Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа

Краткое описание

Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мет.тех-ии.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 

 



 



 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему «Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стр

Глава 1 Теоретические  аспекты правового и нравственного  воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.

 

1.1   Сущность и  механизм правового воспитания 

 

1.2   Сущность и  механизм нравственного воспитания 

 

1.3   Технологическая  культура и трудовое воспитание

 

Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки

 

2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся

 

2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения

 

2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся

 

2.4  Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 



 

 

 

 

 

 

Введение.

 Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.

Современный период характеризуется  высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в  обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства. По двум причинам.

Во-первых – это выше перечисленное имеет самое непосредственное отношение к нарушению прав ребенка, прав детства. Дети – самая слабая и уязвимая часть общества, народа, нации и все социально-экономические, политические пороки общества отражаются прежде всего на них, на жизни ребенка.

Вот почему во всем мире деятельность общественных организаций, начиная с ООН, различных политических, религиозных, благотворительных движений направлена на решение перечисленных проблем.

В мировом обществе и  у нас в России есть попытка  решить эти проблемы законодательно (основные документы: декларация прав ребенка. Резолюция 1386.00Н от 20 ноября 1959г.; конвенция «О правах ребенка», 44 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания и развития детей, Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.). Основные права детей и обязанности по отношению к ним оговорены в Конституции РФ, различных Кодексах – гражданском, уголовном, «О семье и браке», «О труде», «Об образовании», «О здравоохранении» и т.д.

Проблема правовой охраны детства рассматривается в двух аспектах:

  • социальном – обеспечение правового статуса ребенка и родителей, охрана материнства и детства, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных, детских учреждений, социальные льготы, защита материнства в нестабильных условиях;
  • психолого-педагогическом – создает нормальные условия для физического и духовного развития ребенка, реализации его личности, организации и методики воспитания детей в современных условиях, а также психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших в результате нарушений прав ребенка, утративших нормальную социально-педагогическую среду развития.

Основная проблема заключена  в том, что чем старше дети, тем  больше правовых знаний и вместе с  тем больше правонарушений, осознанных и мотивированных. Драматизм проявляется  в том, что знания не переходят в поведение. Почему? Правовые знания, получаемые в среднем и старшем звене, как объективный компонент мировоззрения имеют форму описательно-констатирующего суждения личности и не всегда определяют мировоззрение будущих граждан страны. Они должны приобрести для растущего человека субъективный смысл, то есть превратиться в его взгляды и убеждения, стать основой его нравственности.

Исходя из всего вышесказанного мы определили тему исследования: «Правовые и нравственные основы воспитания учащихся при обучении технологии.

Цель работы: изучение возможности правового и нравственного воспитания учащихся при обучении технологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс финансово-экономического лицея №29 г.__________

Предмет исследования: правовое и нравственное воспитания учащихся школы на уроках технологии.

Гипотеза исследования: развитие правовых и нравственных качеств школьников в процессе технологической подготовки будет эффективным, если:

    • проанализирована специфика финансово-экономического лицея №29 г._________ и выявлены условия, обеспечивающие развитие правовых и нравственных качеств личности;
    • этот процесс будет проходить в рамках четко спроектированной технологической подготовки школьников;
    • сконструирована и реализована технология, обеспечивающая, структурно и содержательно, развитие правовых и нравственных качеств школьников на уроках технологии.

Задачи работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературы по вопросам правового и нравственного воспитания.
  2. Проанализировать особенности гражданско-правового самосознания учащихся, их морально-этическую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки

 

Понятие, структура  и виды правовой и нравственной культуры

Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей, накопленных  человеком в процессе общественно-исторического  развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию  культуры. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например Соколов определяет культуру как «совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности». Другой ученый (Артамонов) под культурой понимает «совокупность форм, в которых находит отражение общественно-историческая практика». Все имеющиеся научно-литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологический, социологический, философский.

При антропологическом  подходе культура понимается как  культура всех благ, созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры, она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а также творческих сил и способностей человека.

Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данных подход неверно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах В.П. Сальникова. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающей определенных уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.

 

Структура правовой культуры.

В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической  надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: А.П. Семитко полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества, как тексты; правовая деятельность; правосознание; носители культуры. По мнению В.И. Каменской и А.Р. Ратинова в состав правовой культуры входят:

  1. право – как система норм;
  2. правоотношения;
  3. правовые учреждения – как система государственных органов;
  4. правосознание;
  5. правовое поведение.

Судя по приведенным  позициям все авторы с теми или  иными оговорками понимают структуру  правовой культуры, как совокупность фундаментальных правовых явлений  общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений, взятых в определенном уровневом состоянии.

 

Виды правовой культуры общества.

Правовую культуру, так  же как и правосознание, можно  подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права, ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

  1. состояние правосознания граждан и должностных лиц государства;
  2. уровень совершенства действующего законодательства;
  3. уровень законности и правопорядка;
  4. уровень развития юридической техники;
  5. уровень культуры правотворческих правоприменительных органов.

Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующими показателями: правовая образованность человека, знание действующего законодательства; наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.

В зависимости от уровня, выделяются следующие виды индивидуальных правовых культур:

    1. обыденная;
    2. профессиональная;
    3. доктринальная;

Обыденная правовая культура останавливается на поверхности  правовых явлений. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридического практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлений, использовалась людьми в их повседневной жизни.

Профессиональный уровень  правовой культуры складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.

Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников, осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Сущность и механизм правового воспитания

Понятие правового  воспитания

Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

Правовое  воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

 

Механизм правового  воспитания

Правовое  формирование личности – это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии