структура курсовой работы.
Оформление курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)
    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Курсовая работа  является важной составной частью учебного процесса. Количество и сроки выполнения курсовых работ определяются учебным планом.

Курсовой проект по дисциплине «Психология» является одновременно формой контроля знаний студентов и формой обучения.

В процессе работы над курсовым проектом студенты учатся применять на практике знания, полученные в ходе аудиторного  изучения дисциплины.

 

Целью курсовой работы является показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения локальной проблемы в рамках избранной темы. В процессе работы над курсовым проектом студент изучает литературу, анализирует и обобщает полученную информацию по проблеме, овладевает методами научного познания.

 

Задачами курсовой работы являются:

  • самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;
  • развитие навыков творческого анализа научной, методической и другой литературы по психологической проблематике;
  • анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психодиагностики;
  • выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и, для старших курсов - практические рекомендации;
  • овладение приемами научной речи и письмом.

Требования  к курсовой работе

 

При работе над курсовой работой студент должен продемонстрировать исследовательский подход к проблеме; умение творчески использовать знание теории, изученной по книгам и лекциям преподавателей для исследования реальных проблем, с которыми сталкиваются в своей практике медицинские работники, практические психологи и студенты в образовательных учреждениях медицинского профиля.

Студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания, «скачивание» из Интернета и компиляции из готовых работ различных авторов). Студент должен переработать содержание взятых в качестве источника научных трудов, используемые для подтверждения цитаты приводятся в работе с обязательной ссылкой на источник.

 

Последовательность и  сроки подготовки курсовой работы

 

Последовательность  подготовки курсовой работы:

  • выбор  темы курсовой работы  и ее согласование с научным руководителем. Студен выбирает тему из перечня, утвержденного на заседании ЦМК. Студент имеет право предложить собственную тему по предварительному согласованию с научным руководителем;
  • получение задания на выполнение курсового проекта от научного руководителя, в котором фиксируются: дата выдачи студенту задания к курсовому проекту, срок сдачи развернутого плана работы, срок предварительного согласования материалов для выполнения практической части работы, срок  сдачи предварительной версии теоретической части работы (в электронном виде), срок  сдачи предварительной версии всей курсовой работы (в электронном виде), срок  сдачи готовой курсовой работы преподавателю.
  • определения вида проекта: практический или экспериментально-исследовательский. Выбор вида конечного продукта, формы проведения исследования, формы представления итогов исследования.
  • определение критериев оценки успешности проекта, методики измерения эффективности по выбранным критериям;
  • составление плана исследования, согласование его с руководителем. План должен отражать основную идею работы, поэтапно раскрывать весь ход дальнейших действий каждого из участников проекта;
  • выработка цели, задач, предмета, объекта и гипотезы курсового проекта;
  • анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами. Требуется выполнить анализ, как правило, не менее 10 источников. В их число могут входить учебники, учебные пособия, книги, монографии, брошюры, статьи в журналах, электронные публикации. В списке литературы обязательно должны присутствовать работы, опубликованные в последние годы. Подбор литературы целесообразно начать с ознакомления рекомендованной научным руководителем основной литературы;
  • обработка и анализ полученной информации;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • проведение практической работы или создание продукта;
  • обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;
  • оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам, литературное оформление работы;
  • получение отзыва научного руководителя;
  • подготовка доклада, презентации, иллюстративного материала для защиты курсового проекта;
  • защита курсового проекта.

 

Сроки подготовки курсовой работы

Студенты должны представить курсовые работы преподавателю не позднее двух недель до защиты, потом проекты рецензируются и представляются на защиту. Без положительной оценки за курсовой проект студент не может быть аттестован и к экзаменам не допускается.

    1. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Порядок следования листов в сброшюрованной курсовой работе должен быть следующим:

 

Отзыв научного руководителя.

Отзыв не нумеруется и в общее  число листов не включается. Образец  оформления отзыва научного руководителя приводится в Приложении 1.

 

Заполненный научным  руководителем бланк задания.

Бланк задания к курсовому проекту  не нумеруется и в общее число  листов не включается. Образец бланка задания приводится в Приложении 2.

 

Титульный лист.

Титульный лист дипломной работы оформляется  по единому образцу и также  не нумеруется. Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 3.

 

Содержание.

Лист, включающий содержание работы не нумеруется. Образец оформления листа, включающего содержание работы, приводится в Приложении 4.

 

Текст работы:

 

Введение. Во введении автор обосновывает выбор проблемы в реальной жизни, ее актуальность (значимость), описывает суть проблемы: в чем она состоит, какие конкретные трудности в ее решении встречаются в теории и практике; формулирует проблему в качестве темы исследования; определяет цель, объект и предмет исследования; выдвигает задачи исследования (теоретические и практические).

