Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить область применения и основные требования к методу наблюдения.
ЗАДАЧИ:
а) Изучить виды наблюдения.
б) Выявить условия наблюдения, этапы и процедуру метода наблюдения.
в) На практических примерах изучить Эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; понаблюдать адаптированность группы детей в ДОУ; навыки и умения детей средней группы в игре.
г) Проанализировать работу и сделать соответствующие выводы по теме и рекомендации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Область применения и объекты метода наблюдения…………………………..6
1.1 Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения....8
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения ………………………….10
1.3 Требования к знаниям и умениям наблюдателя…………………………….11
2. Виды наблюдений и их классификация ………………………………………12
2.1 Этапы и процедура метода наблюдения……………………………………..18
2.2 Типичные ошибки метода наблюдения ……………………………………..19
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников…..20
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий……………………………......................................................................28
Список использованных источников……………………………
Подсчет данных: (В) – 4; (С) – 7; (Н) - 0
Выводы: На данном методе наблюдения средней группы преобладает средний уровень навыков и умений поведения детей в игре.
Рекомендации: чтобы повысить уровень умений детей в игре, воспитателю необходимо систематизировать применение различных игровых методов и приемов; углублять навыки игровой деятельности детей соответственно возрасту; привлекать к игре малоактивных детей; Углублять знания детей об окружающем и отражать их в сюжетных играх.
Наблюдение является незаменимым источником получения информации описательного характера. Поэтому оно применяется там, где наблюдателю необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т.п.
Важнейшее из преимуществ наблюдения это его непосредственность. Наблюдатель получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.
В своей курсовой работе я изучила различные виды наблюдений и основные требования к этому методу, а также этапы и саму процедуру метода наблюдения за детьми в своем дошкольном учреждении. Свои наблюдения в группах детей я проводила методом невключенного (открытого) наблюдения, где исследовала различные задачи: а) эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; б) адаптацию группы детей в ДОУ; в) навыки и умения детей средней группы в игре.
Далее обработала и проанализировала полученные данные; сделала соответствующие выводы и рекомендации по наблюдаемым областям.
Подводя итоги своей работы можно сделать вывод, что наблюдение является весьма трудоемким методом исследования. Различные методы наблюдения должны использоваться опытным исследователем не отдельно, а в комплексе, дополняя друг друга.
Например, педагогические факты накапливаемых наблюдений могут дополняться фактами, добытыми опросниками, экспериментальными. Диагностическими и другими методами. Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны, которые в сочетании перекрываются и дают более точную картину наблюдения в целом.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Анализ |
метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы; детальное изучение, рассмотрение, разбор каких либо фактов, явлений |
2 |
Вывод |
умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждений, вычислений |
3 |
Единица наблюдения |
элемент статистического наблюдения, носитель признаков, подлежащих регистрации при проведении каких либо фактов, явлений |
4 |
Контроль |
Форма измерений знаний испытуемых, основанная на наблюдении, применении тестов, анализе данных |
5 5 |
Метод |
путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь |
6 |
Наблюдение |
планомерное, целенаправленное, преднамеренное и организованное восприятие явлений, результаты которого фиксируются и делаются выводы |
7 |
Объект наблюдения |
индивид или группа индивидов |
8 |
План |
определенный порядок, последовательность в работе с указанием точных целей |
9 |
Требования |
Норма, совокупность условий, которым должно соответствовать что-либо или кто-либо |
10 |
Этап |
стадия какого- либо процесса (этап работы) |
1 |
Арамова М.А. Справочник психолога ДОУ – М.; ТЦ Сфера 2010.
|
2 |
Болотина Л.Р.А Комарова Т.С. Дошкольная педагогика - М.: Академия, 2004. |
3 |
Т.А.Данилина В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Стелина « В мире детских эмоций» Пособие для практических работ в ДОУ. Айрис Пресс Москва 2006.
|
4 |
Давыдов В.П. Методология и методика
психолого-педагогического |
5 |
Детская психология А.А. Люблинская Учебное пособие для студентов пед. институтов М «Просвещение» 2008. |
6 |
Дошкольная педагогика В.И.Логиновой и П.С Самокрутовой Москва «Просвещение» 2006.
|
7 |
Зимняя И.А. Педаногическая психология(текст) –М.: Литературное агенство « Университетная книга», 2008. |
8 |
Звягинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования – М.: Академия, 2007. |
9 |
Е.О.Смирнова В.М.Холмогорова Межличностные отношения дошкольников. – М.: Владос 2005. |
10 |
Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология./Дубровина И.В., Зацепин В.В. – М., 2006. |
11 |
Эльконин Д.Б.Детская |
А |
|
Б |
|