Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:29, дипломная работа
Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.
Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.
1.1 Сущность и механизм правового воспитания
1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания
1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание
Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии
Заключение
Список литературы
На третьем этапе
школьники действовали в
На четвертом этапе учащиеся представляли результаты своей работы. Они рассказали о том, как действовали, какие трудности у них возникли, представляли рисунки, плакаты и т.д.
Пример.
Проблема: уменьшение количества лесов.
Ситуация: в г.Пензе.
Таким образом, было решено обратиться к жителям микрорайона с призывом «Сберегите дерево!», написать заметку в школьную газету, провести акцию (каждый класс должен посадить у лицея дерево, чтобы получилась «Аллея Дружбы»).
Школа реформируется, обновляется, модернизируется. Осуществляется компьютеризация образовательного процесса, использование всевозможных методик, технологий и программ. Меняется режим работы школ и т.д.
Но, несмотря на большое разнообразие всего предлагаемого школе, ученик как-то вдруг оказывается лишенным права выбора своих действий. За него многое решают взрослые: мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя, воспитатели... Конечно, взрослея, он понимает, что есть условности, которые необходимо принимать каждому, соглашаясь с ними. Условности принимаются, на при этом почему-то теряется детский интерес к познанию, детская активность, любознательность, интерес к самой жизни.
Способна ли школа обеспечить ребенку реализацию его прав и свобод? Несомненно, школа должна осуществлять и правовое воспитание. От его успешности зависит построение правового государства, гражданского общества в России, становление, духовно-нравственный рост каждого гражданина.
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни от становится обладателем определенной совокупности прав. Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. Поэтому в современной России, стремящейся к построению правового государства, изучение и пропаганда прав человека становятся как никогда актуальными.
Возможности для осуществления правового воспитания можно найти на любых уроках школьной программы, в том числе и технологии.
При изучении темы «Организация труда и отдыха» целесообразно поговорить с учащимися о праве человека на труд, на отдых и т.д. Для этого стоит обратиться к Всеобщей декларации прав человека.
Кроме того, учащимся следует разъяснить права и обязанности, пользуясь Конвенцией ООН «О правах ребенка», в результате которого учащиеся должны понять значение знаний о собственных правах и обязанностях в реальной жизни.
Практически на каждом уроке возможно проведение небольших диспутов, дебатов и дискуссий. Например:
Во внеурочной работе можно организовать вечер вопросов и ответов для родителей учащихся «Закон и ответственность» (приложение 3).
Кроме того, целесообразно оформить в кабинете стенд правовых знаний, на котором представлены памятки «Я имею право...», «Важные правила» (приложение 4).
2.3 Анализ результатов
диагностики нравственно-
После проведения описанной выше работы подросткам вновь было предложено ответить на вопрос анкеты «Ценностные ориентации молодежи».
Учащиеся распределили ценности по степени значимости:
Таким образом, учащиеся поменяли свое мнение, поставив на первые позиции нравственно-значимые ценности.
Отношение к труду как виду человеческой деятельности:
Отношение к существующей в России системе правления и законам:
«Закон для Вас – это....»:
Отношение к утверждениям, не совместимым с позицией гражданина (%):
Варианты ответа |
Согласен |
Не согласен |
Затрудняюсь ответить |
От жизни надо брать все, даже если это задевает чьи-либо интересы |
21,9 |
65,3 |
12,8 |
Можно солгать, если это выгодно |
26,4 |
53,4 |
20,2 |
Скорее воспользуюсь нечестным способом для достижения выгоды, чем примирюсь с ее потерей |
12,0 |
64,6 |
23,4 |
Когда причиняют зло, необходимо отплатить тем же |
19,6 |
45,3 |
35,1 |
«Допускаете ли Вы возможность совершения противоправных действий для самоутверждений?»:
Отношение учащихся к поиску запрещенных и противоправных способов получения денег при отсутствии или неразвитости возможности для самостоятельного заработка:
«Как Вы считаете, возможно ли влияние рядовых граждан на изменение политической ситуации в современной России?»:
Отношения учащихся к тому, как современная школа способствует формированию гражданской позиции:
Таким образом мы видим, что некоторые дети изменили свою позицию по отношению к труду, стали более критично относиться к существующим в стране проблемам, определились со своими внутренними нравственными позициями, признали, что школа способствует формированию уважения к нормам права. Хотя следует признать, что все-таки есть дети, которые по-прежнему считают, что нравственными нормами и законом можно пренебречь для достижения собственной выгоды.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что работа по правовому и нравственному воспитанию следует начинать с самого раннего возраста и продолжать на протяжении всего периода обучения в школе.
План-конспект урока (вариант 1)
VII класс
Тема урока: Токарный станок как технологическая машина. Понятие о влажности древесины.
Цели урока:
образовательная – ознакомить учащихся с содержанием программы трудового обучения в текущем учебном году. Расширить их представление о токарном станке по дереву как технологической машине. Ознакомить с понятием о влажности древесины и способах ее сушки. Привлечь учащихся к планированию работы и составлению технологических карт.
воспитательная – прививать качества аккуратности и собранности, а так же воспитывать правовую грамотность при выполнении приемов труда.
развивающая - развивать навыки использования измерительных приборов при подготовке детали к обтачиванию.
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока; самостоятельная работа под контролем преподавателя.
Объект труда: стакан для карандашей и ручек (варианты: кубки, вазочки, рукоятки для инструментов, шахматы, кегли, сувениры, детали моделей и приборов и др.).
Межпредметные связи: физика – сущность процесса точения.
Материально-техническое оснащение занятия: выставка работ предыдущего класса; станок токарный по дереву типа СТД-120М; прибор для определения твердости древесины; трезубцы; комплекты стамесок; рубанки; молотки; киянки; кернеры; штангенциркули; измерительные линейки; угольники; шаблоны восьмиугольника; карандаши; образцы готового изделия; таблица «Токарный станок по обработке древесины»; таблица с чертежом стакана и технологической картой его изготовления; таблица «Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву»; кинофрагмент «Сушка древесины»; бруски размером 150х80х80 мм.
Литература для учителя:
Программа трудового обучения (технология): V-VII классы – М., 2000.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом» – М, ACADEMA, 2002.
Занятия по трудовому обучению, 6-7: Обработка древесины, металла, электротехнические и др. работы: Пособие для учителя /Г.Б. Волошин, А.А. Воронов, А.И. Гедрило и др.; по ред. Д.А. Тхоржецкого/ – М.: Просвещение, 1990
Учителю о производстве /сост. Ю.П. Аверичев; под ред. Д.Д. Москвина/ - М.: Просвещение, 1991
Литература для внеклассного чтения учащихся:
Рохленко Д.Б. Как и зачем рубят лес? – М.: Лесная промышленность, 1988
Чащин А.М. Химия зеленого золота. – М.: Лесная промышленность, 1987
Ход урока
- Что мы называем машиной?
Машинами называются технические устройства, предназначенные для выполнения производственных (логических, двигательных, физиологических) функций человека.
- Прокомментируйте схему:
- Назовите сходства и различия между этими двумя станками (токарным и сверлильным).
Учащиеся устанавливают, что расположение основных частей этих станков не одинаково, различными являются и режущие инструменты. На токарном станке заготовка в процессе обработки вращается, а на сверлильном остается неподвижной, инструменту же придается соответственно вращательное или поступательное движение. В тоже время оба станка, как и всякая технологическая машина, имеют двигатели, передаточные механизмы и рабочие органы. Общим у них остается и принцип действия: заготовкам и инструментам сообщаются определенные движения, в результате чего происходит процесс резания.
Информация о работе Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии