Приемы и методы коррекционной работы по орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать приемы и методы работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Объект исследования: процесс обучения орфографии в 6 классе.
Предмет исследования: работа над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Исходя из цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической системы формирования орфографического навыка на уроках русского языка.
2. Определение основных принципов орфографии.
3. Характеристика типов орфографических ошибок учащихся.
4. Описание уроков коррекционной работы над орфографическими ошибками.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………3
Глава I. Теоретические основы обучения орфографии в среднем звене
1.1 Методическая система формирования орфографического навыка на уроках русского языка………………………………………………………….6
1.2 Обучение орфографии в 6 классе…………………………………………..13
Глава II. Приемы и методы коррекционной работы по орфографии
2.1 Приемы коррекции правописных умений и навыков учащихся 6 класса……………………………………………………………………………18
2.2 Исправление орфографических ошибок как прием формирования грамотности……………………………………………………………………22
2.3………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.р.Орфография 2007.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

     Детей нужно обучить четким движениям  речевого аппарата при произнесении каждого звука, слогов и целых  слов, научить чувствовать движения языка, губ, нижней челюсти. Главное – заинтересовать детей движениями речевых органов и добиться четкого выполнения этих действий. Сначала эта работа выполняется при громком хоровом послоговом орфографическом проговаривании (этап громкой речи). Учитель движениями руки подсказывает такт проговаривания слогослияний. Через пять-десять минут учитель предлагает учащимся проговаривать так, чтобы «вас слышал только сосед» (этап тихой речи). Работа по артикуляции проводится в начале занятий по обучению грамоте в виде артикуляционной зарядки. Их суммарный объем составляет 15-30 минут в неделю.

     На  следующем этапе работе учащиеся продолжают послоговое орфографическое  чтение, при этом карандашом вертикальными  черточками выделяя слоги в печатном тексте. Важно правильное соотношение  проговариваемого слога и движения руки. Далее можно написать несколько предложений путем слогового орфографического проговаривания в режиме громкой речи.

     Обучение  артикуляции, орфографическому проговариванию и выделению слогов послужило  основой формирования динамической системы «орфографическое проговаривание+написание проговариваемого» - одного из главных условий грамотного письма. В период формирования орфографического навыка (умения писать диктант) работа над предложением включает в себя:

  1. дословное запоминание предложения;
  2. запоминание послоговой орфографической звуковой формы слово в предложении;
  3. запись предложения в процессе послового орфографического проговаривания.

     Для начала нужно научить детей запоминать словесный состав предложения, используя  метод поэтапного формирования умственных действий. П.Я. Гальперина. Учащиеся овладевают метод поэтапного преобразования предложения, проговариваемого в громкой речи, в мысленный образ. Учитель читает предложение орфоэпическим проговариванием без выделения слогов, а учащиеся повторяют его в режимах громкой речи, тихой (для соседа), речи для себя, про себя и скрытой речи. Далее то же предложение обрабатывается за медленным послоговым орфографическим проговариванием в тех же режимах речи. Темп проговаривания регулируется движением руки учителя. Рекомендуется отрабатывать не менее 10-15 предложений. Когда учитель отметить способность учащихся запоминать предложения, можно переходить к их записи.

     Запись  предложений следует продолжить в режиме громкой речи в течение 2-3 занятий. Учащиеся переходят от этапа к этапу индивидуально по мере успешного выполнения упражнений. При этом артикуляция речи постепенно решается и на последнем этапе проговаривания про себя почти отсутствует.

     Мысленное проговаривание – письмо без участия  внешней речи. Научить мысленно проговаривать – значить научить ребенка «видеть, слышать мысленно». К концу последнего этапа учащиеся должны «слышать звуки», но не стараться «видеть буквы, написанное слово». Это приведет к прочному формированию орфографического действия.

     Успешность  работы по обучению орфографии зависит  от того, насколько хорошо учитель  реализует принцип преемственности  между начальными классами и средним  звеном обучения. Прежде всего необходимо выяснить фактическое состояние  орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5 класс; поскольку уровень освоения программного материала в разных классах различается существенно, необходимо серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, как правила, проводимые в первый месяц занятий, позволяет представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Учитывая особенности программы (в 5 классе в первом полугодии орфографических нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые учащиеся получили в начальных классах. Поэтому очень важно тщательно спланировать повторение материала начальной школы.

     Итак, повторение группы орфограмм, затем  отработка отдельных орфограмм  трудных для младших школьников, и, наконец, комплексное закрепление  всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который необходим для совершенствования орфографических навыков учащихся в период их обучения в среднем звене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Обучение орфографии  в 6 классе 

     Решающее  значение для успешного формирования орфографических навыков имеет такая организация обучения, которая обеспечивает неуклонное продвижение учащихся в усвоении норм правописания.

     В соответствии с основными ступенями  общего среднего образования можно  говорить о периоде начального освоения орфографии (1-4 классы), об основном периоде (5-7 классы), закрепительно-коррекционном (8-9 классы) и итоговом (10-11 классы).

     Для основного периода обучения целесообразно  выделить три уровня обученности: стартовый (5 класс), продвинутый (6 класс), пороговый (7 класс).

     Продвинутый уровень характеризуется тем, что  изучаются новые для школьников орфографические темы. Навыки правописания склдаываются и закрепляются в условиях опоры на стартовый уровень и  на покомпонентную организацию вводимого  материала.

