Представления дошкольников о мужчине и женщине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.
Данной проблемой в рамках гендерной психологии на Западе занимаются такие ученые, как Ш. Берн, М. Палуди, в нашей стране наиболее подробно эта тема представлена в работах И. С. Клециной

Содержание

Введение
1. Образ мужчины и женщины в современном представлении
1.1 Характеристика социальных ролей мужчины и женщины
1.2 Изменение взглядов на мужчину и женщину в современном аспекте.
1.3. Гендерные отличия в представлениях о мужчине и женщине
2. Усвоение гендерных ролей в дошкольном возрасте
2.1 Представления дошкольников о мужчинах и женщинах

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая прдставления детей о м и ж.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов – это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.

Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий, поскольку исходя из гендерных стереотипов вождение транспорта считается ролью присущей мужчине, т.е. только мужчина может успешно справиться с этой ролью, в то время как женщине это не под силу.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что только 22 % мужчин считают, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78 % соотношение тех, кто считает более эмоциональными женщин, и тех, кто считает более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными.

Для лица мужского пола прослезиться – значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.

Наиболее четко представления общества о гендерных ролях можно увидеть в литературе и телевидении. Описания мужчины и женщины в книгах, изданных после 1980 г., в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, созданными до этого периода. А в них обычно преобладают такие персонажи: женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности. Эти истории внушают нам с раннего детства то, что мир, за исключением воспитания детей, принадлежит мужчинам, а женщины играют в нем подчиненную роль.

Женщин в книгах иллюстрировали, как правило, с предметами, относящимися к домашнему хозяйству (кухонная утварь, метлы и т. п.), и это соотношение не менялось на протяжении 53 лет. Мужчин чаще предпочитали рисовать с орудиями труда (т. е. предметами, используемыми для работы вне дома). То же самое демонстрировало телевиденье в постановках кинофильмов и мультфильмов по одноименным произведениям литературы.

Исходя из этого, мы видим, что, несмотря на явные социальные изменения, происходящие сегодня в обществе, социальные роли мужчины и женщины по-прежнему четко дифференцированы. Во многом, это обусловлено тем, что нам с детства были заложены определенные гендерные стереотипы, которые хоть в меньшей степени, но продолжают влиять на мировоззрение современного общества относительно занимаемых в нем ролей мужчины и женщины.

 

 

 

     1.2 Изменение взглядов  на мужчину и женщину в современном аспекте

 

Современное общество привыкло считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Однако, необходимо помнить, что все бнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Такие психологи, как В. Парсонс, И. С. Кон, называют исторически сложившуюся роль мужчины «инструментальной» (у большинства народов муж – кормилец, защитник жизни и чести семьи, ее глава и судья). В отличие от этого социальная функция женщины сложилась как «экспрессивная», эмоциональная. Главными обязанностями женщины было воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и сохранение семейного очага. У разных народов в разные исторические эпохи содержание мужских и женских социальных ролей неодинаковы.

Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины.

В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия. Несмотря на высокий уровень научно-технического, культурного, экономического развития современного общества, в ряде стран (главным образом в исламистских государствах), низкий статус женщины, ее социальной роли по-прежнему актуален. На сегодняшний день в этих странах девочки нередко даже в школе не обучаються, поскольку их основной ролью является ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.   Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в  религиозных церемониях.

Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться  большей резистентностью  к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.

Таким образом, на сегодняшний день путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.

Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие  могут иногда приходить в противоречие друг  с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.

Давно известно, что в организации каждого конкретного общества большое значение имеет определение роли полов. Но лишь недавно мы стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Мир не стоит на месте ни в социальном, ни в биологическом смысле. По мере приближения к концу столетия существенный прогресс биологии и генетики коренным образом меняет наши представления о роли, обязанностях и специфических чертах мужчин и женщин, хотя еще 20 лет назад эти характеристики считались бесспорно однозначными.

