Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа
Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение
Список литературы
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формировании личности указывал В.Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.
Ребенок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы- работы роста и развития. Ребенку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребенка к прилежанию в труде.
Не гармоничность развития Белинский расценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу. Этот страшно умен и способен на дело, но ничего сделать не может, потому что у него нет воли, а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит либо вздор или зло.
Важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом.
В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств.
Проводимые в школе факультативы этики и эстетики позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.
Учащимся необходимо знать, что, придя в трудовой коллектив, первое впечатление о характере у его коллег сложится по его манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать свое общение, соблюдая следующие правила:
а) важно научиться слушать
б) важно понимать другого человека;
в) нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдет в другом человеке хорошие качества;
г) нужно быть внимательным к людям. Говорят, что лучше лишить человека пищи, чем внимания;
д) общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении важно все: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.
Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как трудовая, материальная и общение.
Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.
В младших классах вредит излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим. в результате чего резко подавляется творческая способность.
В старших классах безынициативно
Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, один урок – на другие уроки. День ребенка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделания, а все время – чередование дел.
Если ребенок сильно склонен к уединению, время от времени нужно организовать ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребенка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, книгой, рисунком.
На этой основе проводится творческое
воспитание. Прививается вероятностно-
Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформулировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание школьника
Повышение качеств трудового обучения и воспитания.
Повышение качеств трудового обучения
и воспитания осуществляется на основе
достижений науки и передового технологического
опыта. Эту работу следует направлять
на создание современной учебно-
Общеизвестно, какое отрицательное
психологическое воздействие
При наличии современной учебно-
Трудовая подготовка общеобразовательной школы и ее задачи.
Проблема трудовой подготовки возникла одновременно с появление общественного трудового опыта. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются социальными условиями.
Из истории педагогики известно, как на различных ступенях развития общества решались вопросы использования труда для воспитания человека, какие глубокие противоречия возникали во взглядах философии и педагогики на роль и место трудовой деятельности в жизни человека.
Трудовую подготовку школьников можно рассматривать, как процесс и результат воспитания трудолюбия и политехнического образования при изучении основ науки, осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации, технического творчества, производственного труда учащихся.
Трудовое воспитание – формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.
Трудовая подготовка школьников служит цели обеспечить свой вклад во всестороннее развитие личности учащихся, оказать им помощь в выборе профессии, сформировать у выпускников школы нравственную, психологическую и практическую готовность к труду.
В самом общем виде цель
трудовой подготовки
Задачи трудовой подготовки вытекают из поставленных перед ней целей.
В цент трудовой работы должна быть положена практическая деятельность, производительный труд школьника, направленные на их всестороннее развитие. Известно, что труд – важнейший фактор нравственного воспитания, процесса формирования моральных качеств, черт характера.
Двигательные упражнения, в том числе и производительный труд, при правильной их организации, способствуют физическому воспитанию учащихся. Например, пиление древесины, опиливание металла, сверление деталей и другие работы придает телу правильную осанку; монтажные, сварочные работы способствуют улучшению кровообращения, дыхания, укрепляют физически организм школьника в целом; в процессе сельскохозяйственного труда. протекающего на открытом воздухе, не только физически укрепляется организм, но происходит и его общее оздоровление.
Для осуществления эстетического воспитания в процессе трудовой подготовки, учителю необходимо развивать у учащихся способность воспринимать и чувствовать красоту и силу труда, умение создавать красивые вещи. Формирование умений общей культуры труда, изготовление изделий, отвечающих эстетическим нормам – непременные факторы эстетического воспитания.
Задачами трудового обучения также являются:
Таким образом, задачи указывают на необходимость осуществления в единстве воспитывающей, политехнической, практической и профориентационной функций трудового обучения.
Подготовка учащихся к труду
Обучающийся наблюдает определенные технические явления. уясняет их закономерности, возможные отклонения от нормального протекания процессов работы, осмысляет собранные факты и обосновывает решение заданной ситуации.
Общетрудовая подготовка школьников включает такие предметы, как технология металлов, техническое черчение. техническая механика, электротехника и технические измерения, организация и экономика производства.
На основной стации обучения учащиеся должны получить знания о типовых деталях машин, механизмов, о машинах-двигателях; об общих принципах современной технологии и конкретных технологических процессах. Очень важно, чтобы в учебных программах обучения нашли отражение знания о технологических и трудовых процессах, машинах (назначение. устройство, принцип действия, классификация, принципы использования), материалах, измерительной технике, структуре предприятия.
Важное значение для повышения уровня трудовой подготовки учащихся имеет рациональное сочетание технической школьной и учебно-производственной материальной базы. Каждая школа должна располагать не только хорошо оснащенными кабинетами, но и рабочими комнатами для уроков труда, учебными мастерскими, учебно-опытными участками и лабораториями для трудового обучения и факультативных занятий в старших классах.
Школьников необходимо знакомить с конкретными видами труда и основное внимание уделять тому, чтобы научить правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности, гигиены, производственной санитарии, бережно относиться к инструментам и материалам.
В этот период школьники овладевают основными приемами планирования труда: выбор заготовок, определение последовательности их обработки, способы закрепления заготовок, подбор необходимого режущего и контрольно-измерительного инструмента, организация рабочего места. Период овладевания общетрудовыми навыками и умениями способствует развитию у учащихся самостоятельности в выполнении заданий и ответственность за порученное дело. Также большое место занимает соблюдение требований технических условий и ГОСТа.
Учитель трудового обучения осуществляет контроль за выполнением детали в целом, а контроль за выполнением трудовых приемов осуществляют сами школьники. Школьниками чаще поручают составлять план предстоящей работы, которая имеет производственный характер. Затем общетрудовые навыки и умения учащихся расширяются и усложняется их самостоятельная работа по разработке элементов технологического процесса изготовления изделия, обоснованию оптимальных режимов работы оборудования, поиск неисправности. Увеличивается их удельный вес в работе по изготовлению более сложных видов продукции, выполнению производственных заказов с использованием заводской технической и технологической документации, в том числе технических условий ГОСТа на изготовление изделий. Необходимо проводить вводный инструктаж с той частью школьников, которые приступают к новому, более сложному заданию. В инструктаже сообщается не только о назначении изделий, которые должны учащиеся изготовить, но и о технических требованиях, предъявляемых к качеству работы. Учитель рассматривает вместе со школьниками технологическую документацию, показывает передовые приемы и способы выполнения данной работы, обсуждает особенности технологического процесса и возможные ошибки в работе, сообщает норму времени и норму выработки, показывает специфические приемы техники безопасности при выполнении задания.
Технологический инструктаж и наглядные методы
Инструктаж – это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания.
Учитель приучает школьников разбираться во всех технологических особенностях выполнения операций и определять их практическое значение, строго выполнять все технические требования. предъявляемые к изделиям, соблюдать правила технической безопасности, связывать практическую работу с теоретическими знаниями.
Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии