Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 17:28, контрольная работа
Что относится к основным категориям педагогики?
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями.
Знание – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.
Поскольку Гербарт не изменял, а только переосмыслил дидактику Коменского, то его дидактика традиционна. Несмотря на то, что психология как наука в его время не была развита, Гербарт считал необходимым исходить в педагогике из психологических идей.
Цель образования по Гербарту – воспитание нравственной личности. Достижение этой цели Гербарт видел возможным путем, решения задачи формирования морально-сильного характера.
В системе Гербарта можно выделить этические и психологические идеи.
Этические идеи Гербарта:
· идея совершенства – личность ученика должна устремляться к совершенству, на это его нацеливает педагог;
· идея доброжелательности – в обучении присутствует добрая воля воспитанника и преподавателя;
· идея права – образование должно основываться на правовых отношениях, предупреждение конфликтов;
· идея справедливости – для компенсации обид;
· идея внутренней свободы – совпадают воля и желание.
Психологические идеи Гербарта:
· человек рождается без наследственной психической предрасположенности;
· вся психическая жизнь человека формируется на основе представлений.
Гербарт считал, что главная задача школы – интеллектуальное развитие, а задача воспитания решается в семье.
Для формирования морально-сильного характера необходимы: правильное руководство, дисциплина, обучение. Гербарт был сторонником воспитывающего обучения.
Правильное руководство. Знания человека формируются одновременно с развитием чувств и воли. Обучение неразрывно связано с дисциплиной. Воля и характер развиваются одновременно с разумом. Необходимо организовать физическое и интеллектуальное развитие и приучение к порядку, необходимы запреты и ограничения, возможны телесные наказания (осторожно и умеренно).
Гербарт внёс положительный вклад в работу педагога.
Вклад Гербарта в дидактику: – этапы обучения: ясность – ассоциация – система – метод.
Дидактика Гербарта получила распространение в середине XIX века. Но позднее стала подвергаться критике.
Критика Гербарта. Запоминание. Передача готовых знаний. Пассивная роль ученика. Вербальность обучения. Задача ученика – сидеть тихо, быть внимательным. Девиз педагога – «Никакой поблажки ученикам!». Поверхностность воспитания, основанного на дисциплине. Передача готовых знаний.
Ее называют также прогрессивистской, обучением через делание и связывают с именем американского педагога Д.Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д.Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.
Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.
Свою дидактику Дьюи начал с учёта интереса школьника, его жизненных потребностей.
Система обучения Дьюи:
Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения. В двадцатом первом веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую концепцию. Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве походов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной, и реформистской, исследовательской, дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.
Джером Бруннер (г.р. 1915) – когнитивный психолог. Основа его взглядов:
Все идеи предшествующих дидактик изучаются, осмысливаются современными дидактами и становятся той основой, на которой строится конкретная дидактическая система.
Изложить основную педагогическую идею автора статьи в периодическом издании Юрловской Иллоны Александровны «Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся». Привести полную, правильно оформленную ссылку на эту статью
Юрловская Иллона Александровна
Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся
В статье Юрловской И.А. « Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся» рассматривается проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся, поднимается проблема проектных технологий и их влияние на индивидуальность учащихся, раскрываются их достоинства.
Педагогической идеей данной статьи является рассматривания метода проекта в обучении младших школьников. Автор аргументировано приводит примеры положительных сторон метода проектирования. «Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом
мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.
Во-вторых, в ходе реализации проектов реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно– преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни, выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
Следовательно, перед педагогами и учителями стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи».2
Задание 3. Работа с электронным ресурсом.
Изложить основную педагогическую идею статьи А.Я Кузнецовой « Принципы инновационного образования». Привести полную ссылку на эту статью.
Принципы инновационного образования
Кузнецова А.Я.
Согласно мыслям А.Я Кузнецовой, изложенными в статье, принципом инновационного образования является «осознание индивидом своей мыслительной деятельности, своего исследовательского метода, осознание цели и ценности образования и самого человека - это те проблемные узловые точки инновационного образования, в которых включаются и действуют рефлексивные механизмы личностного развития».3
Задание 4. Понятийный блок.
Используя материал учебного пособия Кузнецовой А. Я. «Основы гуманистической педагогики» рекомендаций, выбрать, по Вашему усмотрению, 10 педагогических понятий и «раскрыть» эти понятия, привести их содержание.
1. Педагогика – наука об образовании. С. И. Гессен определил педагогику как науку об искусстве образования. Цель педагогики – ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные педагоги говорят, что цель образования – развитие личности. Поскольку педагогика – целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.
2.Непрерывность образования - это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде.
В современном мире человек получает образование от рождения и до конца своих дней. Непрерывность образования объясняется тем, что в быстро изменяющемся современном мире постоянно изменяются условия жизни и деятельности человека. Получив определенное образование, в том числе профессиональное, через 2–3 года (а в дальнейшем и через более короткое время) человек обнаруживает, что его знания необходимо обновлять. В рамках государства непрерывное образование поддерживается наличием Государственного стандарта, который определяет и связывает все ступени и уровни образования и позволяет продолжать образование независимо от местожительства, учебного заведения и пр.
В настоящее время в российской системе образования происходит движение в направлении дистанционного обучения, позволяющего с помощью компьютера и сети Интернет подключить к обучению каждого гражданина, находящегося в любой географической точке страны.
3. Вариативность образования - 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; 2) результат реализации принципа и политики развития вариативного образования - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. Вариативность образования, как и непрерывность, представляет собою ведущую концепцию современного образования. Она предполагает необходимость создания таких условий, которые при наличии Государственного стандарта обеспечивают возможность личностного проявления в процессе образовательной деятельности самого педагога. Вариативность современного образования проявляет себя в таких новациях, как: авторские предметные курсы; авторские программы, технологии, учебные заведения и т. д. Вариативность позволяет проявиться творчеству педагога, учесть реальные возможности обучающихся и реальный социальный запрос.
4. Научность образования - содержит в себе научность самой педагогики, т. к. современная педагогика – наука. По определению, наука содержит основные линии – систему и метод. Педагогика имеет свой метод и свою систему. Содержание современного образования – научно. Предметные курсы строятся на основании научных знаний. Педагогика-наука основывается на науке психологии и науке физиологии.
5. Технологичность образования- понятие «технология» в образовании появилось в связи с технократичностью современной цивилизации и в связи с тем, что образование стало массовым. Технология – это целостный последовательный ряд элементов деятельности, направленный на достижение определенной цели. Для образовательной технологии – это педагогическая цель.