Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Начальным этапом становления системы экологического образования молодежи является дошкольный период. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям
ПЛАН
Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы организации экологических праздников и досугов……………………………………………………………………………...4
1.1 своеобразие экологических праздников и досугов в дошкольном детстве и место в экологическом воспитании………………………………...4
1.2 подготовка воспитателя к проведению экологических праздников и досугов……………………………………………………………………………...6
1.3 содержание экологических праздников и досугов дошкольников…9
1.4 методика проведения экологических праздников и досугов……..11
2. Проведения экологических праздников и досугов с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………..16
Приложение…………………………………………………………………..
6. Оказание методической помощи по результатам анкеты (консультации, семинар – практикум, беседы).
7. Разработка памяток и рекомендаций педагогам по организации и проведению праздников и развлечений с детьми.
2 этап. Основной.
1. Конкурс среди педагогов на лучший сценарий экологического праздника.
2. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения.
3. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.
4. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально – физиологической нагрузки.
5. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.
6. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним.
7. Подбор музыкальных произведений.
8. Репетиции с персонажами.
9. Консультация “Как привлечь родителей к сотрудничеству”.
10. Оформление афиши для приглашения всех желающих.
3 этап. Проведение праздника или развлечения.
1. Эмоциональный настрой всех участников на радостное событие.
2. Строгое соблюдение режима дня (дети должны погулять, хорошо выспаться, не нагружать занятиями, репетиций в этот день не должно быть).
4 этап. Заключительный.
1. Чаепитие (возможно совместно с родителями).
2. Оформление фотостенда по итогам проведения праздника или развлечения.
3. Оценка праздника детьми и взрослыми.
4. Закрепление впечатлений детей от праздников в рисунках, лепке, рассказах и беседах.
5. Совместное обсуждение результатов праздников (выводы и рекомендации педагогам).
Анализ праздника в детском саду
Подготовка к празднику:
участие родителей, педагогов и других специалистов детского сада в составлении плана, сценария и композиций;
проявление инициативы, самостоятельности, распределение обязанностей;
трудности при подготовке;
генеральная репетиция.
2. Проведение праздника:
праздничное оформление помещений;
соответствие эстетики оформления теме праздника;
содержание выставок детских творческих работ;
своевременность начала праздника;
эстетика внешнего вида детей;
выступление детей на празднике , их активность и эмоциональность;
умение педагогов организовать детей; увлечь их целенаправленной деятельностью, проанализировать итоги деятельности каждого детского коллектива.
3. Реализация намеченных целей и задач праздника.
Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.
1.3 Содержание экологических праздников и досугов дошкольников.
Тематика экологических праздников может быть посвящена временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли («Наш дом – Земля», «Зелёная планета»); он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части.
Второй праздник Нового года можно организовать вместе с детьми на участке (в ближайшем природном окружении) вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жизни – прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогодней массовой вырубки елей.
Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода – это сама жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям – праздник дает возможность это почувствовать.
Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.
Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.
В старшем дошкольном возрасте праздники могут быть построены на произведениях В. Бианки, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковский, у которых не мало стихов о животных, написанных с любовью к ним.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепитие с ними). Например, досуг «Ёлка для кукол» может быть проведён в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит ёлку для кукольного уголка, дети украшают её, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.
Возможные темы экологических праздников и досугов:
День Земли (22 апреля);
Всемирный день моря (29 сентября);
Международный день защиты животных (4 октября);
Синичкин праздник (12 ноября);
День домашних животных (30 ноября) и другие.
1.4 Методика проведения экологических праздников и досугов
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок, но не чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца.
Праздник может организоваться совместно с родителями и детьми. Принимаются все предложения и пожелания, после чего разрабатывается план действий. При этом нужно придерживаться главного принципа – соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и в режимные моменты, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а составленные сценарии – разнообразны, легко осуществимы и отвечать целям проекта.
Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, воспитателей, родителей и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.
Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:
I этап – предварительное планирование.
II этап – работа над сценарием.
III этап – предварительное знакомство детей с праздником.
IV этап – репетиции.
V этап – проведение праздника.
VI этап – подведение итогов.
VII этап – последствие праздника.
I. В начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей.
В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.
При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила:
начало должно быть ярким и торжественным;
сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;
обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты);
все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”;
длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.
III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нём (родители, воспитатели, знакомые, дети и т.д.) и что будут делать сами дети.
IV. После определения цели и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, уличных площадок и т.д., изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия…
Чтобы ребята были радостными и веселыми с самого утра, праздничный день надо начинать с яркого представления праздника при входе в детский сад и группу.
Визитной карточкой каждого праздника может стать красочная афиша-объявление в холле первого этажа при входе в учреждение. На цветном листе можно разместить название праздника, дату его проведения, обязательно картинка (фото детей, иллюстрация из рисуночных сайтов Интернета или аппликация из журналов.
Праздник начинается,… проходит… и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII. Последствие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, он запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нём хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать это ситуацию для обучения и развития.
2. Проведения экологических праздников и досугов с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим содержание одного из главных экологических праздников для детей старшей группы – всемирный День Земли (22 апреля) – «Зелёная планета». В этот день с дошкольниками проводится занятие с глобусом, посвященное экологическим проблемам. Дети уже много знают, их представления можно расширить и углубить – пусть они задумаются о жизни на Земле. В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами» - дети высевают семена, высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участок и в места ближайшего окружения (чтобы везде было красиво). Вечером проводится праздник, на котором подводится итог первым в жизни детей хорошим делам, их отношению к природе: дошкольников посвящают в «Юные экологи», им вручают первый документ – Свидетельство «Юный эколог», маленький подарок. Об их хороших делах, любви к природе свидетельствует выставка работ в зале: календари природы (их много, они разные), самодельные книги по экологическим рассказам и глобус, «Панорама добрых дел», плакаты в защиту растений и животных, рисунки детей и фотографии походов. Все это представлено для всеобщего обозрения, и дети убеждаются: они действительно любят природу и не зря получают статус маленького эколога.
Информация о работе Праздники и досуги в системе экологического воспитания дошкольников