Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить область применения и основные требования к методу наблюдения.
ЗАДАЧИ:
а) Изучить виды наблюдения.
б) Выявить условия наблюдения, этапы и процедуру метода наблюдения.
в) На практических примерах изучить Эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; понаблюдать адаптированность группы детей в ДОУ; навыки и умения детей средней группы в игре.
г) Проанализировать работу и сделать соответствующие выводы по теме и рекомендации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Область применения и объекты метода наблюдения…………………………..6
1.1 Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения....8
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения ………………………….10
1.3 Требования к знаниям и умениям наблюдателя…………………………….11
2. Виды наблюдений и их классификация ………………………………………12
2.1 Этапы и процедура метода наблюдения……………………………………..18
2.2 Типичные ошибки метода наблюдения ……………………………………..19
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников…..20
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий……………………………......................................................................28
Список использованных источников……………………………
4. Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается? Как меняется действие после достижения определенного результата?
5. Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна или повторяема? Насколько часто? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает и что сдерживает ее возникновение?
6. Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе.
7. Время заполнения. Методические документы наблюдения и регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).
8. Выполнение требований программы. Отклонение условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не удалось выполнить?
9. Оценка включенности
в наблюдаемую ситуацию. Насколько
замечен участниками факт
10. Оценка эффективности.
Необходимость повторного
2.2 Типичные ошибки в применении наблюдения
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников
Наблюдение № 1.
Рассмотрим наблюдение эмоционального состояния и поведения «незаметного»
ребенка второй младшей группы в свободной деятельности, вне занятий. Это необходимо для того, чтобы оказать своевременную помощь в случае длительного подавленного состояния у ребенка, которое может привести в дальнейшем к заболеванию.
Цель наблюдения – выявить эмоциональное состояние ребенка в свободное от занятий время; рассмотреть его поведение в общении со сверстниками и взрослыми; сделать соответствующие выводы на основе наблюдения в целом.
Карта проведения наблюдения
Имя, фамилия, возраст Гугучкин Федя 4года
Дата проведения наблюдения, день недели 13.12.2011 вторник
Время проведения утро Воспитатель Голубева Г.Е
Вид деятельности: игровая, режимный момент (какой?), прогулка, вид занятия, свободная и т.д. свободная
Дополнительные сведения (период адаптации, после болезни, обычно) обычно
Дополнительный фон (после праздника, эмоционального занятия, досуга,
другое
1. Ориентирование на требования педагога
не подчиняется
ситуативно (когда) когда это не противоречит его личному взгляду на стиуацию
полностью подчинен
2. Умение регулировать эмоции
не владеет регуляцией
импульсивность в пределах нормы (указать ситуации)
может отложить эмоциональное проявление держит эмоции в себе
3. Зависимость от оценки других
не зависим от оценок
зависим от оценки педагога
зависим от оценки сверстников
4. Включенность в деятельность группы
играет один (какое время дня) Большую часть времени играет один
наблюдает со стороны
играет со всеми (вид игры, деятельность)
играет избирательно
5. Целенаправленность поведения
мало целенаправленное
в основном цель удерживает, хотя отвлекается
целенаправленное поведение
6. Адекватность к бытовым, игровым ситуациям
Адекватен
отказ от игры (интуитивное понимание отторжения)
неадекватен, импульсивность
манера действий адекватна, хотя импульсивна
7. Импульсивность
наличие выраженной импульсивности, непоследовательности
ситуативно регулируется внешним контролем
регулируется внешним контролем регулируется внешним контролем
расторможенность
присутствует некоторый уровень произвольности
8. Особенности аффективного и эмоционального поведения
психический тонус пассивный
психический тонус активный, требует динамичности
часто сниженное настроение
эмоциональный фон ровный, чуть повышен
черезмерно повышенное настроение
9. Адекватность аффективность реакций
адекватность
не типичная (при агрессии молчит, не реагирует)
проявляет агрессию в ответ на обиду проявляет агрессию на обиду
старается построить отношения
эмоциональная пассивность, подчиняемость
нет дистанции в общении со взрослыми
умеет понять эмоции другого, попытка объяснить
10. Появление утомления
постоянно утомлен
утомление проявляется в начале недели, дня
утомление в конце
недели, дня
Особые отметки
Общие выводы: Ребенок большую часть времени играет один; трудно идет на контакт со сверстниками; имеет целенаправленное поведение в своей игре; адекватен к бытовым и игровым ситуациям; поведение регулируется внешним контролем воспитателя; при часто сниженном настроении может проявлять агрессию на обиду со стороны сверстников.
