Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:21, реферат
Люди, а особенно дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности – самая уязвимая категория людей. С гуманизацией общественного сознания их правам и обеспечению равных возможностей для них уделяется все больше внимания. По окончании второй мировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. Создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющих право каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинское обслуживание. Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране.
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Институт Психологии и Образования
Педагогика и Методика Начального Образования
Реферат
Правовые основы специального образования в России
Оглавление
Люди, а особенно дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности – самая уязвимая категория людей. С гуманизацией общественного сознания их правам и обеспечению равных возможностей для них уделяется все больше внимания. По окончании второй мировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. Создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющих право каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинское обслуживание. Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране.
В данной работе мы представим обзор законов, защищающих права людей с ограниченными возможностями в нашей стране.
В основе современного законотворчества в области зашиты прав человека лежат гуманистические положения социокультурной концепции.
Эти мировоззренческие понятия определили права всех людей на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности, пособия по безработице и т.д.
Создание в 1945 г. ООН. Одним из основных аспектов деятельности ООН стало законотворчество в области зашиты прав человека.
В структуре ООН имеются агентства по защите прав человека:
ЮНИСЕФ — детский фонд ООН (1946);
ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (194б);
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения (1946).
В международных и Российских правовых документах используются следующие понятия:
Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав человека является право на образование.
Право всех людей на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, в России — в Конституции РФ.
Признание безусловной ценности для общества каждой человеческой личности, необходимости обеспечения гарантия ее права на развитие и реализацию систем потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни – вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.
Права инвалидов закреплены в ряде документов ООН, таких, как:
"Всеобщая декларация прав человека"
"Конвенция о правах ребенка"
"Декларация о правах
"Декларация о правах
"Стандартные правила
Во всех этих документах отражен принцип равенства представляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностями равные со всеми права.
"Всеобщая декларация прав человека" обеспечивает нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов. Люди, имеющие инвалидность, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. В статье 25 признают за каждым человеком "права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". "Материнство и детство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети имеют равное право на социальную защиту".
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.
3. Родители имеют право
В статье 1 говорится: «...все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2 и 6 устанавливают право каждого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».
"Конвенция о правах ребенка" была утверждена 20 ноября 1989 г.
Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Конвенция – первый международный договор, признающий права детей-инвалидов. В статье 23 говорится, что «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостатками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и активное участие в общественной жизни".
В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинском обслуживании, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельности. Право детей-инвалидов на специальный уход. Такая "помощь предоставляется по возможности бесплатно". "Государства-участники будут способствовать обмену информацией в области профилактики заболеваний, лечения детей-инвалидов.
Статья 24 – ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания.
Статья 32 – государство обязаны защищать ребенка от трудовой эксплуатации и работы, которая может повредить его обучению или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
Статья 19 – государства обязаны защищать ребенка от физического или психического вреда или недосмотра, исключая сексуальное насилие и эксплуатацию.
"Декларация о правах умственно отсталых лиц" принята в 1971 г. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию, а также на такое образование, которое позволило бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала. Право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни; на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения. Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потребовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания доступных для умственно отсталых людей, юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.
Этот документ не ратифицирован Россией.
"Декларация о правах инвалидов" — в 1975 г., инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди.
Инвалидов как «..любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей
«...инвалиды должны быть
"Стандартные
правила обеспечения равных
Предпосылки, содействующие их равному участию в жизни общества:
1) широкое ознакомление
2) беспрепятственный доступ для
инвалидов к медицинскому
3) полный комплекс услуг по реабилитации;
4) обеспечение специальными
Во второй главе речь идет о целевых областях создания равных возможностей. Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни. Понятие «доступности» подразумевает создание безбарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспрепятственный доступ к средствам информации и коммуникации.
Правило 6, в котором указаны стандарты доступа инвалидов к образованию.
В странах, где общеобразовательная система "не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования". Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систему образования. Огромное значение для достижения инвалидами независимой жизни имеет трудовая занятость. Инвалиды имеют право пользоваться особыми правами в области трудоустройства, трудовое законодательство "не должно допускать дискриминации инвалидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству". Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен с требованием, предоставить достойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но и лицам, осуществляющим уход за ними. Программы социального обеспечения должны быть структурированы таким образом, чтобы стимулировать людей с инвалидностью к самостоятельному поиску трудоустройства.
Инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.
Государства обязаны:
а) собирать и распространять информацию об условиях жизни инвалидов;
б) обеспечивать учет проблем инвалидов при разработке соответствующей политики и национальном планировании;
в) разрабатывать законодательную базу с учетом мер по достижению полного участия и равенства инвалидов;
е) признавать право общественных организаций инвалидов представлять свои интересы на национальном, региональном и местном уровнях;
ж) обеспечивать адекватную, подготовку, кадров, участвующих в планировании и осуществлении программ, по созданию равных возможностей для инвалидов.
На основе этих Стандартных правил разработаны дифференцированные рекомендации по созданию равных возможностей для людей с тем или иным видом инвалидности. Так, в документе «Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствование психиатрической помощи» заложены минимальные стандарты ООН по защите законных прав и свобод людей с интеллектуальной недостаточностью. Принципы касаются защиты детей от избыточной диагностики умственной недостаточности, утверждения их прав на конфиденциальность профессиональной информации.
Поддержка свободного развития "особого ребенка" предусматривает прежде всего восстановление его прав на наследование культурно-исторического опыта человечества.
Саламанкская всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями "Доступность и качество" (1994)
Информация о работе Правовые основы специального образования в России