Представления дошкольников о мужчине и женщине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.
Данной проблемой в рамках гендерной психологии на Западе занимаются такие ученые, как Ш. Берн, М. Палуди, в нашей стране наиболее подробно эта тема представлена в работах И. С. Клециной

Содержание

Введение
1. Образ мужчины и женщины в современном представлении
1.1 Характеристика социальных ролей мужчины и женщины
1.2 Изменение взглядов на мужчину и женщину в современном аспекте.
1.3. Гендерные отличия в представлениях о мужчине и женщине
2. Усвоение гендерных ролей в дошкольном возрасте
2.1 Представления дошкольников о мужчинах и женщинах

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая прдставления детей о м и ж.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

У старших школьников представления о мужественности-женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом. Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

По мнению девочек-подростков, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее, уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.

Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерно то, что значительное место при описании образа женщин они отводили их внешнему облику (красоте, элегантности, аккуратности). Сходные характеристики мужчин и женщин, данные подростками, выявлены в исследовании Т. А. Арканцевой и Е. М. Дубовской. Идеальный мужчина в представлении подростков – это маскулинный тип с присущими ему смелостью, силой, выносливостью, уверенностью, ответственностью, а женщина – андрогинный тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая, но в то же время активная, ответственная, уверенная.

Однако эти данные не во всем соотносятся с теми данными, которые получила Т. И. Юферева. Вместо семейно-бытовой сферы при описании мужчины на первое место вышли его личностные характеристики, а семейно-ролевые характеристики отошли на последнее место. То же наблюдается и при описании женщины, но в меньшей степени. Повысилась роль универсальных признаков при описании идеальной женщины.

Е. В. Каган опрашивал школьников 7-10 классов трех регионов страны на предмет того, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности, описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многом оказались сходными. Для того и другого стереотипа были характерны доброта, отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаятельность. Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании мальчиками мужественности и девочками – женственности; это решительность, энергичность, уверенность. Различия же состояли в следующем:

Различия в стереотипах мужественности и женственности, имеющихся у мальчиков и девочек

Мужественность в описании мальчиков

Женственность в описании девочек

Сильный 
Независимый 
Деятельный

Добросовестная 
Независимая 
Общительная 
Невозмутимая 
Спокойная

Мужественность в описании девочек

Женственность в описании мальчиков

Решительный 
Энергичный 
Уступчивый

Добрая 
Справедливая 
Честная 
Общительная 
Слабая


 

Нельзя, однако, не отметить, что имеется очень много совпадающих характеристик мужчин и женщин, что свидетельствует, вероятно, о еще не сформировавшихся стереотипах мужчины и женщины у детей этого возраста. Кроме того, женщинам часто приписывались «мужские» качества (уверенность, энергичность, решительность), а мужчинам – «женские» (доброта, отзывчивость, обаятельность). Таким образом, характеристика мужчин и женщин у подростков в исследовании Е. В. Кагана получилась скорее андрогинной.

В целом автор отмечает, что стереотипы женственности у мальчиков и девочек более сходны, чем стереотипы мужественности. Негативные характеристики (враждебный, непривлекательный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний) включены только в стереотипы своего пола, причем в основном это выражено у мальчиков.

При изучении представлений о мужчине и женщине среди студентов, было установлено, что для современной женщины, по мнению девушек, характерны маскульные качества такие как активность, конкуренция, решительность, агрессивность, смелость и т.д. В представлениях юношей женщина выступает в качественных характеристиках, связанных с внешней привлекательностью, сексуальностью, она должна следить за модой и выглядеть стильно, при этом женщина является беспомощной.

Мужчина, по мнению девушек, должен быть сильным, надежным, умным. Юноши же главным качеством современного мужчины обозначили успешность и финансовую обеспеченность.

По мнению исследователей такие изменения в представлениях юношей о мужчине и женщине связаны с  возрастом, с появлением новых  ценностных установок: «женщина» – «жена», «мать»; «мужчина» – «отец», «добытчик», «кормилец». Для девушек, как отмечает Д. Пайнз, переломным моментом в представлениях о женщине, по мнению психологов, является момент беременности и рождения ребенка. В такой ситуации меняются ценностные ориентиры и девушки начинают рассматривать женщину в образе истинной женщины, отстраняясь от маскульных качеств.

 Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам. Очевидно, что представления мальчиков о мужчине и женщине во многом схожи с представлениями девочек о мужчине и женщине. Однако следует отметить, что представления мальчиков о женщине в большей степени базируются на внешних описательных качествах, в то время, как девочки в своих представлениях о женщине опираются на ее поведенческие особенности. В то же время  представления о мужчине у мальчиков и девочек во многом схожи.

Представления о мужчине и женщине могут быть связаны с конкретными ролевыми ожиданиями: поведением, проявлением определенных качеств и т.д. По мере взросления, как мальчиков, так и девочек изменяются и их представления о мужчине и женщине в силу возраста и меняющихся жизненных ценностей. В связи с быстрыми изменениями ситуации в обществе, меняется и роль мужчин и женщин в современном мире, рушатся полоролевые стереотипы, изменяются представления о мужественности и женственности, которые порой могут быть самыми неожиданными.

 

 

 

 

 

 

2. Усвоение гендерных ролей в дошкольном возрасте

 
2.1 Представление дошкольников  о мужчинах и женщинах

 

Отечественные ученые, как и их зарубежные коллеги, считают, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется базовая (номинативная) полоролевая идентичность, которая с этого периода существенно затрудняет возможность намеренного воздействия на образ «Я» мальчика/девочки. Поэтому возраст 5–6 лет считается сензитивным для усвоения гендерных норм и стереотипов, а значит, для организации полоролевого воспитания.

