Практика применения метода наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Выявить область применения и основные требования к методу наблюдения.
ЗАДАЧИ:
а) Изучить виды наблюдения.
б) Выявить условия наблюдения, этапы и процедуру метода наблюдения.
в) На практических примерах изучить Эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; понаблюдать адаптированность группы детей в ДОУ; навыки и умения детей средней группы в игре.
г) Проанализировать работу и сделать соответствующие выводы по теме и рекомендации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Область применения и объекты метода наблюдения…………………………..6
1.1 Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения....8
1.2 Преимущества и недостатки метода наблюдения ………………………….10
1.3 Требования к знаниям и умениям наблюдателя…………………………….11
2. Виды наблюдений и их классификация ………………………………………12
2.1 Этапы и процедура метода наблюдения……………………………………..18
2.2 Типичные ошибки метода наблюдения ……………………………………..19
2.3 Практическая часть применения метода наблюдения у дошкольников…..20
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий……………………………......................................................................28
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2011 Курсовая по методологии Голубевой.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Подсчет данных:   (В) – 4; (С) – 7; (Н) - 0

Выводы: На данном методе наблюдения средней группы преобладает средний уровень навыков и умений поведения детей в игре.

Рекомендации: чтобы повысить уровень умений детей в игре, воспитателю необходимо систематизировать применение различных игровых методов и приемов; углублять навыки игровой деятельности детей соответственно возрасту; привлекать к игре малоактивных детей; Углублять знания детей об окружающем и отражать их в сюжетных играх.

Заключение

Наблюдение является незаменимым  источником получения информации  описательного характера. Поэтому оно применяется там, где наблюдателю необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т.п.

Важнейшее из преимуществ наблюдения это его непосредственность. Наблюдатель получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.

В  своей курсовой работе я изучила  различные виды наблюдений и основные требования к этому методу, а также этапы и саму процедуру метода наблюдения за детьми в  своем дошкольном учреждении. Свои наблюдения  в группах детей я проводила методом невключенного (открытого) наблюдения, где исследовала различные задачи: а) эмоциональное поведение отдельного ребенка вне занятий; б) адаптацию группы детей в ДОУ; в) навыки и умения детей средней группы в игре.

Далее обработала и проанализировала полученные данные; сделала соответствующие выводы и рекомендации по наблюдаемым областям.

Подводя итоги своей  работы можно сделать вывод, что наблюдение является весьма трудоемким методом исследования. Различные методы наблюдения должны использоваться опытным исследователем не отдельно, а в комплексе, дополняя друг друга.

Например, педагогические факты накапливаемых наблюдений могут дополняться фактами, добытыми опросниками, экспериментальными. Диагностическими и другими методами. Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны, которые в сочетании перекрываются и дают более точную картину наблюдения в целом.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

Анализ

метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы; детальное изучение, рассмотрение, разбор каких либо фактов, явлений

2

Вывод

умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждений, вычислений

3

 

Единица наблюдения

элемент статистического  наблюдения, носитель признаков, подлежащих регистрации при проведении каких  либо фактов, явлений

4

 

Контроль

Форма измерений знаний испытуемых, основанная на наблюдении, применении тестов, анализе данных

5 5

 

Метод

путь, способ, прием теоретического исследования или практического  осуществления чего-нибудь

6

 

Наблюдение

планомерное, целенаправленное, преднамеренное и организованное восприятие явлений, результаты которого фиксируются  и делаются выводы

7

Объект наблюдения

индивид или группа индивидов

8

 

План

определенный порядок, последовательность в работе с указанием  точных целей

9

Требования

Норма, совокупность условий, которым  должно соответствовать что-либо или  кто-либо

10

Этап

стадия  какого- либо процесса (этап работы)


 

Список использованных источников

1

Арамова М.А. Справочник психолога  ДОУ – М.; ТЦ Сфера 2010.

 

 

2

Болотина Л.Р.А Комарова Т.С. Дошкольная педагогика -  М.: Академия, 2004.

3

Т.А.Данилина В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Стелина « В мире детских эмоций»

Пособие для практических работ  в ДОУ. Айрис Пресс Москва 2006.

 

4

Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования М.: Логос-М, 2008

5

Детская психология А.А. Люблинская   Учебное пособие для студентов пед. институтов М «Просвещение»  2008.

6

Дошкольная педагогика  В.И.Логиновой  и П.С Самокрутовой Москва «Просвещение» 2006.

 

7

Зимняя И.А. Педаногическая психология(текст) –М.: Литературное агенство « Университетная книга», 2008.

8

Звягинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования – М.: Академия, 2007.

9

Е.О.Смирнова В.М.Холмогорова Межличностные  отношения дошкольников. – М.: Владос 2005.

10

Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология./Дубровина И.В., Зацепин  В.В. – М., 2006.

11

Эльконин Д.Б.Детская психология (текст): учеб. пособие - М.: Академия, 2008.


Приложения

А

Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Практика применения метода наблюдения