Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:21, реферат
Люди, а особенно дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности – самая уязвимая категория людей. С гуманизацией общественного сознания их правам и обеспечению равных возможностей для них уделяется все больше внимания. По окончании второй мировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. Создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющих право каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинское обслуживание. Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране.
Документы, принятые конференцией, базируются на принципе включающего образования, т.е. признания необходимости создания "школ для всех" - учебных заведений, которые объединяют всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального или другого состояния и создают им соответствующие условия обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого.
Организация раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачей первостепенной важности, основным направлением развития системы образования в XXI в.
Конвенция о защите и поощрении прав и достоинств инвалидов – 13 декабря 2006 г.
Главная цель – защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.
За последние годы были приняты определенные меры по ратификации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит законам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это – федеральные законы. Они имеют силу на всей территории России. Предпосылкой принятия или корректировки законодательных актов следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавливаемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в бюджете, служит гарантией выделения необходимых средств. Особенностью современной законодательной базы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и преобразований. В 1991 г. вышел ряд новых документов. Действовавшая до этого времени советская модель социального обеспечения была реорганизована. Созданы новые законы, в которых разграничены понятия «социальная защита» и «социальное обслуживание». Социальная защита – это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.
Социальное обслуживание носит нематериальный характер и предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществление через систему социальных служб.
Конституция РФ, принятая в 1993 году, является основным законом в нашей стране. Социальное равенство, закрепленное в Конституции, еще не является фактически полным равенством в силу естественного различия .между индивидами. Так, инвалид имеет ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком.
Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:
" О социальной защите инвалидов"
"Об образовании",
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов",
"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей",
"Об основных гарантиях прав ребенка",
"Семейный кодекс Российской Федерации".
Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" – его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.
Необходимо указать, что ранее действовавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одного кодифицированного. Еденного правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным правовым источникам, касались различных категорий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью.
Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное
1) заболеванием;
2) последствиями травм;
3) анатомическими дефектами.
Человек признается инвалидов при наличии следующих условий
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
2) ограничение жизнедеятельности;
3) необходимость мер социальной защиты.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
Понятия "инвалид" и "ребенок-инвалид" тождественны и граждане, обладающие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах.
Назначение ребенку инвалидности является юридическим актом и осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы
К категории инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов как системы экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества. Закон вводит понятие "реабилитация". Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации этого права государство гарантирует необходимые условия.
Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. Положения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной деятельности, посредством предоставления дополнительных услуг, в том числе образовательных:
1) органы управления
2) создана сеть
3) при .невозможности обучения
Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и имущественные льготы. Права инвалидов и особые условия реализации законодательно подкреплены положениями нормативных документов более низкого порядка – постановлений, приказов, положений.
Закон Российской Федерации "Об образовании" вступил в силу 5.01.1996 г.Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в развитии. Предусматривает создание для детей с отклонениями специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Финансирование указанных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей. Деятельность по обучению воспитанников организуется в учреждениях различных видов:
Указ Президента РФ №543 от 1 июня 1992 года
«О первоначальных мерах по реализации
Всемирной декларации об обеспечении
выживания, защиты и развития детей в 90-е
годы» положил начало формированию инновационной стратегии
и организации социально-педагогической
помощи людям с ограниченными возможностями,
в преодолении межведомственных барьеров,
новых форм учреждений, работающих на
междисциплинарной основе. Это комплексные
психолого-медико-
Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принят 3 июля 1998 г. Закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка предусматривает более широкий спектр прав:
Практическая реализация положений этой статьи вызывает сомнения, так как она не может иметь соответствующего материального обеспечения.
Положения этого закона, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, носят, скорее, декларативный характер.
Семейный кодекс Российской Федерации – 1 марта 1996 г.Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Правовое положение ребенка определяется с позиций интересов самого ребенка и включает следующие основные права:
Сказано о правовой защите детей от насилия в семье. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, уничтожающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Итак, права людей с ограниченными возможностями в нашей стране приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных документов сопряжена с определенными трудностями, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченностью мероприятий, декларируемых законами. К недостаткам отечественной законодательной базы относится отсутствие самостоятельного правового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Отдельные положения, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняет их практическое применение. Наряду с законодательством важное место в социальной политике РФ отводится целевым программа, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения. Наиболее эффективно реализуются федеральные программы: "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 год" и "Дети России" (подпрограмма "Дети-инвалиды"). Подпрограмма "Дети-инвалиды" направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также системы реабилитации детей с ограниченными возможностями; на оказание консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; на интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Информация о работе Правовые основы специального образования в России