Предоставление образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Данная тема актуальна для любого этапа осознанного развития человеческого общества и имеет под собой серьёзную культурно-историческую базу, но преломив данную тему на современное капиталистическое общество, мы можем рассмотреть данную деятельность под призмой рыночного предоставления услуги в образовании, а не только, как пласт исторического наследия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по сервисологии.docx

— 71.65 Кб (Скачать файл)

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.

Главные идеи образования  соотносятся с исторически и  социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с  другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Важно отметить, что в  современной педагогической науке  преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах конкретного человека.

В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности – одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.

Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.

Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и  склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование  развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых представлений к активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном процессе концентрически и линейно. Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности.

В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных  возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции, роль и содержание образования.

 

         В процессе  нормального функционирования и  развития общества исключительно  важную роль играет социальный  институт образования. Накопленные  трудом предшествующих поколений  материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть  переданы новому поколению людей  и усвоены ими. Поэтому поддержание  достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых   веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.      

  Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

    Человек рождается без  знаний и умений, но через воспитание  и образование получает все  это в соответствии с возрастом.  На каждом возрастном этапе  развитие получает свою степень  сформированности, не исчерпывая  себя. Так поэтапно формируются  идеалы, мотивы поступков, отношения  и другие свойства человека.

    Но ведь сам человек активен  уже с рождения. Его роль в  воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том,  что человек рождается со способностью  к развитию. Он не сосуд, куда  «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт  приобретать. 

 

Функции образования.                                                                                                              Выполняя свое общее предназначение - приобщение человека к достижениям  культуры - современная система образования, вместе с тем, реализует и другие разнообразные функции:

 

1. функция  социальной мобильности - она  обладает возможностями отбора  и предрасположенности человека  к тем или иным формам профессиональных  и социальных занятий; для современного  человека не все виды образования  достигаемы, политика протекционизма  осуществляется либо на государственном  уровне, либо через сословные  учебные заведения;

 

2. функция  социального контроля. Школа воспитывает  законопослушных граждан. Уровень  функциональной грамотности нужен  не только на производстве, но  и в быту, пользовании транспортом.  При этом школа осуществляет  и прямой социальный контроль  за поведением и воспитанием  подрастающего поколения;

 

3. функция  культурной трансляции, когда образование  выступает в роли генератора  и хранителя культурного достояния  общества.

 

4. функция  социальной селекции - образование  служит механизмом закрепления  личности за определенной группой,  стратой, строем. Дюркгейм говорит,  что образование воспроизводит  не только типы культуры, но  и субкультуры. 

 

5. идеологическая  функция - ее описал Бурдье. Любая  власть стремится укрепить свое  положение через идеологию, которая  транслируется на общество через  систему образования.

 

Содержание  образования определяется образовательной  потребностью общества, а также, личностной потребностью в образовании.

Предельный  уровень потребности соответствует  типу культуры и выражается в форме  представлений о нормативном  идеале образованного человека. Образовательная  потребность носит локальный  характер и определяется масштабами государства и его культурой. В этом случае образование оформлено  нормативными документами, составляющими  государственную политику. Каждое государство  формирует свою систему образования, которая регулирует образовательные  потребности государства. Например, в Японии, система образования  ориентирована на блестящее выполнение задания в группе по заданному  образцу. В Америке - ориентация на индивидуальный успех и личные достижения. Государственная  политика в сфере образования  всегда конкретна и реализует  следующие цели: обеспечивает воспроизводство  и развитие национальной культуры обеспечивает воспроизводство статуса государства  на мировом рынке обеспечивает воспроизводство  человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны обеспечивает удовлетворение личной образовательной  потребности, исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности.

Можно выделить следующие механизмы и  рычаги реализации государственной  образовательной политики.

1. Правовые (вся совокупность нормативных  актов, регулирующих деятельность  системы образования): -национальный  закон об образовании (в Японии - национальная концепция об образовании;  в России - национальная доктрина  об образовании); - государственные  стандарты в области образования  (нормативная основа деятельности  конкретного института, соблюдаемая  всеми); - система аккредитации и  лицензирования образовательных  учреждений; - уставы учебных заведений. 

2.Косвенные  механизмы воздействия: -экономические  механизмы (бюджетное финансирование  образования) -система внебюджетных  инвестиций (государство формирует таможенные и иные льготы для тех предприятий, которые инвестируют образование).

3. Идеологические  механизмы (государственное регулирование  и воспроизводство господствующей  идеологии, основной механизм - содержание  государственного стандарта).

 Личностная  образовательная потребность связана  с созданием образа окружающего  мира. Это та система ценностей,  моделей поведения, которая позволяет  человеку ориентироваться в окружающем  мире. Общество является той образовательной  средой, из которой индивид получает  информацию, необходимую для ориентации  в окружающем мире. В этом смысле, личность имеет потребности, выходящие  за рамки государственной системы  образования. В структуру личностной  потребности включается такая  интеллектуальная социализация, как  формирование «Я-концепции», ее формирование  не может осуществляться вне  образовательной среды. Капиталом,  который человек может выгодно  реализовать, в обмен на некие  социальные и материальные блага.  Факторами, определяющими личностную  потребность в образовании являются: место жительства (географический  фактор); семейные традиции (социальный  фактор); материальное положение  (экономический фактор). Масштаб  образовательной потребности определяется  количеством учащихся, желающих  попасть или остаться в системе  образования. В социологии он  измеряется размерами контингента  учащихся. На масштаб образовательной  потребности влияют: демографический  фактор; географический фактор; интернационализация  образования.

Образовательная потребность обладает свойством  расширенного воспроизводства, то есть, чем выше уровень образования, тем  выше потребность в дальнейшем образовании.

 

 

 

 

 

 

5.Потребность в образовании по теории А.Маслоу.

 

А.Маслоу американский психолог, занимающийся проблемой иерархии потребностей человека. Теория которого признана и имеет место в применении современного подхода к человеческим потребностям. Рассмотрим же эту теорию и место в ней потребностей в образовании.                                                                           Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

 

 

Как мы можем заметить потребность  в образовании в иерархии А.Маслоу занимает далеко не первое по важности и относиться ко вторичным потребностям, но стоит отменить, что данная потребность  занимает главенствующее и первоочередное место по важности среди вторичных потребностей. Кроме того стоит отметить, что в современном обществе первичные потребности большинства людей удовлетворены и люди стремятся к удовлетворению своих социальных и духовных потребностей, а это говорит о потенциальной  необходимости в удовлетворении прежде всего потребности в образовании. А если брать за основу теорию МакКлелланда, то мы заметим игнорирование автором данной теории первичных потребностей, как  таковых в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Образование оказывает влияние  на все виды деятельности человека. Поэтому существует большая потребность в образовании человека. Образовательные потребности относятся к числу вторичных потребностей по одной системе классификации и к духовным потребностям в другой системе классификации потребностей. По частоте возникновения образовательные услуги носят эпизодический характер. По функциональному назначению потребность в образовании относится к социально-культурным потребностям, что относит их в категорию духовных потребностей. Образование – это сложный социальный институт, который оказывает прямое воздействие на большинство участников человеческого сообщества, уходящий своими корнями глубоко в историю к началу становления дифференцированного общества и образовавшийся по причине необходимости передачи знаний и опыта старших поколений младшим для дальнейшего его увеличения и приумножения. Без всякой доли скромности можно благодарить этот социальный институт и данную потребность человека в становлении современного и активно развивающегося. В современных условиях потребность в образовании является даже более великой нежели раньше, поскольку именно при реализации данной потребности происходит социализации подрастающего поколения и приобретением им необходимых знаний и форм поведения для реального взаимодействия в обществе, а также для своей реализации в различных отраслях жизни.   

Информация о работе Предоставление образовательных услуг