Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа

Краткое описание

Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мет.тех-ии.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе  школьники действовали в основном самостоятельно. Помощь учителя была минимальна.

На четвертом этапе учащиеся представляли результаты своей работы. Они рассказали о том, как действовали, какие трудности у них возникли, представляли рисунки, плакаты и т.д.

Пример.

Проблема: уменьшение количества лесов.

Ситуация: в г.Пензе.

 

 

 





 












 

 

 

Таким образом, было решено обратиться к жителям микрорайона  с призывом «Сберегите дерево!», написать заметку в школьную газету, провести акцию (каждый класс должен посадить у лицея дерево, чтобы получилась «Аллея Дружбы»).

 

Школа реформируется, обновляется, модернизируется. Осуществляется компьютеризация образовательного процесса, использование всевозможных методик, технологий и программ. Меняется режим работы школ и т.д.

Но, несмотря на большое разнообразие всего предлагаемого школе, ученик как-то вдруг оказывается лишенным права выбора своих действий. За него многое решают взрослые: мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя, воспитатели... Конечно, взрослея, он понимает, что есть условности, которые необходимо принимать каждому, соглашаясь с ними. Условности принимаются, на при этом почему-то теряется детский интерес к познанию, детская активность, любознательность, интерес к самой жизни.

Способна ли школа  обеспечить ребенку реализацию его  прав и свобод? Несомненно, школа  должна осуществлять и правовое воспитание. От его успешности зависит построение правового государства, гражданского общества в России, становление, духовно-нравственный рост каждого гражданина.

Человек начинается с  детства, и уже в эту пору жизни  от становится обладателем определенной совокупности прав. Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. Поэтому в современной России, стремящейся к построению правового государства, изучение и пропаганда прав человека становятся как никогда актуальными.

Возможности для осуществления  правового воспитания можно найти  на любых уроках школьной программы, в том числе и технологии.

При изучении темы «Организация труда и отдыха» целесообразно  поговорить с учащимися о праве  человека на труд, на отдых и т.д. Для этого стоит обратиться к Всеобщей декларации прав человека.

Кроме того, учащимся следует  разъяснить права и обязанности, пользуясь Конвенцией ООН «О правах ребенка», в результате которого учащиеся должны понять значение знаний о собственных правах и обязанностях в реальной жизни.

Практически на каждом уроке  возможно проведение небольших диспутов, дебатов и дискуссий. Например:

  • «Права и обязанности человека и гражданина»;
  • «Демократические свободы моей страны»;
  • Гражданские права и уголовная ответственность»;
  • «Я имею право...»;
  • «Право и жизнь»;
  • «От безответственности до преступления один шаг»;
  • «Закон и правопорядок»;
  • «Мы – граждане великой России»;
  • «Можно ли быть свободным без ответственности» (приложение 2).

Во внеурочной работе можно организовать вечер вопросов и ответов для родителей учащихся «Закон и ответственность» (приложение 3).

Кроме того, целесообразно  оформить в кабинете стенд правовых знаний, на котором представлены памятки  «Я имею право...», «Важные правила» (приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ результатов  диагностики нравственно-правовой  позиции учащихся

 

После проведения описанной  выше работы подросткам вновь было предложено ответить на вопрос анкеты «Ценностные ориентации молодежи».

Учащиеся распределили ценности по степени значимости:

  1. Интеллект.
  2. Дружба.
  3. Любовь.
  4. Секс.
  5. Деньги.
  6. Власть.
  7. Физическая сила.

Таким образом, учащиеся поменяли свое мнение, поставив на первые позиции нравственно-значимые ценности.

Отношение к  труду как виду человеческой деятельности:

  • Труд обязателен для достижения жизненных целей и благополучного существования – 92,8%;
  • Труд не отвечает жизненным интересам, есть и другие возможности существования – 6,25%;
  • Труд – тягость, можно прожить, не работая 0,9%.

Отношение к  существующей в России системе правления и законам:

  • Я признаю современную систему правления и существующие законы – 3,5%;
  • Я вижу недостатки в системе правления, но верю в возможность постепенного совершенствования существующего режима – 72,3%;
  • Я полностью не приемлю законы и систему правления и вижу единственное решение в их полном изменении – 22,2%.

 «Закон для Вас – это....»:

  • Правило, одобряемые обществом запреты – 79,5%;
  • Внутренних источник страха и неблагополучных последствий и наказания – 8,9%;
  • Совокупность неприемлемых запретов – 11,6%.

Отношение к утверждениям, не совместимым с позицией гражданина (%):

 

Варианты ответа

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

От жизни надо брать  все, даже если это задевает чьи-либо интересы

21,9

65,3

12,8

Можно солгать, если это  выгодно

26,4

53,4

20,2

Скорее воспользуюсь нечестным способом для достижения выгоды, чем примирюсь с ее потерей

12,0

64,6

23,4

Когда причиняют зло, необходимо отплатить тем же

19,6

45,3

35,1


 

 «Допускаете ли Вы возможность совершения противоправных действий для самоутверждений?»:

  • Да – 10,5%;
  • Нет – 72,5%;
  • Затрудняюсь ответить – 17%.

