Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа

Краткое описание

Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мет.тех-ии.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

На огромную роль нравственного  воспитания в процессе обучения и  формировании личности указывал В.Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребенок находится в состоянии  тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы- работы роста и  развития. Ребенку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам.

Развитые нравственные и умственные запросы  побуждают ребенка к  прилежанию в труде.

Не гармоничность развития Белинский  расценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого  сердце, как будто поместилось в мозгу. Этот страшно умен и способен на дело, но ничего сделать не может, потому что у него нет воли, а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит либо вздор или зло.

Важная задача учителя – волевое  развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень  развития волевых качеств.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Учащимся необходимо знать, что, придя  в трудовой коллектив, первое впечатление о характере у его коллег сложится по его манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать свое общение, соблюдая следующие правила:

а) важно научиться слушать другого  человека, не перебивая его во время  разговора;

б) важно понимать другого человека;

в) нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек  всегда найдет в другом человеке хорошие  качества;

г) нужно быть внимательным к людям. Говорят, что лучше лишить человека пищи, чем внимания;

д) общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в  общении важно все: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как трудовая, материальная и общение.

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными  творческими способностями, чем  десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе  школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах вредит излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим. в результате чего резко подавляется творческая способность.

В старших классах безынициативность («как все, так и я») и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и, вместе с тем, творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать, как творческую способность.

Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, один урок – на другие уроки. День ребенка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделания, а все время – чередование дел.

Если ребенок сильно склонен  к уединению, время от времени  нужно организовать ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребенка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, книгой, рисунком.

На этой основе проводится творческое воспитание. Прививается вероятностно-статистическое мироощущение: не делить все на черное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное. Стремиться не к максимуму, а оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформулировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание школьника

 

Повышение качеств трудового обучения и воспитания.

Повышение качеств трудового обучения и воспитания осуществляется на основе достижений науки и передового технологического опыта. Эту работу следует направлять на создание современной учебно-материальной базы в школьных кабинетах и мастерских.

Общеизвестно, какое отрицательное  психологическое воздействие оказывают  на учащихся плохая организация труда  и устаревшие инструменты, инвентарь, машины. С целью совершенствования  форм трудового обучения и воспитания необходимо создавать благоприятные санитарно-гигиенические, эстетические и другие условия. К таким условиям относятся: удобные, отвечающие физиологическим, гигиеническим и эстетическим требованиям, рабочие места учащихся; рациональное расположение рабочих мест и оснащение их инструментом, производственным оборудованием, технологическими картами, справочниками и наглядными пособиями; спокойные светлые тона окраски помещения; хорошая вентиляция, обеспечивающая чистоту и свежесть воздуха; чистая и удобная спецодежда. Такие условия создают эмоционально-радостный психологический настрой у учащихся, повышают их творческую активность и положительно воздействуют на их трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, содействуют лучшему овладеванию знаниями, умениями и навыками.

При наличии современной учебно-материальной базы и благоприятных условий  для трудового обучения, все организационные  формы учебно-воспитательного процесса содействуют активной мыслительной деятельности учащихся, развитию у  них технического мышления и познавательных способностей, инициативы и творчества, формулированию общетехнических знаний, овладению общетрудовыми, общепроизводственными и специальными умениями и навыками, воспитанию высоких нравственных качеств и убеждений.

 

Трудовая подготовка общеобразовательной школы и ее задачи.

Проблема трудовой подготовки возникла одновременно с появление  общественного трудового опыта. Цели, конкретный характер, роль и место  труда в формировании человека определяются социальными условиями.

Из истории педагогики известно, как на различных ступенях развития общества решались вопросы использования труда для воспитания человека, какие глубокие противоречия возникали во взглядах философии и педагогики на роль и место трудовой деятельности в жизни человека.

Трудовую подготовку школьников можно рассматривать, как процесс и результат воспитания трудолюбия и политехнического образования при изучении основ науки, осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации, технического творчества, производственного труда учащихся.

Трудовое воспитание – формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.

Трудовая подготовка школьников служит цели обеспечить свой вклад во всестороннее развитие личности учащихся, оказать им помощь в выборе профессии, сформировать у выпускников школы нравственную, психологическую и практическую готовность к труду.

 В самом общем виде цель  трудовой подготовки школьников  – способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

Задачи трудовой подготовки вытекают из поставленных перед ней целей.

В цент трудовой работы должна быть положена практическая деятельность, производительный труд школьника, направленные на их всестороннее развитие. Известно, что труд – важнейший фактор нравственного воспитания, процесса формирования моральных качеств, черт характера.

