Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Начальным этапом становления системы экологического образования молодежи является дошкольный период. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям
ПЛАН
Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы организации экологических праздников и досугов……………………………………………………………………………...4
1.1 своеобразие экологических праздников и досугов в дошкольном детстве и место в экологическом воспитании………………………………...4
1.2 подготовка воспитателя к проведению экологических праздников и досугов……………………………………………………………………………...6
1.3 содержание экологических праздников и досугов дошкольников…9
1.4 методика проведения экологических праздников и досугов……..11
2. Проведения экологических праздников и досугов с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………..16
Приложение…………………………………………………………………..
Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме – это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше – в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада – это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.
Заключение
Начальным этапом становления системы экологического образования молодежи является дошкольный период. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
Комплексно-ориентированный подход к экологическому образованию дает возможность воспитателям дошкольных учреждений использовать разные формы обучения, включающие интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки в природу, эколого-оздоровительные походы, экологические праздники и досуги, экологические акции, игровые обучающие ситуации, опыты, проблемные ситуации и др.
Главной формой экологического воспитания детей в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Но самым эмоциональным и увлекательным познанием природы являются праздники и досуги.
Поскольку праздники и развлечения – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Тематика экологических праздников может быть посвящена временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Таким образом, все экологические праздники и досуговые мероприятия, входящие в единую систему экологического воспитания дошкольников, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.
Литература:
1. Веретенникова Н. Ф. "Ознакомление дошкольников с природой". М 1980г.
2. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" Санкт-Петербург.
Детство-пресс 2001г.
3. Кондратьева Н.Н. и др. "Мы. Программа экологического образования". Детство-пресс 2000г.
4. Лучич М.В. "Детям о природе". М 1973
5. Николаева С.Н. "Общение с природой начинается с детства". Пермь 1993г.
6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» Мозаика-синтез 2000г.
7. Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания в детском саду". "Просвещение" 2000г.
8. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве". "Просвещение" 2002г.
9. П.Николаева С.Н. "Создание условий для экологического воспитания детей" М 1993г.
10. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
11. Рыжова "Экологическое образование в детском саду". Карапуз 2002г.
12. Сольцова О. День Земли // Дошкольное воспитание. 2007. N3. С. 42-44.
13. Тарасевич П.И., Шинина Н.А. "Экологические тропинки". Тольятти 2002г.
2
Приложение
Сценарий экологического праздника в старшей группе
«День Земли»
Программное содержание:
Уточнить представление детей о лесных животных, птицах и растениях в лесу;
Расширять представление детей об охране природы;
Закреплять знание правил поведения в лесу.
Виды деятельности детей: Театрализованная, познавательная, музыкальная, самостоятельная художественная.
Предварительная работа:
Изготовление поздравительных открыток, рисование марки с изображением Земли, беседа о Земле, о жизни на Земле, наблюдения в природе, труд по уходу за растениями, животными. Рисование деталей к игре «Сложи картину»: деревья, птицы, Земной шар, солнышко, цветы и т.д., разучивание песен, танца, стихов.
Ход
Ведущий. Я знаю много праздников: Новый год. Женский день 8 марта, 23 февраля – День Защитников Отечества, 1 сентября - День Знаний.
Как вы думаете, какой праздник отмечается 22 апреля?
Ответы детей.
Да, 22 апреля - День Земли. Много раз встречали праздник в этом зале, но такого мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем День рождения Земли - нашего общего дома.
На поляне как-то раз спорили зверята.
Кто важнее всех в лесу, знаете, ребята?
Выходит ребёнок в костюме медведя.
Медведь. Я хозяин леса - медведь. Все знают, что я в лесу самый главный!
Выбегает ребёнок в костюме зайца.
Заяц. Как ты, медведь, можешь называть себя хозяином леса? Что это за хозяин, который спит всю зиму и не знает, что в его доме делается?! Мы, зайцы, самые главные в лесу. Везде бегаем, всё знаем.
Выходят дети в костюмах белки, дятла, кукушки.
Белка. Мы, белки, быстрые и ловкие. Прыгаем с ветки на ветку, с высоты всё видим. Мы в лесу главные!
Дятел. Если бы не я, дятел, плохо пришлось бы лесу. Деревья я защищаю от вредителей, делаю уютные дупла - жилища для птиц и зверей. Даже тебе, кукушка, не отказываю, хотя все знают, что ты бросаешь своих птенцов. Я в лесу самый главный!
Кукушка. Да, я не воспитываю своих кукушат, зато никто в лесу не ловит столько мохнатых гусениц, как я!
Выходит ребёнок в костюме мухомора.
Мухомор. Не спорьте, друзья! Все вы нужны лесу, все зависите друг от друга. Если кто-нибудь из вас покинет лес, он обеднеет, а может и погибнуть.
Приглашаю вас в гости к Лесовушке. Она много знает о лесе и его обитателях.
Проводится физкультминутка «Путешествие».
Дети идут друг за другом, в соответствии с текстом выполняя движения.
Ведущий. Мы идём по просёлочной дороге, по разогретой солнцем земле.
(Топают ногами.)
Перед нами луг, под ногами мягкая трава.
(Делают ногами скользящие движения.)
Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок. (Растирают ладони.)
По деревянному мостику переходим через реку. (Высоко поднимая ноги, делают хлопки под коленями.)
Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку. (Выполняют прыжки на двух ногах.)
Вокруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветки. (Поднимают руки над головой, покачивают ими.)
Перед нами широкая канава. (Делают большой прыжок.)
Справа и слева спелые ягоды, соберём их в подарок Лесовушке. (Выполняют наклоны вправо-влево, приседания.)
Проходим по лугу, заросшему высокой травой. (Идут, высоко поднимая колени.)
Вот мы и пришли!
Выходит Лесовушка (роль исполняет взрослый). В руках у неё поднос с караваем.
Лесовушка.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай вам подношу
И отведать попрошу.
(Дети пробуют каравай.)
Здравствуйте, дети! Я старушка Лесовушка. Лес охраняю от шума, от всякого лиха. Все лесные жители - мои друзья. Надеюсь, мы подружимся?
Ёж (держит в руках корзину).
Столько мусора в лесу,
Что никак не унесу.
Рак.
Все мои подружки,
Рыбёшки и лягушки,
Не плавают, не скачут,
А жалуются, плачут.
На дне реки жестянки,
Бутылки, тряпки, банки.
Медведь.
О природе люди думать перестали.
И лесные жители обижаться стали.
На охоте люди птиц, зверей стреляют
И деревья все подряд часто вырубают.
Реки засоряют, травы выжигают
И о жителях лесных ничего не знают.
Лесовушка. Неужели это правда? Но ведь не все люди так поступают?
Дети, вы деревья ломаете? (Нет.)
Из рогаток по птицам стреляете? (Нет.)
О животных что-нибудь знаете? (Да.)
(Загадывает загадки о животных, дети их отгадывают.)
Не нуждается ни в ком,
На спине свой носит дом.
При себе всегда пожитки
У медлительной... (Улитки.)
Всех перелётных птиц черней,
На пашне ищет он червей.
Взад-вперёд по веткам вскачь,
А зовётся птица... (Грач.)
За деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала...
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
Белка. Скажите, что мы, белки, в свои кладовые на зиму собираем?
Медведь. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалила?
Мухомор. Нужны ли кому-нибудь такие грибы, как я? Для чего?
Кукушка. Если вы увидите выпавшего из гнезда птенца, что вы сделаете?
Дети отвечают на все вопросы.
Лесовушка. Кто знает стихи о птицах?
Ребёнок.
Как счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря разразится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Того, кто на земле живёт без дома.
Не разоряйте птичьего гнезда!
(К. Кулиев.)
Лесовушка. Дети, расскажите, какой бы вы хотели видеть природу.
Дети (читают стихи построчно).
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый летний дождь.
Чтобы лес наш стал чудесен,
Чтобы смыть и грязь, и плесень,
Чтоб деревья напоить
И цветы в траве умыть,
Воду в речке освежить,
Надо дождик пригласить.
Дети поют заклинку «Дождик». Звучит аудиозапись - по выбору воспитателя. Девочки исполняют хореографическую композицию «Летний дождь».
Лесовушка. Как красиво стало после дождя. Умылись деревья, травы и кусты. Знаете ли вы растения нашего леса?
Весну встречает - серёжки надевает.
Набросит на спинку зелёную косынку.
На платье полоски у дерева... (Берёзки.)
Кто ни прикасается,
За того цепляется. (Репейник.)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
Какую пользу приносят деревья? Назовите деревья, которые растут (не растут) в нашем лесу. (Ответы детей.)
Ребёнок.
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой -
Не ломай меня!
Медоносным цветом зацвету я летом -
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя -
Вырасти меня.
Я тебя листвою от дождя укрою -
Поливай меня.
А дождёшься срока,
Выйдешь в мир широкий -
Не забудь меня!
Лесовушка.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Информация о работе Праздники и досуги в системе экологического воспитания дошкольников