Привиее интереса к занятиям физкультуры и сторта у детей младшего школьного возроста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Для ребенка начало обучения в школе является критическим периодом, когда он из "играющего" превращается в "сидящего", это ведет за собой снижение двигательной активности у младших школьников в среднем на 50 % по сравнению с дошкольниками. Повышенная напряженность дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдается явление утомления, а иногда и переутомления. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляет в среднем 32 % общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые спонтанные движения 18 - 20 %. Это все вместе не может удовлетворить потребности в движении ребенка. Существует оптимизм объема двигательной активности для каждого возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Основная часть:
Роль и значение физического воспитания в жизни школьников…4
Урок как основная форма физического воспитания……………....5
Понятие «Интерес» и его краткая характеристика………………..7
Практические рекомендации. ………………………………………8
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом……………………………………………………….8
Способы повышения интереса школьников к спорту и физической культуре……………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

защита реферата Наташа..docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

    Каждого учащегося  необходимо  ориентировать на  доступный и подходящий для  него результат, достижение которого  должно восприниматься им и  оцениваться тренером, товарищами  по учебной группе, родителями  как успех, как победа школьника  над собой. Например, при обучении  технике передней подножки в  борьбе самбо задача максимум - овладеть техникой.  И на это  отводится несколько занятий.  Но на каждом занятии у детей   стоят также свои минимальные  задачи. У ученика, более быстро  освоившего движение, задача более  сложная, чем у слабого ученика.  Сильному ученику мы, например, предлагаем  после того, как он овладел  техникой, совершенствовать прием  из различных исходных положений  или, просим  его помочь более  слабому учащемуся в освоении  техники изучаемого движения  и постараться объяснить своему  подопечному, почему  у него  это движение не получается. А  выполнив свое задание, все  учащиеся должны с помощью  тренера оценить свою работу. И обязательно при любом результате  их должно ждать одобрение,  подбадривание со стороны тренера-преподавателя.

     На занятиях  необходимо использовать анализ  выполненной работы и самоанализ. Предлагаем  детям найти свои  ошибки, объяснить, почему что-то  не получилось, что подопечный  сделал неправильно. Сначала это  делается с помощью педагога, сего наводящими вопросами, а  затем под его контролем. Но  обязательно в конце надо сделать  акцент на удачно выполненных  элементах  упражнения. Это помогает  утвердить в сознании ребенка  связь между достигнутым результатом  и своей активной деятельностью.

    В работе с  детьми тренеру-преподавателю ни  в коем случае нельзя забывать, что мотивация, влияя на формирование  двигательных навыков и развитие  физических качеств учащихся, существенным  образом зависит от силы их  нервной системы (особенно со  стороны возбуждения). Практика показывает, что, например, что обычная учебная  мотивация повышает обучаемость  и развивает двигательные качества  более значительно у детей  со слабой нервной системой, а  игровая и соревновательная деятельность  – у детей с сильной нервной  системой. Неодинаковое влияние  на обучаемость лиц с ильной  и слабой нервной системой  оказывают и различные методы  обучения.

    Мотивация учащихся  носит дифференцированный характер  также в разных возрастных  группах. Она зависит от многих  факторов: материально-технической  базы учреждения, личности тренера-преподавателя,  климатогеографических условий,  особенностей воспитательной работы  в семье, в школе, от социального  окружения, от физической и  технической  подготовленности  самих учащихся.

    Внешняя мотивация,  к большому сожалению, формируется  в основном стихийно,  до конца  не осознанными в среде педагогами  путями, средствами, методами, обстоятельствами. В тоже время педагогический  опыт свидетельствует, что при  работе с группой в условиях  тренировки, необходимо в первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные возможности фронтальных методов воздействия на учащихся для целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых комплексов, которые каждый педагог может составить самостоятельно.

   Игровые комплексы  могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного  характера. При правильной организации  игр и игровых упражнений они  всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают  возможность для проявления личной  активности и инициативы.

   Педагогические исследования  показали, что интерес к физической  культуре и спорту можно сформировать  двумя путями: воздействуя на  отдельные мотивы и на мотивационную  сферу в целом. Однако, в мотивационной  сфере школьников все взаимосвязано:  при формировании одних мотивов  неизменно затрагиваются и формируются  другие. Поэтому при целенаправленном  формировании интереса к физической  культуре и спорту педагогически  оправдано как воздействие на  отдельные  мотивы, так и комплексное  воздействие  на мотивационную  сферу в целом, например, успешное  формирование учебно-познавательных  мотивов достигается сознательностью  обучения и развития физических  качеств.

   Исключительно важно  применение средств наглядности,  учебных карточек и стендов,  технических средств обучения. Наглядность  – абсолютно необходимое условие  эффективной передачи, усвоения  информации и успешного формирования  у детей интереса к физической  культуре и спорту. Поэтому различные  средства наглядности должны  применяться с самых первых  этапов формирования интереса  к двигательной активности.

    Затем постепенно  приоритет должен  отдаваться  постановке целей. Такая закономерность  уже давно выработана человечеством.  И только после этого необходимо  теоретическое освещение способов  достижения цели, так как лишь  на последней ступени развития  человечества ведущим стало усвоение  научных знаний.

Но и здесь не обойтись без наглядности, показа и практических действий учащихся.

    Обязательным  условием успешного формирования  у школьников активного, устойчивого  интереса к физической культуре  и спорту является формирование  результативных мотивов. Без ориентации  на результат двигательная активность  детей не эффективна как в  плане формирования активного  интереса к физической культуре, так и в плане физической  и технической подготовки учащихся.

    Конкретный вид  и уровень результата зависят  от возраста, физической подготовленности  и воспитанности школьников. Это  может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный  норматив; норма  спортивного  разряда; определенное место в  спортивных соревнованиях; конкретные  показатели в тестах; возрастные  показатели, выполнения отдельных  упражнений и т.д.

    Результативные  мотивы необходимо формировать  и в процессе обучения двигательным  действиям. Для этого в  обучение  нужно включать  личностно значимую  для каждого учащегося соревновательную  деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию  в соревнованиях по данному  виду упражнений. Однако и здесь  каждому должен быть определен  индивидуальный доступный результат,  достижение, которое опять таки  должно расцениваться педагогом,  окружающими детьми, как успех,  как победа над собой. Только  в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре и спорту.

 

   Педагогическая практика  и научные исследования показали, что результативная мотивация  и интерес к занятиям значительно  возрастают, когда ученик  и учитель  добиваются сдвигов в обучении  двигательным действиям и развитии  двигательных качеств в относительно  короткий промежуток времени.  В итоге , быстрее возникают  внутренняя мотивация, вдохновение  успехом, что особенно важно,  для учащихся младшего возраста, так как они не способны  переносить длительные напряжения  под воздействием только внешней  мотивации. 

    1. Способы повышения интереса школьников к спорту и физической культуре

Физическая культура в её классическом понимании – важнейшая, но всего  лишь часть комплексной программы  обучения, воспитания, развития и оздоровления человека.

Проблема физического здоровья нации на сегодняшний день становится все более актуальной. Ей уделяется  внимание на государственном уровне, разрабатываются и реализуются национальные программы оздоровления нации. В первую очередь внимание уделяется подрастающему поколению и их физическому здоровью.

Но большинство программ так  и не могут выйти на массовый уровень, проблема заключается в том, что для того, чтобы активно пользоваться предоставляемыми возможностями осуществлять активный образ жизни и повышать уровень физического здоровья, необходимо иметь и уметь реализовать потребность в двигательной активности. Иметь сформированную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, иметь необходимые знания и навыки в сфере физической культуры. На практике (подтвержденной рядом исследований) оказывается, что большинство населения недооценивают влияние занятий спортом на интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. По разным причинам, школьники и их родители не имеют желания (привычки) регулярно заниматься физической культурой или спортом (считают, что надо развиваться умственно, нет времени, много других дел, считают, что пассивный отдых более эффективный, имеют негативный опыт в области занятий физической культурой и спортом), а те, кто хотел бы вести активный образ жизни имеют ряд причин останавливающих их перед началом занятий (какой вид физической активности выбрать, получится ли у них, то, что их привлекает, куда пойти, какую спортивную секцию, форму и инвентарь приобретать, готовы ли они отдавать часть дохода за занятия).