Анализ эмпирических исследований показывает, что гендерные понятия или стереотипы формируются у детей в реальной практической деятельности и общении в связи с тем, чему их учат, на основе моделей поведения, находящихся в их поле зрения.

 Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

 Настоящее понимание многих понятий и их сущности приходит только с умственным развитием ребенка. Круг знаний и представлений об окружающем мире значительно увеличивается. Понимание пола приходит уже в конце второго года жизни ребенка.

С возрастом объем и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу.

Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75 % детей считают себя мальчиком или девочкой. Они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин. К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трехлетний ребенок хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.

До 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек, т.е. уже к началу дошкольного возраста у детей в общих чертах имеются представлениях о мужчине и женщине. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдениям ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, т.е. те предметы, которые в представлениях ребенка характерны для мужской деятельности (водитель, воин, защитник, строитель и т.д.). Девочки выбирают кукол, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности), т.е. все то, что связано с деятельностью женщины (женщина – мать, хозяйка и т.д.).

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей формируются общие представления о мужчине и женщине, знания о тех видах деятельности, которую выполняют мужчины и женщины.

В исследованиях В. Е. Кагана понятия «дядя» и «тетя» осваиваются детьми 3-4 лет успешнее, чем супружеские понятия «муж» и «жена» и родительские понятия «папа» и «мама».

Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различается: мальчики реже девочек допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях. У мальчиков ролевые предпочтения одинаковы по всем изучавшимся аспектам половых ролей, тогда как у девочек имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями – с другой: желание быть тетей, но мужем или папой. Представления о возможности изменения пола в 2,5 раза и желательности этого – в 2 раза чаще отмечалось у девочек, чем у мальчиков.

Социальное познание детей дошкольного возраста в отношении пола других людей характеризуется формальностью, относительной поверхностностью, что связывается с недостатком знаний и опыта, а также с особенностью познавательных функций. Дошкольнику легче запомнить внешние признаки, чем устанавливать причинно-следственные связи. В силу возрастных особенностей мышления проводить анализ, обобщение и категоризацию дошкольнику затруднительно.

Сюжетно-ролевая игра, выступая ведущим видом деятельности дошкольников, обусловливает психологические новообразования данного возраста, среди которых и половая идентичность. Именно в ней можно проследить особенности формирования детских представлений о мужчинах и женщинах. При всем разнообразии сюжетов игр за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе [6: 324]. В игре дошкольник проигрывает весь доступный ему спектр социальных ролей, среди которых и гендерные роли. Если профессиональные роли более или менее диффузны в игре ребенка, то гендерные роли закрепляются однозначно. В игре в магазин продавцом могут быть и мальчик, и девочка, в игре в школу учителем скорее будет девочка, но в игре в семью папой будет только мальчик, а мамой – однозначно девочка. Более того, роли детей в игровой семье распределяются не по сюжету, а относительно пола играющих детей. В игровой деятельности детей содержательно отражаются результаты взаимодействия с родителями и другими взрослыми, которые становятся почвой для присвоения социальных ролей. Взрослый вообще для ребенка является зрелым представителем данной культуры, способствует формированию у него субъективной социальности, чувства принадлежности к социальному миру, чувства «мы».

Ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего интегрирует поведенческий опыт, составленный в соответствии с представлениями о половой роли мужчины и женщины.

И. В. Тельнюк отмечает, что представления о мужчине и женщине в общих чертах к концу дошкольного детства сформированы практически у всех детей, однако в основе этих представлений чаще всего лежат внешние половые признаки (имена, одежда, прическа). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности и др.) в большинстве случаев (70 %) дети этого возраста не осознают.

Это, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых представлений происходит лишь в юношеском возрасте.

В. Е. Каган отмечает, что и мальчики, и девочки в возрасте до 4 лет обнаруживали в своих представлениях о мужчине проявления маскулинных ролей: мальчики и мужчины смелее, находчивее, они командуют в игре и в семье, у них шире круг возможных форм поведения. Однако от четвертого к седьмому годам жизни резко увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают девочек, играют в шоферов, солдат, пожарных, а девочки – что мальчики хулиганят.

Выявлено, что у мальчиков раньше, чем у девочек формируются представления о половых ролях. В исследовании Д. Брауна обнаружено, что в возрасте от 5 до 11 лет у мальчиков наиболее сформированы представления о мужской роли, чем у девочек о женской роли. По данным американских авторов 1950-х гг., более раннее формирование гендерных представлений наблюдается и у детей рабочего класса. Мальчики хорошо знают типичное для их пола поведение и отвергают нетипичное. У девочек тоже сформированы представления типичного поведения для их пола, но при этом девочки допускают в своих представлениях и нетипичное для женщины поведение.

По мнению большинства авторов, формирование у дошкольников представлений о мужчине и женщине обусловлено главным и, пожалуй, единственным фактором – социальным. Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум – к 5-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, основанные на общих представлениях о мужчине и женщине. Попытки изменить эти представления после указанного возраста. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей, семьи в жизни ребенка очень многопланова и проявляется с первых дней. В младенческом возрасте именно родители (или постоянно заменяющие их лица) составляют человеческую среду обитания ребенка, от которой зависит развитие его психики.

Информация о работе Представления дошкольников о мужчине и женщине