Можно с уверенностью сказать, что с начала XIX в. до 1960-х гг. существовавшее на Западе определение роли полов за редким исключением не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии и традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое в мирное время и защищая ее в годы войны.

Весь миропорядок держался на этом разграничении полов. Любое совпадение или смешение ролей рассматривалось как угроза освященным веками устоям, казалось чем-то противоестественным, отклонением от нормы.

Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины – это в первую очередь дом. Внешний мир (мастерские, фабрики и деловые конторы) принадлежал мужчине. Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными.

Произошедшая во второй половине XX века эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности). Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность – подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь.

В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и на производстве. Мешают объективному решению этого вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы.

Традиционное разделение обязанностей в доме является еще одним из симптомов гендерного неравенства, который и сегодня довлеет в нашем обществе. Люди приветствуют более справедливое распределение обязанностей, но по ряду причин (например, из-за социальных норм, конкурирующих установок, неумения выполнять домашнюю работу) несоответствие между установками и поведением продолжает сохраняться.

При этом, как отмечают авторы (Ш. Берн, Д. Томпсон и другие), опросы общественного мнения показывают, что ситуация меняется в направлении гендерного равенства, но исследования различий в заработной плате, участия женщин в управлении, распределения домашних обязанностей, изображения мужчин и женщин в средствах массовой информации и т. д. свидетельствуют, что изменения должны быть еще большими.

Гибкий график работы, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком для матерей и отцов, субсидируемый качественный присмотр за детьми на производстве, программы по выравниванию заработной платы и программы поддерживающих действий – все это рекомендуется в качестве способов реструктуризации производства с целью устранения половой дискриминации и увеличения совместимости трудовой и семейной жизни.

Для достижения гендерного равенства необходима организация качественного и недорогого присмотра за детьми. Большинство исследований показывают, что интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей, чьи матери работают вне дома, сравнимо с развитием детей, чьи матери не заняты на производстве. Поэтому отпадает необходимость  круглосуточного присутствия матери около ребенка. У женщин появляется больше возможностей посвятить себя профессии и добиться значительных достижений в выбранной профессиональной деятельности.

В настоящее время в обществе постепенно стирается грань, разделяющая «мужское» и «женское» начала: мужчины и женщины имеют равные права и обязанности в обществе, носят одну и ту же одежду. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, исчезает понятие «мужская» или «женская» профессия – женщины укладывают шпалы и управляют государством, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается, мужчины воспитывают детей и ведут хозяйство. При этом следует отметить, что наибольшие изменения коснулись стереотипов относительно женской социальной роли. Время «диктует» свои правила. Однако вполне очевидно, что процесс изменения взглядов на социальные роли мужчины и женщины достаточно длительный и нам предстоит еще очень долгий путь.

 

 

 
1.3. Гендерные отличия в представлениях  о мужчине и женщине

 

В настоящее время в современной психологической науке имеется ряд исследований, посвященных изучению имеющихся у мальчиков и девочек особенностей представлений о мужчине и женщине. Эти исследования проводились, главным образом, с детьми старшего школьного возраста, кроме того, похожие исследования проводились и среди студентов. Ряд подобных исследований выполнен зарубежными (Ш. Берн, М. Палуди и др.) и отечественными учеными (И. С. Клецина, Т. И. Юферева, Т. А. Арканцева и Е. М. Дубовская и др.). Как и в зарубежных работах, некоторые отечественные авторы основное внимание при изучении образа мужчин и женщин уделили их личностным особенностям, другие – поведенческим характеристикам, в частности формирующимся в процессе общения. К последнему направлению можно отнести работу Т. И. Юферевой. Она полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Отсюда представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: дошкольный-младший школьный возраст – игровые взаимоотношения (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами); в 6-7 классах – семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности как хозяйки, а характеризуя образ мужчины как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т. И. Юферева, представления о мужественности-женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения.

Информация о работе Представления дошкольников о мужчине и женщине