Предмет и задачи педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Что относится к основным категориям педагогики?
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями.
Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 88.95 Кб (Скачать файл)

В настоящее время технологии совершенствуются во всех сферах производства. Развиваются высокие технологии. Технологии прочно внедрились в науку и активно осваиваются в системе образования. Технология в образовании предполагает, что последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение цели образования, может быть повторен в другой аудитории и в другое время. Технология включает в себя все элементы образовательного процесса, его формы, программы, описание содержания, диагностику (контроль) и цель. Наличие технологии не исключает вариативность. Технология не закрепощает, а освобождает личность педагога.

6.Индивидуальный подход- это учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Индивидуальный подход был освоен в отечественной педагогике во II половине ХХ века. В I половине ХХ века основание индивидуального подхода были заложены в психологии Л. С. Выготского. В современной школе и детском саду каждый педагог знает, что дидактический материал должен быть таким, что каждый ребенок получит свое индивидуальное задание. Л. С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития» ребенка, подразумевая, что, создавая образовательную среду, подготавливая условия для развития ребенка, воспитатель следит за тем, чтобы ребенок постоянно решал творческую задачу. Эта задача не должна быть легкой, поскольку легкая задача не обеспечивает развитие, для которого необходима нагрузка. Задача не должна быть чрезмерно сложной – это может сломать психику ребенка. Очевидно, что обеспечение «зоны ближайшего развития» – это тонкая педагогическая задача, и решать ее нужно не вообще, а индивидуально для каждого человека отдельно. В этом – суть, психологическая основа индивидуального подхода. В настоящее время педагогика переходит к личностному подходу.

Содержание понятия «индивидуальность» человека основательно разработано в трудах швейцарского психолога К. Г. Юнга. Юнг говорит, что индивидуальность – это уникальный, неповторимый набор природных задатков. Юнг призывает не искать «злонамеренностей» в ребенке. Ребенок живет под влиянием своей внутренней природы. Он ничего не придумывает. Задача педагога – обнаружить эти проявления. Личностное развитие предполагает развитие более ярких сторон индивидуальности. Личность отстаивает свою индивидуальность в течение всей своей жизни. В раннем детстве ребенок не осознает еще свою индивидуальность, он ее выражает самопроизвольно. Научить его осознавать себя – задача педагога. Индивидуальный подход дает возможность педагогу манипулировать развитием ребенка, что может привести к конфликту с его личностными запросами. Но есть еще одна проблема – это социальный заказ. Обществу безразлично в данный момент, развивается ли личностно ребенок. У него свои цели, задачи и потребности, которые и формируются в виде социального заказа к человеку, образованию. При решении задачи согласования потребности общества и развивающейся личности и проявляется необходимость роли педагога.

Педагог выступает в роли исследователя, в роли психолога. Изучая ребенка, определяя спектр его задатков, он определяет такие из них, которые достаточно сильно характеризуют индивидуальность и, в то же время, будут востребованы обществом. На развитие этих задатков и будет направлена деятельность педагога и воспитанника. (Мы будем различать задатки, то с чем родился человек, и способности, которые он развивает на основе природных задатков. Отсюда можно заключить, что индивидом рождаются, а личностью – становится).

7. Диалогизм - направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога - в качестве отношения к Другому как к "Ты". Понятие «диалог» в образовании берет свое начало из Древнего мира от Сократа, V век до н. э. Сократ вел беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, «открытие мира впервые» ребенком с каждым шагом его обучения, что остается справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе «учитель–ученик». В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т. е. активная роль учителя и активная роль ученика).

8. Гуманизация - это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трех ее оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный ее результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.

Гуманистическая психология и педагогика начали свое становление в России в 20-е гг. ХХ в. (Л. С. Выготский, П. П. Блонский), в США в 50–60-е гг. ХХ в. (психологи А. Маслоу, К. Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие «парадигма» было введено американским историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ в. в его труде «Структура научных революций».

9. Экологическое сознание -  это отражение в общественном сознании взаимодействия человека как существа социального с окружающей его природной средой, предпосылкой которого является знание объективных закономерностей самой природы. Формирование экологического сознания тесно связано с гуманизацией. Но это более широкое понятие. Экологическое сознание включает в себя представление о гуманизации образования и всего общества. Необходимость формирования экологического сознания появилась в связи с развитием современных глобальных процессов. Начиная со второй половины ХХ века, ученые заявляют о развитии глобальных кризисов: экономического, экологического, антропогенного и др. Очевидна связь этих кризисов между собою. Из них антропогенный кризис, означающий нарушение психики человека в условиях современного быстроизменяющегося общества, – наиболее опасный.

Необходимо формирование у ребенка с раннего возраста целостного экологического сознания: понимания того, что любой живой организм не живет замкнуто, а только совместно со средой, которая его питает и на которую оказывает влияние вся его деятельность.

10. Рефлексивность – это та способность ума, которая особенно актуальна для развития личности в современных условиях. Рефлексия – это феномен (явление) сознания. Следовательно, для того, чтобы воспитать рефлексивность, необходимо развивать сознание ребенка. Поэтому особую развивающую роль имеет игровая деятельность: сознание ребенка начинает формироваться в процессе игры, в которой ребенок познает не столько деятельность сколько смысл деятельности.

В раннем возрасте рефлексивность ребенка еще не развита, ребенок еще не различает, хорошо или плохо он действует. Исследования показывают, что в возрасте 6-ти лет ребенок уже может оценить, хорошо ли, например, он сделал игрушку. В старшем возрасте механизмы рефлексии получают развитие. Дети в творческой деятельности осваивают свой индивидуальный метод. Условия наилучшего развития, требуют осмысления ребенком этого метода. В еще более зрелом возрасте молодой человек, способный к рефлексии, может оценить уровень своей подготовки и определить пути своего дальнейшего развития. Это открывает дорогу к саморазвитию, самоактуализации и самореализации человека.

Понятие «рефлексивность» получает широкое распространение. Расширяется смысл его употребления. Рефлектировать – осмысливать. Наиболее высокий уровень рефлексии в педагогике – философское осмысление теории образования. Философское осмысление научных основ особенно необходимо в период смены парадигм науки. Поэтому философская рефлексия актуальна для периода смены парадигм образования. Рефлексия предполагает осмысление преподавательского труда.

 

1 Словарь русского языка. С. И. Ожегов / под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык. – 1990.

2 И.А.Юрловская Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся/  И.А.Юрловская// Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №3. – с.94-97.

3 А.Я.Кузнецова Принципы инновационного образования/ А.Я.Кузнецова// Журнал «Фундаментальные исследования». – 2008. - №12. – с. 77-78.


Информация о работе Предмет и задачи педагогики