Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:55, курсовая работа
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин.
Данной проблемой в рамках гендерной психологии на Западе занимаются такие ученые, как Ш. Берн, М. Палуди, в нашей стране наиболее подробно эта тема представлена в работах И. С. Клециной
Введение
1. Образ мужчины и женщины в современном представлении
1.1 Характеристика социальных ролей мужчины и женщины
1.2 Изменение взглядов на мужчину и женщину в современном аспекте.
1.3. Гендерные отличия в представлениях о мужчине и женщине
2. Усвоение гендерных ролей в дошкольном возрасте
2.1 Представления дошкольников о мужчинах и женщинах
Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка, начала качеств мужественности и женственности, их понимания закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. И особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы», основные полоролевые понятия.
Значимыми особенностями семьи, в наибольшей степени влияющими на его воспитание, как признают большинство авторов, являются общая семейная атмосфера, национальные и семейные традиции. Большое значение для формирования представлений ребенка о мужчине и женщине имеют: отношения родителей между собой, характер их трудового взаимодействия, единодушие воспитательного подхода к дошкольнику со стороны взрослых членов семьи, отсутствие у них серьезных расхождений в необходимости дифференцированного подхода в воспитании сыновей и дочерей.
Другим мощным фактором в формировании у детей представлений о мужчине и женщине является группа сверстников. Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Тем самым у ребенка происходит формирование представлений о типичном/нетипичном поведении мужчины и женщины. Роль сверстников в данном случае наиболее велика в группе мальчиков, где гораздо чаще встречается осуждение сверстниками нетипичного для мальчиков, мужчин поведения.
Гендерные представления формируются у детей также под влиянием литературных произведений, кино и телевидения, кукольных театров. Чтение детьми книг, в которых женщины в большинстве случаев изображаются с предметами домашней утвари, а мужчины – с орудиями труда, приводит к усилению полотипичного поведения в детских играх. По данным М. Кимбалл, у детей, которые смотрят телевизор, более сформированы представления о гендерных отличиях, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор.
Таким образом, можно отметить, что формирование у дошкольников представлений о мужчине и женщине протекает под влиянием разных факторов, среди которых наиболее значимым является социальные – социальное окружение ребенка (семья, сверстники). Формирование гендерных представлений происходит на протяжении всего дошкольного возраста и сводится к появлению общих и в то же время существенных представлений о мужчине и женщине. Более детальное формирование представлений о мужчине и женщине продолжается в школьном и подростковом возрасте. Завершение формирования полоролевых представлений происходит лишь в юношеском возрасте.
Список литературы к теме «Представления дошкольников о мужчинах и женщинах»
Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. В. Бендас. - Москва[и др.]: Питер, 2006. - 430 с. - (Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга) (Учебное пособие).
Берн, Ш. М. Гендерная психология: [Секреты психологии мужчины и женщины, формирования мнений и поведения, механизмов влияния, предрассудков, доминирования, дискриминации] / Шон Берн; [Пер.: С. Рысев и др.]. - 2-е междунар. изд. - Санкт-Петербург: Прайм-еврознак: Нева. - 318 с. - (Секреты психологии) (BEST психология).
Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира: Нейропсихологи-учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам /В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман . - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС: Тускарора, 1998. – 182 с.
Клецина, И. С. Психология гендерных отношений теория и практика / И. С. Клецина. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2004. - 403, [1] с. - (Книжная серия "Гендерные исследования") (Историческая книга).
Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Ю. П. Платонов. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 459. - (Учебное пособие) (Издательская программа "300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга").
Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 387 с. - (Серия "Библиотека педагога-практика").
Чупрова, В. В. Исследование возрастных
и гендерных особенностей представлений
о женственности / В. В. Чупрова // Психология
в Карелии: вопросы, проблемы, перспективы
: материалы международной научно-практической
конференции, 20-21 ноября 2008 года С. 284-289.
- Петрозаводск, 2008. - С. 284-289.
Шелухина, И. П. Мальчики и девочки : дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И.П. Шелухина. – Москва: Творческий центр Сфера, 2006. - 95 с. - (Программа развития).
Бутовская, М.Л. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение.-1998.-№ 1.-С. 104-120.
Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
Касьянова,
Н. С. Формирование представлений о полоролевом
поведении старших дошкольников / Н. С.
Касьянова // Известия Уральского государственного
университета, Сер. 1, Проблемы образования,
науки и культуры. - 2009. - № 4 (68). - С. 163-168.
Козлова, О. Н. Гендерные роли в репродукции социальной жизни / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 3. - С. 91-111.
Кудрявцева, Е. О нравственном воспитании
детей разного пола в группе сверстников
/ Е. Кудрявцева, Н. Ледовских // Дошкольное
воспитание. - 2003. - № 9. - С. 21-28.
Макаренко С. Женственность и мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков / С.Макаренко // Воспитание школьников. - 2001. - № 9. - С.38-40
Мудрик, А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А. Мудрик // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 175-181.
Чекалина, А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки - мужчины и женщины / А.А.Чекалина // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 110-117.
Информация о работе Представления дошкольников о мужчине и женщине