Сегодня мы наблюдаем печальную  тенденцию: на фоне растущего интереса у молодежи к спорту в качестве зрителя, нежелание и несформированная привычка к реализации собственной двигательной активности. Это приводит к снижению результатов российских спортсменов на Олимпийских играх (нет массовых спортивных резервов), молодые люди призывного возраста поступают в ряды российской армии, не имея должной физической подготовки, происходит физическая деградация нации.

Точечно вкладывать средства и силы в развитие массового спорта можно  бесконечно долго, но результатов не будет, пока что-то не поменяется в сознании людей, которые безответственно относятся к своему здоровью и передают такое же отношение своим детям.

В сложившейся ситуации, существует необходимость реализации комплексной  программы привлечения школьников к массовым занятиям физической культурой и спортом для повышения их здоровья и качества жизни. И, безусловно, с помощью государства и программно-целевым способом.

Будет эффективным вести работу с тремя категориями лиц, участвующих  в формировании здорового образа жизни школьника и повышении  у него интереса к спорту. Это сам школьник, учитель физической культуры и родитель. Ни одна программа работы с детьми не будет эффективной, если не задействовать в ней взрослых людей окружающих ребенка. Зачастую дети не занимаются спортом не потому, что не хотят, а потому, что их режим дня, и двигательную активность в нем, организуют взрослые люди. Очень часто родители считают спорт и физическую культуру не самым важным занятием для детей, а учителя физической культуры в школе, относятся к физкультуре только как к процессу обучения.

Современные школьники, в настоящих  социально-экономических условиях, безусловно, отличаются от предыдущих поколений детей. Сегодня мы не можем руководствоваться старыми данными, необходимо понять, почему ребята занимаются или не занимаются спортом сегодня, только так мы сможем привлечь их к спортивной деятельности.

Надо учитывать, что у современного школьника, по сравнению с предыдущими  поколениями школьников, появилось  достаточно привлекательная, но недостаточно полезная для здоровья, возможность потратить свое свободное время -это Интернет пространство.

К сожалению, как урок физической культуры, так и занятия в спортивных секциях, направлены на выполнение каких-либо спортивных нормативов. И если ребенок с ними не справляется, то его оценка снижается и интерес к нему со стороны педагога ослабевает, а сам ребенок, чувствуя себя неуютно в среде более ловких, быстрых и сильных сверстников, начинает избегать занятий физической культурой.

За счет смены приоритетов на уроке физической культуры (от получение  оценки на получение удовольствия от двигательной активности), изменение атмосферы и способов мотивирования к занятиям учащихся, должно увеличиться число желающих заняться спортом.

Заключение

Физическое развитие младшего школьника создает предпосылки  для полноценной умственной работы. Физически здоровый ребенок может  меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

     В целом  следует отметить, что влияние  учебных занятий на физическое  развитие и воспитание учащихся  зависит от эффективного использования  всего многообразия средств и  методов, содействующих решению  этой задачи.

 

 

 

Список литературы:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. - М.: Просвещение, 1990
  3. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983 г.
  4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с.
  5. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Академия, 2004. 
  6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2003
  7. 12. Кораблина Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. - СПб., 1994.-С.4.
  8. 13. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — М.: Советский спорт. 2003
  9. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 256с.
  10. 30. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. — Ростов н /Д: «Феникс», 2004. — 624 с.

Информация о работе Привиее интереса к занятиям физкультуры и сторта у детей младшего школьного возроста