Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа
Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Данная тема актуальна для любого этапа осознанного развития человеческого общества и имеет под собой серьёзную культурно-историческую базу, но преломив данную тему на современное капиталистическое общество, мы можем рассмотреть данную деятельность под призмой рыночного предоставления услуги в образовании, а не только, как пласт исторического наследия.
В эллинскую эпоху (308 – 246 до н.э.) Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum – место, посвящённое Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам – математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение. Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии. Окончание двухлетнего обучения в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин. В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа – Аудиториум (от лат. audiere – слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII – VIII веков – исключительно на греческом языке.
В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в своё время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
Почти одновременно в домах состоятельных
и именитых граждан Византии стали складываться
кружки-салоны – своеобразные домашние
академии, которые объединяли людей вокруг
интеллектуалов-меценатов и авторитетных
философов. Их называли «школой всяческих
добродетелей и эрудиции».
В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные учёные и их ученики. Они дискутировали, читали и обсуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI – XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения – медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование.
В Китае в период «золотого века» (III – X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали учёную степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».
В Европе на протяжении
XII – XV веков начинают появляться университеты.
Однако в каждой стране этот процесс происходил
по-разному. Как правило, система церковных
школ выступала в качестве истока зарождения
большинства университетов.
Основание и права университета подтверждались
привилегиями. Привилегии были особыми
документами, которые закрепляли университетскую
автономию (собственный суд, управление,
право на присуждение учёных степеней,
на освобождение студентов от военной
службы). Сеть университетов в Европе расширялась
довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось
19 университетов, то к XIV веку их число
возросло до 44.
Самые первые университеты
имели всего несколько
2.1.Изменение целей
образования в современном
Необходимо говорить о смене
парадигмы «образование=
Конечно, подобное изменение
Следует
обратить внимание и на ряд
других традиционных ценностей
образования, также
Еще
одна проблема традиционного
образования, требующая
2.2. Основные тенденции
развития современного
Состояние образования в
Новый тип экономического
развития, утверждающийся в информационном
обществе, вызывает необходимость для
работников несколько раз в течение
жизни менять профессию, постоянно
повышать свою квалификацию. Сфера
образования существенно
первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.
3. Образование как общечеловеческая ценность.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
Образование в соответствии с интересами и способностями личности – одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.
Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.