Двигательные упражнения, в том  числе и производительный труд, при  правильной их организации, способствуют физическому воспитанию учащихся. Например, пиление древесины, опиливание металла, сверление деталей и другие работы придает телу правильную осанку; монтажные, сварочные работы способствуют улучшению кровообращения, дыхания, укрепляют физически организм школьника в целом; в процессе сельскохозяйственного труда. протекающего на открытом воздухе, не только физически укрепляется организм, но происходит и его общее оздоровление.

Для осуществления эстетического  воспитания в процессе трудовой подготовки, учителю необходимо развивать у  учащихся способность воспринимать и чувствовать красоту и силу труда, умение создавать красивые вещи. Формирование умений общей культуры труда, изготовление изделий, отвечающих эстетическим нормам – непременные факторы эстетического воспитания.

Задачами трудового обучения также являются:

  • формирование у учащихся понятия о современном производстве (технике, технологии, организации производственных отношений);
  • формирование общетрудовых, общепроизводственных умений, а также специальных умений и навыков, необходимых для участия в конкретном производственном труде;
  • ознакомление учащихся с содержанием и условиями труда по ряду массовых рабочих профессий;
  • формирование у учащихся устойчивых профессиональных интересов и развитие способностей к определенным видам труда.

Таким образом, задачи указывают на необходимость осуществления в единстве воспитывающей, политехнической, практической и профориентационной функций трудового обучения.

 

Подготовка  учащихся к труду

Обучающийся наблюдает  определенные технические явления. уясняет их закономерности, возможные отклонения от нормального протекания процессов работы, осмысляет собранные факты и обосновывает решение заданной ситуации.

Общетрудовая подготовка школьников включает такие предметы, как технология металлов, техническое черчение. техническая механика, электротехника и технические измерения, организация и экономика производства.

На основной стации обучения учащиеся должны получить знания о типовых  деталях машин, механизмов, о машинах-двигателях; об общих принципах современной технологии и конкретных технологических процессах. Очень важно, чтобы в учебных программах обучения нашли отражение знания о технологических и трудовых процессах, машинах (назначение. устройство, принцип действия, классификация, принципы использования), материалах, измерительной технике, структуре предприятия.

Важное значение для повышения  уровня трудовой подготовки учащихся имеет рациональное сочетание технической  школьной и учебно-производственной материальной базы. Каждая школа должна располагать не только хорошо оснащенными кабинетами, но и рабочими комнатами для уроков труда, учебными мастерскими, учебно-опытными участками и лабораториями для трудового обучения и факультативных занятий в старших классах.

  Школьников необходимо знакомить с конкретными видами труда и основное внимание уделять тому, чтобы научить правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности, гигиены, производственной санитарии, бережно относиться к инструментам и материалам.

В этот период школьники овладевают основными приемами планирования труда: выбор заготовок, определение последовательности их обработки, способы закрепления заготовок, подбор необходимого режущего и контрольно-измерительного инструмента, организация рабочего места. Период овладевания общетрудовыми навыками и умениями способствует развитию у учащихся самостоятельности в выполнении заданий и ответственность за порученное дело. Также большое место занимает соблюдение требований технических условий и ГОСТа.

Учитель трудового обучения осуществляет контроль за выполнением детали в целом, а контроль за выполнением трудовых приемов осуществляют сами школьники. Школьниками чаще поручают составлять план предстоящей работы, которая имеет производственный характер. Затем общетрудовые навыки и умения учащихся расширяются и усложняется их самостоятельная работа по разработке элементов технологического процесса изготовления изделия, обоснованию оптимальных режимов работы оборудования, поиск неисправности. Увеличивается их удельный вес в работе по изготовлению более сложных видов продукции, выполнению производственных заказов с использованием заводской технической и технологической документации, в том числе технических условий ГОСТа на изготовление изделий.  Необходимо проводить вводный инструктаж с той частью школьников, которые приступают к новому, более сложному заданию. В инструктаже сообщается не только о назначении изделий, которые должны учащиеся изготовить, но и о технических требованиях, предъявляемых к качеству работы. Учитель рассматривает вместе со школьниками технологическую документацию, показывает передовые приемы и способы выполнения данной работы, обсуждает особенности технологического процесса и возможные ошибки в работе, сообщает норму времени и норму выработки, показывает специфические приемы техники безопасности при выполнении задания.

 

Технологический инструктаж и наглядные методы

Инструктаж – это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания.

Учитель приучает школьников разбираться во всех технологических  особенностях выполнения операций и  определять их практическое значение, строго выполнять все технические  требования. предъявляемые к изделиям, соблюдать правила технической безопасности, связывать практическую работу с теоретическими знаниями.

Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии