Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 04:10, курсовая работа
Цель исследования: разработать приемы и методы работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Объект исследования: процесс обучения орфографии в 6 классе.
Предмет исследования: работа над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Исходя из цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической системы формирования орфографического навыка на уроках русского языка.
2. Определение основных принципов орфографии.
3. Характеристика типов орфографических ошибок учащихся.
4. Описание уроков коррекционной работы над орфографическими ошибками.
Введение…………………………….……………………………………………3
Глава I. Теоретические основы обучения орфографии в среднем звене
1.1 Методическая система формирования орфографического навыка на уроках русского языка………………………………………………………….6
1.2 Обучение орфографии в 6 классе…………………………………………..13
Глава II. Приемы и методы коррекционной работы по орфографии
2.1 Приемы коррекции правописных умений и навыков учащихся 6 класса……………………………………………………………………………18
2.2 Исправление орфографических ошибок как прием формирования грамотности……………………………………………………………………22
2.3………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………
Детей нужно обучить четким движениям речевого аппарата при произнесении каждого звука, слогов и целых слов, научить чувствовать движения языка, губ, нижней челюсти. Главное – заинтересовать детей движениями речевых органов и добиться четкого выполнения этих действий. Сначала эта работа выполняется при громком хоровом послоговом орфографическом проговаривании (этап громкой речи). Учитель движениями руки подсказывает такт проговаривания слогослияний. Через пять-десять минут учитель предлагает учащимся проговаривать так, чтобы «вас слышал только сосед» (этап тихой речи). Работа по артикуляции проводится в начале занятий по обучению грамоте в виде артикуляционной зарядки. Их суммарный объем составляет 15-30 минут в неделю.
На следующем этапе работе учащиеся продолжают послоговое орфографическое чтение, при этом карандашом вертикальными черточками выделяя слоги в печатном тексте. Важно правильное соотношение проговариваемого слога и движения руки. Далее можно написать несколько предложений путем слогового орфографического проговаривания в режиме громкой речи.
Обучение артикуляции, орфографическому проговариванию и выделению слогов послужило основой формирования динамической системы «орфографическое проговаривание+написание проговариваемого» - одного из главных условий грамотного письма. В период формирования орфографического навыка (умения писать диктант) работа над предложением включает в себя:
Для начала нужно научить детей запоминать словесный состав предложения, используя метод поэтапного формирования умственных действий. П.Я. Гальперина. Учащиеся овладевают метод поэтапного преобразования предложения, проговариваемого в громкой речи, в мысленный образ. Учитель читает предложение орфоэпическим проговариванием без выделения слогов, а учащиеся повторяют его в режимах громкой речи, тихой (для соседа), речи для себя, про себя и скрытой речи. Далее то же предложение обрабатывается за медленным послоговым орфографическим проговариванием в тех же режимах речи. Темп проговаривания регулируется движением руки учителя. Рекомендуется отрабатывать не менее 10-15 предложений. Когда учитель отметить способность учащихся запоминать предложения, можно переходить к их записи.
Запись предложений следует продолжить в режиме громкой речи в течение 2-3 занятий. Учащиеся переходят от этапа к этапу индивидуально по мере успешного выполнения упражнений. При этом артикуляция речи постепенно решается и на последнем этапе проговаривания про себя почти отсутствует.
Мысленное проговаривание – письмо без участия внешней речи. Научить мысленно проговаривать – значить научить ребенка «видеть, слышать мысленно». К концу последнего этапа учащиеся должны «слышать звуки», но не стараться «видеть буквы, написанное слово». Это приведет к прочному формированию орфографического действия.
Успешность
работы по обучению орфографии зависит
от того, насколько хорошо учитель
реализует принцип
Итак,
повторение группы орфограмм, затем
отработка отдельных орфограмм
трудных для младших
1.2
Обучение орфографии
в 6 классе
Решающее значение для успешного формирования орфографических навыков имеет такая организация обучения, которая обеспечивает неуклонное продвижение учащихся в усвоении норм правописания.
В соответствии с основными ступенями общего среднего образования можно говорить о периоде начального освоения орфографии (1-4 классы), об основном периоде (5-7 классы), закрепительно-коррекционном (8-9 классы) и итоговом (10-11 классы).
Для основного периода обучения целесообразно выделить три уровня обученности: стартовый (5 класс), продвинутый (6 класс), пороговый (7 класс).
Продвинутый уровень характеризуется тем, что изучаются новые для школьников орфографические темы. Навыки правописания склдаываются и закрепляются в условиях опоры на стартовый уровень и на покомпонентную организацию вводимого материала.
Материал
соотносится с темой «
Материал соотносится с разделом «Морфология», отрабатывается до конца года.
Материал
соотносится с темами «Словообразование
имен существительных и имен прилагательных».
Прочность навыков
Материал соотносится с темами словообразования имен прилагательных и причастий, отрабатывается до конца года.
Материал
соотносится с темой «
В центре внимания слитно-дефисно-раздельные написания и орфография суффиксов разных частей речи при усиленном внимании к случаям употребления букв н-нн в суффиксах имен прилагательных и причастий.
Работа
по совершенствованию навыков
В итоге к концу года учащиеся должны безошибочно писать:
Успех в достижении обязательных результатов обучения к концу 6 класса зависит от глубины и прочности овладения учениками следующими знаниями и умениями.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Если шестиклассник на этом этапе обучения не овладеет осмысленным навыком, уровень орфографической грамотности в последующие годы не будет совершенствоваться с необходимым темпом и желаемой интенсивностью.
Один из важнейших принципов работы словесника – прогнозирование, предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом являются нетрадиционные задания, тексты для анализа и доступная детям форма подачи материала.
В качестве примера нетрадиционных заданий можно предложить задания структурного характера из учебника под редакцией М.М. Разумовской. С интересом ребята работают над составлением слов по схемам, по схеме же указывают принадлежность слова к определенной части речи или объясняют значение слова.
Очень эффективна работа с самыми разными сигнальными карточками, которые используются при коллективном выполнении упражнений:
При изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание учащихся. Для этого почти на каждом уроке можно использовать орфографический словарь: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная.
Как показывает практика списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно в среднем звене. Этот вид упражнения всегда проводится в строгом порядке – текст читается дважды; сначала выразительно, чтобы понять его смысл; затем, чтобы «вглядеться» в особенности правописания – обратить внимания на знаки препинания, на слова, которые пишутся с большой буквы или через дефис, на трудные для написания слова.
Все
специальные орфографические
При
определении системы
Таким
образом, организация такой систематической
работы над навыками правописания обязательно
даст положительный результат и подготовит
учащихся к изучению очередной порции
орфографического материала.
Глава
II. Приемы и методы коррекционной
работы по орфографии
2.1 Приемы коррекции правописных умений и навыков
учащихся
6 класса
Информация о работе Приемы и методы коррекционной работы по орфографии