Предоставление образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Данная тема актуальна для любого этапа осознанного развития человеческого общества и имеет под собой серьёзную культурно-историческую базу, но преломив данную тему на современное капиталистическое общество, мы можем рассмотреть данную деятельность под призмой рыночного предоставления услуги в образовании, а не только, как пласт исторического наследия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по сервисологии.docx

— 71.65 Кб (Скачать файл)

         В эллинскую эпоху (308 – 246 до н.э.) Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum – место, посвящённое Музам). В форме лекционных занятий там обучали основным наукам – математике, астрономии, филологии, естествознанию, медицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение. Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии. Окончание двухлетнего обучения в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин. В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа – Аудиториум (от лат. audiere – слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII – VIII веков – исключительно на греческом языке.

В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в своё время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.         

          Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны – своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».                                     Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например, монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Это связано с господством церкви, сфера образования отражала религиозную идеологию.        

         В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные учёные и их ученики. Они дискутировали, читали и обсуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI – XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения – медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование.   

         В Китае в период «золотого века» (III – X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали учёную степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».      

      В Европе на протяжении XII – XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс происходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства университетов.                                                                                                                                     В конце XI – начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).  

                  Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение учёных степеней, на освобождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.                                                                                                 Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали учёные степени – сначала бакалавра (после 3 – 7 лет успешной учёбы под руководством профессора), а затем – магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.

Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно  углублялась. Например, Парижский университет  славился преподаванием теологии и  философии, Оксфордский – канонического права, Орлеанский – гражданского права, университеты Италии – римского права, университеты Испании – математики и естественных наук.                                                                                          На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления развития образования в современном мире.

 

2.1.Изменение целей  образования в современном мире.

 

           Необходимо говорить о смене  парадигмы «образование=обучение»  парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его  самосозидание, самоформирование, самооформление  в личность, персону. Образование  должно служить прогрессивному  развитию человека, общества и  цивилизации в целом, - во всех  смыслах.

           Конечно, подобное изменение самой  сущности образования неминуемо  влечет за собой и адекватное  изменение применяемых форм образовательной  деятельности и типов образовательных  пространств. Когда образование  перестает быть простой трансляцией  культуры и определенного набора  профессиональных знаний, умений  и навыков, тогда любой учебный  предмет или дисциплина в рамках  образовательного процесса уже  не могут являться его целью,  равно как и какая-либо форма  образовательной деятельности. Они,  в этих условиях, безусловно, должны  обрести для субъекта образовательного  процесса статус инструмента  смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста  и профессионала. Все это выдвигает  на первый план вопрос о  необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных  для традиционного образования  идеалов и норм, в том числе  и из ряда так называемых  общечеловеческих ценностей. Во  всяком случае, многие из них  должны быть заново интерпретированы  и адаптированы к изменившимся  параметрам реальности. И в первую  очередь речь здесь идет о  некоторых стереотипах - как старого,  так и нового образования. Так,  широко известен, а в ряде стран  (в том числе и в России) возведен  в ранг Закона тезис о гуманистическом  характере образования - как по  содержанию, так и по способам  реализации образовательных практик.  «Человек и его интересы превыше  всего, он всегда есть цель  и никогда не должен являться  средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности.

        Следует  обратить внимание и на ряд  других традиционных ценностей  образования, также нуждающихся  в рефлексивной проблематизации  и критическом переосмыслении. Сегодня  все чаще к уже известным  обозначенным здесь установкам  добавляются требования о необходимости  в планировании и организации  образования исходить из запроса-заказа  самих участников образовательного  процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек,  только приступающий к самообразованию,  самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать  и спроектировать траекторию  своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения  не ясны, куда уж говорить о  средствах их достижения.

        Еще  одна проблема традиционного  образования, требующая безусловного  разрешения в образовании новом,  это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей.

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные тенденции  развития современного образования.

 

          Состояние образования в современном  мире сложно и противоречиво.  С одной       стороны,  образование в 20-м веке стало  одной из самых важных сфер       человеческой деятельности; огромные  достижения в этой области  легли в       основу  грандиозных социальных и научно-технологических  преобразований,       характерных  для уходящего века. С другой  стороны, расширение сферы      образования и изменение ее  статуса сопровождаются обострениями  проблем в       этой  сфере, которые свидетельствуют  о кризисе образования. И, наконец,  в       последние десятилетия  в процессе поисков путей преодоления  кризиса       образования  происходят радикальные изменения  в этой сфере и формирование       новой образовательной системы.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном       обществе, вызывает необходимость для  работников несколько раз в течение       жизни менять профессию, постоянно  повышать свою квалификацию. Сфера       образования существенно пересекается в информационном обществе с       экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность       становится важнейшей компонентой  его экономического развития.  Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются       стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет  и национальную безопасность.      Становление образования как  важнейшего фактора преодоления  отсталости в       развитии большей части человечества. Переход  от индустриального к       информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,   грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем       современности - проблему преодоления  отсталости в развитии многих стран.       Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе       создают двойной технологический  разрыв. Если такое положение во       взаимоотношениях между развитыми  и развивающимися странами сохранится, то   возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать       человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в  развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых   стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом -  преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование  новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных  сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных  технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран. Становление информационного общества   требует качественного повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на

 первый план общественного развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Образование как общечеловеческая ценность.

 

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Следует подчеркнуть, что  рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями  личности – одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.

Информация о работе Предоставление образовательных услуг