Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа
Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Данная тема актуальна для любого этапа осознанного развития человеческого общества и имеет под собой серьёзную культурно-историческую базу, но преломив данную тему на современное капиталистическое общество, мы можем рассмотреть данную деятельность под призмой рыночного предоставления услуги в образовании, а не только, как пласт исторического наследия.
Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.
Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.
Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах конкретного человека.
В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности – одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.
Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.
Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.
Отвечая различной возрастной
структуре потребностей и способностей,
содержание образования разворачивается
от преимущественно эмоционально переживаемых
представлений к активно осваиваемой
системе знаний о мире и отношений с людьми,
которая расширяется в учебно-воспитательном
процессе концентрически и линейно. Педагогически
обоснованные отбор и представление такого
материала проводятся по критериям полноты
и системности видов деятельности, необходимых
для развития интеллектуально-
В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений.
4.Функции, роль и содержание образования.
В процессе
нормального функционирования
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
Человек рождается без
знаний и умений, но через воспитание
и образование получает все
это в соответствии с
Но ведь сам человек активен
уже с рождения. Его роль в
воспитании, образовании огромная,
если не решающая. Дело в том,
что человек рождается со
Функции образования.
1. функция
социальной мобильности - она
обладает возможностями отбора
и предрасположенности
2. функция
социального контроля. Школа воспитывает
законопослушных граждан.
3. функция
культурной трансляции, когда образование
выступает в роли генератора
и хранителя культурного
4. функция
социальной селекции - образование
служит механизмом закрепления
личности за определенной
5. идеологическая
функция - ее описал Бурдье. Любая
власть стремится укрепить
Содержание образования определяется образовательной потребностью общества, а также, личностной потребностью в образовании.
Предельный
уровень потребности
Можно выделить следующие механизмы и рычаги реализации государственной образовательной политики.
1. Правовые
(вся совокупность нормативных
актов, регулирующих
2.Косвенные
механизмы воздействия: -экономические
механизмы (бюджетное
3. Идеологические
механизмы (государственное
Личностная
образовательная потребность
Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
5.Потребность в образовании по теории А.Маслоу.
А.Маслоу американский
психолог, занимающийся проблемой иерархии
потребностей человека. Теория которого
признана и имеет место в применении современного
подхода к человеческим потребностям.
Рассмотрим же эту теорию и место в ней
потребностей в образовании.
Как мы можем заметить потребность в образовании в иерархии А.Маслоу занимает далеко не первое по важности и относиться ко вторичным потребностям, но стоит отменить, что данная потребность занимает главенствующее и первоочередное место по важности среди вторичных потребностей. Кроме того стоит отметить, что в современном обществе первичные потребности большинства людей удовлетворены и люди стремятся к удовлетворению своих социальных и духовных потребностей, а это говорит о потенциальной необходимости в удовлетворении прежде всего потребности в образовании. А если брать за основу теорию МакКлелланда, то мы заметим игнорирование автором данной теории первичных потребностей, как таковых в современном обществе.
Заключение.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Поэтому существует большая потребность в образовании человека. Образовательные потребности относятся к числу вторичных потребностей по одной системе классификации и к духовным потребностям в другой системе классификации потребностей. По частоте возникновения образовательные услуги носят эпизодический характер. По функциональному назначению потребность в образовании относится к социально-культурным потребностям, что относит их в категорию духовных потребностей. Образование – это сложный социальный институт, который оказывает прямое воздействие на большинство участников человеческого сообщества, уходящий своими корнями глубоко в историю к началу становления дифференцированного общества и образовавшийся по причине необходимости передачи знаний и опыта старших поколений младшим для дальнейшего его увеличения и приумножения. Без всякой доли скромности можно благодарить этот социальный институт и данную потребность человека в становлении современного и активно развивающегося. В современных условиях потребность в образовании является даже более великой нежели раньше, поскольку именно при реализации данной потребности происходит социализации подрастающего поколения и приобретением им необходимых знаний и форм поведения для реального взаимодействия в обществе, а также для своей реализации в различных отраслях жизни.