Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:28, контрольная работа
Что относится к основным категориям педагогики?
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями.
Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.
В раннем возрасте рефлексивность ребенка еще не развита, ребёнок ещё не различает, хорошо или плохо он действует. Исследования показывают, что в возрасте 6-ти лет ребенок уже может оценить, хорошо ли, например, он сделал игрушку. В старшем возрасте механизмы рефлексии получают развитие. Дети в творческой деятельности осваивают свой индивидуальный метод. Условия наилучшего развития, требуют осмысления ребёнком этого метода. В ещё более зрелом возрасте молодой человек, способный к рефлексии, может оценить уровень своей подготовки и определить пути своего дальнейшего развития. Это открывает дорогу к саморазвитию, самоактуализации и самореализации человека. Рефлексия – это путь к самопознанию. Человек наилучшим образом узнать себя может только сам, через самопознание. Поэтому педагог, изучая воспитанника, должен основываться на его самопознании и развивать его способность к рефлексии.
Понятие «рефлексивность» получает широкое распространение. Расширяется смысл его употребления. Рефлектировать – осмысливать. Наиболее высокий уровень рефлексии в педагогике – философское осмысление теории образования. Философское осмысление научных основ особенно необходимо в период смены парадигм науки. Поэтому философская рефлексия актуальна для периода смены парадигм образования. Рефлексия предполагает осмысление преподавательского труда.
Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.
Гуманизм – это признание ценности человека.
Гуманизация – это принцип, в основе которого лежат:
Гуманизация отношений должна начинаться немедленно. Главная роль принадлежит школе и педагогике, которая определяет характер её деятельности.
Исходя из принципов гуманистической психологии, воспитание было бы разумнее определить как создание условий для развития ребёнка и его максимальной самореализации.
Сегодня педагогическая общественность активно осуждает возможность гуманизации образования.
1. Гуманизацию образования мы будем рассматривать как его переориентацию на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство её социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений. Рыночная экономика, возможно, всё поставит на свои места, но это будет долгий и мучительный путь.
2. Проблема профессионально-
В настоящее время процессы
гуманизации образования
На практике, в связи с многочисленными изменениями в существующих образовательных структурах разного уровня, создаются новые образовательные технологии, строятся новые проекты образования, в которых идея гуманизации используется как концептуальная основа. При этом, говоря о гуманизации образования, обычно имеют в виду необходимость воспитания человека, способного овладеть всей богатой культурой цивилизации, на основе существующих законов нравственности. Предполагается, что в результате нового педагогического подхода, открываемого гуманизацией, духовные качества человека, как и физические, будут развиты всесторонне – гармонично и без перекосов.
Вопросы гуманизации в обществе стали особенно острыми во второй половине и в конце XX века в связи с разрастающимися региональными и глобальными кризисами: экономическим, технократическим, антропологическим.
Гуманизация образования понимается как осознание и освоение обществом, культурой, образованием идей гуманизма – системы взглядов, выражающих признание ценности человека.
Пространство взаимодействия гуманизации образования – это точка-центр, в которой встречаются педагог и ребёнок, – здесь взаимодействуют друг с другом открытые миры. Совместная устремлённость создаёт мир каждого.
Ценностная устремлённость к познанию мира и себя в этом мире должна быть адекватной научному знанию, а также соответствовать взглядам, убеждениям, оценкам, интересам, целям, мотивам деятельности, общения и взаимодействия педагога.
Взаимодействие учителя и учащихся как встреча их ценностных устремлений происходит в образовательном пространстве, в педагогической действительности, где доминирует ведущее отношения «учитель – ученик».
Образование и его содержание не могут быть изначально адаптивными, они должны иметь «запас свободы», который может обеспечить педагог, если в его деятельности реализуется гуманистическая функция.
Ученик должен обладать способностью вносить новое, совершенствовать наличные формы культуры, обогащать опыт. Это возможно в контексте реализации педагогико-гуманистической функции образования, реальной гуманизации образования, создающие условия для формирования личности, готовой к творчеству, самореализации своих потенций. Учащийся должен быть способен в определённой мере противостоять общественным коллизиям, ориентироваться в изменяющемся мире.
Реализуя гуманистическую функцию образования, педагог соотносит свою деятельность с возможностями и способностями ребёнка. Цель деятельности объективна, однако процесс её достижения субъективен.
Гуманистическая функция достраивает то, что заложено по средствам адаптации детей к социуму. Сущность такой педагогической работы состоит в открытии перед детьми принципиально новых «изменений» действительности, себя и другого человека, раскрывающих смысл их существования.
Деятельностное активное отношение ученика распространяется на все сферы жизни. Ценностно-ориентационная направленность формируется в процессе образования, во многом определяет будущие состояния человеческой цивилизации.
Гуманистические тенденции российского образования, особенно успешно развевавшейся во второй половине XIX века. Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей – это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.
В центре гуманистического педагогического процесса выдвигается целостная личность ребёнка как социальная индивидуальность, обладающая собственной логикой развития, которое понималось как свободное развитие.
Гуманизация образовательной деятельности состоит в создании условий для самостоятельного исследовательского поиска, особенно подчёркивается важность таких приёмов, как театрализация и драматизация игр, дискуссия.
Основные направления гуманистической педагогики:
1. Образовательно-
2. Социально-гуманистическое направление.
3. Свободно-гуманистическое направление.
Принцип – основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.1 Дидактические принципы (принципы дидактики) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно- историческом виде (М. А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Из принципов обучения вытекают правила. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Вот слова К. Д. Ушинского: «…Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают…»
Из этих слов делаем вывод о важности изучения принципов обучения. Правила обычно имеют форму советов, напоминающих учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения принципа.
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П. Н. Груздев).
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?
Логической основой построения этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности.
Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к:
1) содержанию обучения;
2) обучающим;
3) обучающимся.
К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также:
1) сознательность и активность обучения;
2) наглядность;
3) последовательность;
4) прочность знаний и навыков.
Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно.
В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха. И почтив 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.