  1. Правописание неизменяемых на письме приставок, приставок на з (с) (закрепление) и приставок пре-, при.

    Материал  соотносится с темой «Словообразование», отрабатывается в течение первого  полугодия.

  1. Слитно-раздельное написании не с глаголами (закрепление); правила употребления не с существительными и прилагательными, причастиями и деепричастиями.

    Материал  соотносится с разделом «Морфология», отрабатывается до конца года.

  1. Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях  имен существительных и прилагательных; закрепление употребления этих букв в корне слов после шипящих.

    Материал  соотносится с темами «Словообразование  имен существительных  и имен прилагательных». Прочность навыков контролируется все второе полугодие.

  1. Правописание суффиксов имен прилагательных и причастий с н-нн, слитных и полуслитных (через дефис), написаний сложных имен прилагательных.

    Материал  соотносится с темами словообразования  имен прилагательных и причастий, отрабатывается до конца года.

  1. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений (правила употребления дефиса не или ни, слитное и раздельное написание не, ни).

    Материал  соотносится с темой «Местоимение», отрабатывается до конца года.

     В центре внимания слитно-дефисно-раздельные написания и орфография суффиксов  разных частей речи при усиленном внимании к случаям употребления букв н-нн в суффиксах имен прилагательных и причастий.

     Работа  по совершенствованию навыков правописания корней слов (особенно предупредительная) продолжается.

     В итоге к концу года учащиеся должны безошибочно писать:

  • подавляющее число слов с разными орфограммами в корне, обращаясь в случае сомнения к словарям;
  • с затемненным значением приставок пре-, при- или иноязычными приставками;
  • глаголы, деепричастия, существительные, прилагательные и причастия со слитным и раздельным употреблением не;
  • суффиксов имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий;
  • сложные прилагательные, пишущиеся слитно или через дефис;
  • местоимения, включая употребление не-ни, дефиса;
  • слова, предложенные для специального заучивания, включая те, что пишутся с прописной буквы.

     Успех в достижении обязательных результатов  обучения к концу 6 класса зависит  от глубины и прочности овладения  учениками следующими знаниями и  умениями.

     Учащиеся  должны знать:

  • способ проведения словообразовательного анализа, анализа морфемного состава слов;
  • перечень основных значений приставок пре- и при-; перечень продуктивных суффиксов имен существительных , прилагательных, глаголов, причастий с присущими им значениями; условия слитного и раздельного употребления не с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями и деепричастиями, а также неопределенными и отрицательными местоимениями; перечень случаев употребления дефиса при написании сложных прилагательных, неопределенных местоимений, существительных с компонентом пол- (полу-) предлогов;
  • правописание предложенных для заучивания слов.

    Учащиеся  должны уметь:

  • находить слова и морфемы с изученными орфограммами, характеризовать их и объяснять правописание;
  • подбирать примеры с изучаемыми орфограммами; выполнять творческие упражнения по опорным словам, заданиям; использовать определенные категории слов в небольшом связном высказывании (например, «Составьте рассказ, используя неопределенные местоимения»);
  • со слуха и зрительно предвидеть в тексте сложные для них написания;
  • в пределах положительных норм оценок выполнять письменные работы за 6 класс, используя словарь.

     Если  шестиклассник на этом этапе обучения не овладеет осмысленным навыком, уровень  орфографической грамотности в  последующие годы не будет совершенствоваться с необходимым темпом и желаемой интенсивностью.

     Один  из важнейших принципов работы словесника – прогнозирование, предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом являются нетрадиционные задания, тексты для анализа и доступная детям форма подачи материала.

     В качестве примера нетрадиционных заданий  можно предложить задания структурного характера из учебника под редакцией  М.М. Разумовской. С интересом ребята работают над составлением слов по схемам, по схеме же указывают принадлежность слова к определенной части речи или объясняют значение слова.

     Очень эффективна работа с самыми разными  сигнальными карточками, которые  используются при коллективном выполнении упражнений:

  • карточки-буквы;
  • карточки-морфемы;
  • карточки со словами да и нет (для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя);
  • карточки разного цвета и формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой и другой ситуации.

     При изучении непроверяемых написаний  необходимо активизировать зрительную память и внимание учащихся. Для этого почти на каждом уроке можно использовать орфографический словарь: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная.

     Как показывает практика списывание как  один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно в среднем звене. Этот вид упражнения всегда проводится в строгом порядке – текст читается дважды; сначала выразительно, чтобы понять его смысл; затем, чтобы «вглядеться» в особенности правописания – обратить внимания на знаки препинания, на слова, которые пишутся с большой буквы или через дефис, на трудные для написания слова.

     Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Подобные задания  даются до тех пор, пока учащиеся не начнут делать орфографический разбор быстро и без затруднений. Это значит, что правила и понятие орфограммы усвоены.

     При определении системы орфографических  упражнений желательно постоянно иметь  в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, речедвигательных восприятий;
  • характер умственной работы учащихся, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности орфограмм, подлежащих изучению;
  • конкретные затруднения учащихся данного класса при применении изучаемых орфографических правил.

     Таким образом, организация такой систематической работы над навыками правописания обязательно даст положительный результат и подготовит учащихся к изучению очередной порции орфографического материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Приемы и методы коррекционной работы по орфографии  

2.1 Приемы коррекции правописных умений и навыков

      учащихся 6 класса   

Информация о работе Приемы и методы коррекционной работы по орфографии