Рекомендации: Предложить консультацию психолога родителям Гугучкина Феди для методов снятия подавленного состояния ребенка.
Воспитателю необходимо помочь замкнутому ребенку вступать в игровые взаимодействия и общение со сверстниками; повышать в ребенке самооценку личности с целью предупреждения эмоционального стресса.
Рекомендуется посещение психолога детского сада для улучшения эмоционального состояния ребенка.
Наблюдение № 2.
Рассмотрим психологические критерии адаптированности группы детей из 5 человек к ДОУ по следующим параметрам, по бальной системе.
1. Общий эмоциональный фон:
положительный 5
неустойчивый 2
отрицательный 1
2. Познавательная и игровая деятельность:
активен 3
активен при поддержке взрослого 2
пассивен / реакция протеста 1
3. Взаимоотношения со взрослыми:
инициативен
принимает инициативу взрослого 2
уход от взаимодействий, реакция протеста 1
4. Взаимоотношения с детьми:
инициативен
вступает в контакт при поддержке взрослого 2
пассивен. Реакция протеста 1
5. Реакция на изменение привычной ситуации:
принятие
тревожность
неприятие
Баллы, набранные ребенком, суммируются и делятся на 5 (количество критериев). Число соотносится со след. показателями:
2,6 – 3 балла –
высокий уровень
У ребенка преобладает
радостное или устойчиво-
1.6 – 2,5 баллов –
средний уровень
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1 – 1,5 баллов –
низкий уровень
У ребенка преобладает агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач. Негодующий крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений и т.п.)
Таблица № 2 Наблюдения адаптированности группы детей к ДОУ.
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Общий эмоц. фон |
Позн. и игровая деятельность |
Взаимоотношения со взрослыми |
Взаим. с детьми |
Реакция на изм. ситуац. |
1 |
Акулов Максим |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Воеводин Алеша |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Дедух Кирилл |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
Москвинова Юля |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
Савенкова Соня |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Анализ и выводы:
Акулов Максим
2,8 – высокий уровень
Воеводин Алеша 1,4 – низкий уровень адаптированности.
Дедух Кирилл
2 – средний уровень
Москвинова Юля
2 – средний уровень
Савенкова Соня
2,2 – средний уровень
В данной группе наблюдаемых детей только один ребенок Воеводин Алеша имеет низкий уровень адаптированности к дошкольному учреждению. Он нуждается в наблюдении педагога – психолога и более внимательного отношения к себе со стороны воспитателя.
Наблюдение №3. Рассмотрим в процессе метода наблюдения умения и взаимодействия детей в игре.
Цель наблюдения – соответствие навыков игровой деятельности возрасту детей, наличие замысла, развитие сюжета игр. Поведение детей во время игры, взаимоотношения друг с другом, речевой этикет.
Оценка уровня умений (В) – высокий уровень (знание и соблюдение правил игры,
умение разворачивать сюжет в зависимости от роли партнера, изобретательность, ролевое взаимодействие, самостоятельность в выборе сюжета).
(С) – средний уровень (частичное соблюдение правил игры, невысокий уровень изобретательности сюжета, выбор сюжета с помощью взрослого, помощь воспитателя во взаимодействии между участниками игры).
(Н) – низкий уровень (слабое знание игровых действий и правил игры, отсутствие самостоятельной изобретательности в развитии событий игры, не самостоятельное ролевое взаимодействие между детьми в игре, слабо сформированы условно-предметные и ролевые построения сюжетно-ролевой игры)
Таблица №3. Оценка наблюдений и умений детей в игре в средней группе №7.
№ п/п |
|
уровень |
1 |
Принимают на себя роль |
В |
2 |
Изменяют в ходе игры
ролевое поведение в |
С |
3 |
Меняют игровую роль в зависимости от развернутого сюжета |
С |
4 |
В игру объединяется большое количество детей |
В |
5 |
На взаимоотношение детей в игре влияют их личные симпатия и дружелюбие |
В |
6 |
Проявляют изобретательность |
С |
7 |
Свободно вступают в ролевое взаимодействие |
С |
8 |
Самостоятельно переходят
от сюжетно-ролевых к играм-драмат |
С |
9 |
Сформированы условно- |
С |
10 |
Умеют комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы |
С |
11 |
Частое взаимодействие в игре |
В |