 

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент для решения проблемы, задачи или вопроса практической, учебной и профессиональной деятельности.

 

Объект исследования – это психический процесс или явление, феномен, порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения. Например: Объект исследования – психологическая готовность к обучению детей 6-7 лет.

 

Предмет – это то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования, сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, анализируется в объекте.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические  свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д.

Например: Предмет исследования -  самооценка и уровень мотивации  к обучению детей 6-7 лет.

 

Цель исследования – это предполагаемый результат исследовательской деятельности, который позволит разрешить сформулированную проблему. Например: «Целью работы является изучение особенностей диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе».

 

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, это содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования. Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей.

Например:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
  2. Составить комплекс методик диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
  3. Провести диагностику психологической готовности к обучению в школе и выявить ее особенности.

 

Гипотеза – это утверждение предположительного характера, для выражения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Например: «При поступлении  детей в школу могут наблюдаться определенные психологические характеристики, такие, как повышенная самооценка и пониженный уровень мотивации обучения, а именно: повышенная самооценка и пониженный уровень мотивации к обучению характерны для психологической готовности детей к школе».

 

Методы исследования - основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют следующие группы методов: 

- методы исследования и диагностики:  наблюдение, эксперимент, анализ  результатов деятельности, метод независимых характеристик, биографический метод, беседа, тесты, опрос, социометрия, экспертные оценки и др.;

- методы обработки и интерпретации  данных: методы математической статистики (нахождение средних значений, среднеквадратичных  отклонений, коэффициентов корреляции, связей между переменными, выявление уровней значимости, дифференциация материала и др.),  математическое моделирование и т.д., эти методы позволяют придать полученным данным содержательно-психологический смысл;

- методы коррекции: аутотренинг, релаксация, психотерапия, психотренинг, психологическая консультация и др.;

- методы обучения и развития: деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии, разрешение конфликтных  ситуаций, разработка решений и  др.

 

Теоретическая часть (Глава I).

Первая глава обычно посвящается  теоретическим аспектам исследуемой  проблемы, ее анализу с точки зрения научной психологии. Студент должен продемонстрировать знание того, что  было известно еще до него, следовательно, литературный анализ отечественных  и зарубежных психологических концепций, теорий. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности, состояние проблемы в избранной для исследования сфере, ее понимание в различных школах и направлениях психологии, эволюцию взглядов на проблему.

 

Практическая часть (Глава II).

Вторая глава отводится практической работе. Практическая часть опытно- экспериментального проекта – это, проведение исследования, эксперимента, который направлен на выявление существующих психологических явлений. В практическом проекте – это разработка общественно значимого полезного продукта, помогающего решать изучаемую проблему.

В опытно - экспериментальном проекте здесь представляются: представляются:

  1. Описание программы эксперимента: замысел планируемого исследования, его цель, задачи, характеристика выборки (контингент и число обследуемых, их психологические и социально-психологические характеристики, демографические и социальные данные, например: «В нашем исследовании принимали участие 2 группы II курса Российского Университета Инноваций, вечернего отделений. В каждой группе исследовалось по 8 человек. (Группа 1 – являлась экспериментальной. Группа 2 – являлась  контрольной»). Описание методов, применяемых методик сбора, обработки и анализа психологических данных, этапы и процедуры исследования.
  2. Описание полученных результатов, способы обработки первичных данных: описание количественных и качественных характеристик фактического материала исследования, упорядочение, классификация, группировка полученных данных в соответствии с исследовательскими гипотезами (представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм с их описанием и объяснением),
  3. Интерпретация исследовательских данных и формулировка выводов: перевод полученных данных «с языка математики на язык психологии», выявление причинно-следственных связей, раскрытие значения полученных данных с точки зрения теории и практики, сопоставление их с уже имеющимися в психологии фактами.

В практическом проекте здесь представляются:

  1. Описание продукта (для практического проекта): пошаговое описание процесса разработки и создания продукта от замысла до конечного результата. Выработанные критерии оценки значимости или результативности внедрения продукта.
  2. Обоснование Обоснованная методика измерения (оценки) качества конечного результата: тест, анкета, интервью, экспертное заключение, фокус-группа, статистический опрос и др. Описание хода исследования, которое может проводиться как на этапе разработки, так и после внедрения продукта. Необходимо привести конкретные данные, подтверждающие практическую ценность и применимость продукта.

Информация о работе Правила написания курсовой работы