Отношение учащихся к поиску запрещенных и противоправных способов получения денег при отсутствии или неразвитости возможности для самостоятельного заработка:

  • Да – 8,4%;
  • Нет – 86,1%;
  • Затрудняюсь ответить – 5,5%.

 «Как Вы считаете, возможно ли влияние рядовых граждан на изменение политической ситуации в современной России?»:

  • Да – 48,3%;
  • Нет – 37,2%;
  • Затрудняюсь ответить – 14,5%.

Отношения учащихся к тому, как современная школа способствует формированию гражданской позиции:

  • Школа способствует формированию уважения к нормам права – 81%;
  • Школа способствует формированию безучастного отношения к отрицательным чертам личности – 1,3%;
  • Школа способствует доминированию интересов личности над интересами общества – 17,7%.

Таким образом мы видим, что некоторые дети изменили свою позицию по отношению к труду, стали более критично относиться к существующим в стране проблемам, определились со своими внутренними  нравственными позициями, признали, что школа способствует формированию уважения к нормам права. Хотя следует признать, что все-таки есть дети, которые по-прежнему считают, что нравственными нормами и законом можно пренебречь для достижения собственной выгоды.

На основании проведенных  исследований можно сделать вывод, что работа по правовому и нравственному воспитанию следует начинать с самого раннего возраста и продолжать на протяжении всего периода обучения в школе.

 

 

 

 

    1. Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии.

 

План-конспект урока (вариант 1)

VII класс                                                         «__» сентября 200__г. Тема программы: Технология обработки древесины.

Тема урока: Токарный станок как технологическая машина. Понятие о влажности древесины.

Цели урока:

образовательная – ознакомить учащихся с содержанием программы трудового обучения в текущем учебном году. Расширить их представление о токарном станке  по дереву как технологической машине. Ознакомить с понятием о влажности древесины и способах ее сушки. Привлечь учащихся к планированию работы и составлению технологических карт.

воспитательная – прививать качества аккуратности и собранности, а так же воспитывать правовую грамотность при выполнении приемов труда.

развивающая -  развивать навыки использования измерительных приборов при подготовке детали к обтачиванию.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; самостоятельная работа под контролем преподавателя.

Объект труда: стакан для карандашей и ручек (варианты: кубки, вазочки, рукоятки для инструментов, шахматы, кегли, сувениры, детали моделей и приборов и др.).

Межпредметные связи: физика – сущность процесса точения.

Материально-техническое  оснащение занятия: выставка работ предыдущего класса; станок токарный по дереву типа СТД-120М; прибор для определения твердости древесины; трезубцы; комплекты стамесок; рубанки; молотки; киянки; кернеры; штангенциркули; измерительные линейки; угольники; шаблоны восьмиугольника; карандаши; образцы готового изделия; таблица «Токарный станок по обработке древесины»; таблица с чертежом стакана и технологической картой его изготовления; таблица «Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву»; кинофрагмент «Сушка древесины»; бруски размером 150х80х80 мм.

Литература для учителя:

Программа трудового  обучения (технология): V-VII классы – М., 2000.

Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом» – М, ACADEMA, 2002.

Занятия по трудовому  обучению, 6-7: Обработка древесины, металла, электротехнические и др. работы: Пособие для учителя /Г.Б. Волошин, А.А. Воронов, А.И. Гедрило и др.; по ред. Д.А. Тхоржецкого/ – М.: Просвещение, 1990

Учителю о производстве /сост. Ю.П. Аверичев; под ред. Д.Д. Москвина/ - М.: Просвещение, 1991

Литература  для внеклассного чтения учащихся:

Рохленко Д.Б. Как и  зачем рубят лес? – М.: Лесная промышленность, 1988

Чащин А.М. Химия зеленого золота. – М.: Лесная промышленность, 1987

Ход урока

  1. Организационная часть – 3 мин.
    1. Контроль посещаемости.
    2. Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного материала – 5 мин.

- Что мы называем  машиной?

Машинами называются технические устройства, предназначенные для выполнения производственных (логических, двигательных, физиологических) функций человека.

- Прокомментируйте схему:


 

 




 



 

 

- Назовите сходства и различия между этими двумя станками (токарным и сверлильным).

Учащиеся устанавливают, что расположение основных частей этих станков не одинаково, различными являются и режущие инструменты. На токарном станке заготовка в процессе обработки вращается, а на сверлильном остается неподвижной, инструменту же придается соответственно вращательное или поступательное движение. В тоже время оба станка, как и всякая технологическая машина, имеют двигатели, передаточные механизмы и рабочие органы. Общим у них остается и принцип действия: заготовкам и инструментам сообщаются определенные движения, в результате чего происходит процесс резания.

Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии