Практика применения метода наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить область применения и основные требования к методу наблюдения.
ЗАДАЧИ:
а) Изучить виды наблюдения.
б) Выявить условия наблюдения, этапы и процедуру метода наблюдения.
в) На практических примерах изучить Эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; понаблюдать адаптированность группы детей в ДОУ; навыки и умения детей средней группы в игре.
г) Проанализировать работу и сделать соответствующие выводы по теме и рекомендации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Область применения и объекты метода наблюдения…………………………..6
1.1 Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения....8
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения ………………………….10
1.3 Требования к знаниям и умениям наблюдателя…………………………….11
2. Виды наблюдений и их классификация ………………………………………12
2.1 Этапы и процедура метода наблюдения……………………………………..18
2.2 Типичные ошибки метода наблюдения ……………………………………..19
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников…..20
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий……………………………......................................................................28
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2011 Курсовая по методологии Голубевой.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

-    наблюдение  не искажает естественного протекания  психических процессов;

-   доступность и относительная дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения:

- жизненность наблюдаемых  факторов, их органическая связь и слитность со множеством попутных явлений социального. Психологического и физического порядка, затрудняют понимание каждого явления, его анализ;

-  большие затраты  времени в связи с пассивностью  наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю;

-   невозможность  повторных наблюдений тождественных  факторов;

- трудность установления  причины явления: слитность наблюдаемых  факторов с попутными явлениями; много не учитываемых условий; возможность субъективизма;

-  трудность статистической  обработки.

 

 

1.3. Требования  к знаниям и умениям наблюдателя:

- наблюдатель должен иметь представление об особенностях организации жизни деятельности детей в дошкольном учреждении;

-  знать особенности  работы воспитателя дошкольного  учреждения;

- иметь представление  об особенностях организации  различных видов деятельности;

-  знать психологические  особенности детей;

- уметь определять  конкретные учебно-воспитательные  задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;

- уметь самостоятельно методически грамотно участвовать в организации жизнедеятельности детей, с использованием разнообразных форм, методов, средств, приемов воспитания в соответствии с поставленными задачами;

- овладеть коммуникативными, организаторскими, диагностическими  и аналитическими способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Виды наблюдений и их классификация.

       Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой им ситуации – включенное и не включенное; условий организации – открытое и скрытое; места проведения – полевое и лабораторное; регулярности проведения - систематическое и случайное.

      Рассмотрим все эти виды подробнее.

Контролируемое наблюдение – это наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Наиболее часто оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

Неконтролируемое  наблюдение - наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. Во время его проведения отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Это наблюдение широко применяется на начальном этапе изучения ребенка, группы и дополняется другими методами сбора информации (беседа, тестирование, опрос и т.п.).

По форме взаимоотношений  наблюдателя и испытуемого бывает открытое и скрытое наблюдение.

Открытое (явное) – наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми  факта присутствия посторонних лиц на  занятии.  Поведение ребенка, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.  
Скрытое – это наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Также могут быть использованы скрытые камеры наблюдения. При  скрытом  наблюдении  дети  не  знают,  что являются  объектом изучения. Эта

разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные навыки, интересы детей, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

По степени включенности: включенное и невключенное наблюдение.

Включенное (причастное) наблюдение – наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления. Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. Этот вид наблюдения очень полезен тогда, когда наблюдатель может дать правильную оценку явлению, лишь почувствовав его на самом себе.

Невключенное наблюдение – данное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Данное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым.

По регулярности проведения: систематическое и несистематическое.

Систематическое наблюдение (сплошное) – проводится регулярно в течение определенного периода. Обычно оно проводится по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. В наблюдении фиксируются все проявления психической и трудовой деятельности ребенка: записи родителей и диагностики педагогов.

Несистематическое (выборочное) – данное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни возникают часто ситуации, которые нельзя смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой степени готовности, т.к. трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения. В этом наблюдении может какой-либо один психический процесс или одно явление: навыки общения воспитателя с ребенком или речь ребенка.

Стандартизированное наблюдение – это когда проблема в наблюдении четко определена, поэтому виды поведения. Подлежащие наблюдению, обговорены предварительно, так же как и категории, которые будут использованы для записи и анализа ситуации. Данный вид наблюдения может быть использован для проверки гипотез, уточнения уже имеющихся данных. А также описания предмета исследования.

Нестандартизированное наблюдение - это когда проблема не определена в конкретной постановке, поэтому имеет место большая гибкость в использовании наблюдателями терминов, в которых они смогут отобразить свои сведения и результаты.

По используемым средствам: непосредственное и опосредованное.

Непосредственное  наблюдение – проводит сам наблюдатель, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением или процессом не употребляя никаких технических инструментов, полагается только на свои органы восприятия (глаза и уши).

Опосредованное наблюдение – используются ранее собранные результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: педагогами, аудио- видео записи. Например, в детском саду воспитатель учит воспринимать диких животных через их художественное изображение – картинку или игрушку.

По длительности проведения: кратковременное  и долговременное.

Кратковременное наблюдение – проводится на первой стадии исследования для  контроля и пополнения данных, другими методами. Например, наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня; наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Долговременное наблюдение – проводится на протяжении нескольких лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения разновидности: (панельное и лонгитюдное наблюдение). Лонгитюдное наблюдение применяется, если требуется проследить историю развития людей и влияние на них определенных событий за достаточно продолжительный отрезок времени (годы).

По форме организации: структурированное и неструктурированное.

Структурированное наблюдение - проводится с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения. Для разработки процедуры структурированного наблюдения важно не только определить наиболее значимые элементы наблюдаемого процесса, которые будут включены в бланк регистрации, но и какие признаки этих элементов будут фиксироваться в ходе исследования: наличие (отсутствие) или интенсивность их проявления. 
Структурированное наблюдение, как правило, применяется при исследовании частных ситуаций, поэтому исследователь должен создавать систему категорий и единиц наблюдения в соответствии с моделью последующего анализа.

Неструктурированное наблюдение – не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса наблюдатель будет изучать. Это наблюдение за объектом в целом или за его основными составляющими. Обычно такое наблюдение применяют на начальном этапе разведывательного или аналитического исследования.

По месту проведения: полевое и лабораторное.

Полевое наблюдение - проводится в естественных условиях для участников наблюдения. Это наблюдение реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

Лабораторное наблюдение – характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Исследователь сам определяет эти условия, время и место наблюдения. Преимущество данного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон наблюдаемого. При данном наблюдении наблюдатель может использовать различные технические средства: фото-кино-видео - аппаратура, измерительные приборы.

По охвату: сплошное и  выборочное.

Сплошное наблюдение – наблюдатель фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения для дальнейшего анализа и обработки данных.

Выборочное наблюдение – в этом наблюдении исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры, поведение и те моменты, которые он запланировал наблюдать.

Внутреннее самонаблюдение – при этом исследовании наблюдатель пользуется не только данными наблюдения о поведении индивидов, но и их суждением и оценками тех или иных фактов. Самонаблюдение, наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта.

Оно складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному.

Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит  выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский).

Внешнее (наблюдение со стороны) – способ сбора данных о другом человеке, его поведении, психологии путем наблюдения за ним со стороны.

Казуальное (причинное) – это наблюдение исследователем отдельных случаев, которые имеют определенный интерес. Например, педагог наблюдает за гиперактивным ребенком, чтобы получить более полное представление о нем.

Наблюдение является очень сложным процессом, поэтому  он требует особой подготовки наблюдателей.

Эпизодическое наблюдение – фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Приведенная мной классификация  наблюдений является условной и отражает лишь наиболее важные их особенности. Поэтому любое из данных видов  наблюдений должно быть применено лишь там, где даст наиболее точные и полезные результаты.

Необходимо отметить и наблюдение значимых ситуаций. Они  могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так дети могут бурно реагировать на приход в группу сказочного героя, например Буратино, на сообщение о предстоящем празднике, на появление новой игрушки в группе, на результаты своей удавшейся работы и т.п.

Перед проведением исследования методом наблюдения необходимо провести тренировочное наблюдение, с целью вскрытия предстоящих трудностей и для приобретения определенных умений наблюдения.

Формы наблюдения по классификационным  признакам можно увидеть в  Приложении 2.

2.1 Этапы и процедура  метода наблюдения

1. Подготовительный этап.

1.1. Разработка программы. Постановка точных целей и задач. Обоснование необходимости применения наблюдения. Определение предмета исследования, объекта. Его предварительная характеристика. Выделение наблюдаемых ситуаций, единиц и категорий наблюдения.

1.2. Проектирование инструментария (карточек, дневников) и классификатора контент-анализа дневниковых и протокольных записей.

2.    Оперативный этап.

2.1. Общее знакомство  с объектом и организация условий  наблюдения в соответствии с  программой.

2.2. Регистрация данных  в дневниках, карточках, протоколах. Фиксация сопутствующих факторов, характеристик, условий.

2.3. Обработка аудиовизуальных  технических записей.

3. Результирующий этап.

3.1. Сбор учета документов, их проверка.

3.2. Ручная обработка  данных.

3.3. Контент-анализа протокольных и дневниковых записей.

3.4. Перевод данных  на машинные носители.

3.5. Статистическая обработка.  Исчисление показателей. Оценка  надежности, вычисление коэффициентов  устойчивости.

3.6. Анализ и построение  выводов.

Дневник наблюдателя

(примерный перечень фиксируемых наблюдений и признаков)

1. Наблюдаемые. Какое количество детей? В чем основное содержание деятельности? Характер взаимоотношений?

2. Обстановка. Где, в каких условиях происходит действие? Чем отличается их поведение в ситуации? Какое действие можно ожидать в этой обстановке?

3. Цели действий наблюдаемых. В чём состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют?

Информация о работе Практика применения метода наблюдения