Приемы и методы коррекционной работы по орфографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать приемы и методы работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Объект исследования: процесс обучения орфографии в 6 классе.
Предмет исследования: работа над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Исходя из цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической системы формирования орфографического навыка на уроках русского языка.
2. Определение основных принципов орфографии.
3. Характеристика типов орфографических ошибок учащихся.
4. Описание уроков коррекционной работы над орфографическими ошибками.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………3
Глава I. Теоретические основы обучения орфографии в среднем звене
1.1 Методическая система формирования орфографического навыка на уроках русского языка………………………………………………………….6
1.2 Обучение орфографии в 6 классе…………………………………………..13
Глава II. Приемы и методы коррекционной работы по орфографии
2.1 Приемы коррекции правописных умений и навыков учащихся 6 класса……………………………………………………………………………18
2.2 Исправление орфографических ошибок как прием формирования грамотности……………………………………………………………………22
2.3………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.р.Орфография 2007.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

     К лото прилагаются девять маленьких карточек с комментариями к написанию слов (рис. 2).

       
      исключение
       
      -енн-
      от глагола  с приставкой
       
      -ова-
      от глагола  совершенного вида без приставки От глагола  несовершенного вид без приставки
      -ян- от основы на н исключение

Рис.2.

     Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами.

    Четвертый этап – практическая работа по  закреплению орфограммы.

    Сначала выполняются задания, не предполагающие написания слов. Для этого используются перфокарты, орфографическое лото, тестовые задания. Перфокарта представляет собой карту с 15-20 словами с пропущенными буквами (рис. 3).

          о-ё  после шипящих
          стаж   р
          дириж   р
          маж   р
          беч   вка
          чеч   тка
          трущ   ба

Рис.3.

    Для многоразового использования центральную часть можно вырезать. Работа выполняется, как правило, в конце тетради.

    Орфографическое лото – кармашек с 14-18 карточками (четное количество для удобства проверки). Учащиеся должны разложить слова в два столбика в соответствии с орфограммой, например в первый столбик слова, где пишется н, во второй – нн.

    В заключение возможны диктанты, творческие работы, предполагающие написание слов полностью.

    Пятый этап – контроль в форме диктантов и/или тестов.

    Шестой  этап – индивидуальная коррекционная работа с учащимися, не усвоившими соответствующие орфограммы.

    По  мере усвоения учащимися орфограмм состав групп меняется. Таким образом, ученик, избавляясь от той или иной ошибки, постепенно переходит из одной группы в другую, а его индивидуальная карта с ошибками становится все чище и чище.

    На  первый взгляд кажется, что такая  работа требует от учителя больших  временных затрат (для изготовления индивидуальных карт, сводной таблицы, методического обеспечения и пр.). Это действительно имеет место на первоначальном этапе работы, но впоследствии быстро окупается высокой результативностью и самостоятельностью учеников.

2.3  

     Мы  предлагаем алгоритм обучения орфографическому правилу. Он достаточно прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения хороших результатов  очень важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу, чтобы учащиеся привыкли к такому способу работы, почувствовали и поняли ее «системность».

  1. Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила.

    Желательно, чтобы учащиеся сами находили закономерности в написании. Например, при изучении темы «Буквы о-а в корне -кос- – -кас-» на доске записываем:  
     
     

    Данная  запись позволяет учащимся быстро сделать  вывод о правописании корня.

  1. Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах.

    На  данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и научным объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Например, на доске записано:

      
     

    Обязательно обращаю внимание на графическое  обозначение орфограммы.

  1. Кодирование правила.

    Этот этап работы наиболее любим учащимися, поскольку позволяет проявлять творческую фантазию, находчивость. Предлагаю всем придумать краткую запись  правила, в которой можно использовать условные знаки и сокращения, затем выбираем наиболее удачный вариант из предложенных. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:

       

  1. Выбор приемов слов на изучаемую  орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и  т.д.

    На  данном этапе учащийся понимает, что  необходимо учитывать значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:

    Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.

    Учитель предлагает выбрать только слова  на изучаемую орфограмму, а затем  ученик объяснит, почему не подходят другие примеры. Попутно можно графически выделить орфограмму.

  1. Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном.

    В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы А и О. Учитель диктует слова (темп постоянно возрастает), учащиеся показывают необходимую карточку.

    Недостаток  работы с сигнальными карточками – невозможно оценить работу каждого учащегося. Он легко устраняется на следующем этапе.

  1. Буквенный диктант.

    Буквенный диктант (записывается только орфограмма-буква) помогает ученику поверить в себя, в свои силы; результаты такого диктанта всегда высоки, несмотря на то, что оцениваю их строго. Диктант состоит обычно из 12 слов. Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты его объясняю сразу. Иногда использую взаимопроверку.

  1. Словарный диктант, состоящий из слов.

    Так постепенно формируется навык правильного  написания данной орфограммы.

  1. Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний.

    В методической литературе вопрос о выборочном диктанте разработан достаточно подробно. А  диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

  1. Предупредительный и объяснительный диктанты, представляющие собой связный текст.
  2. Контрольный диктант.

    Результаты  контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу применять данный алгоритм.

     Иногда  при быстром усвоении правила  можно пропустить тот или иной этап: после первого перейти к  третьему, а второй и четвертый  объединить. Все зависит от степени  трудности изучаемого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Обучение  правописанию – объективно сложный  и трудоемкий процесс, который ни в коем случае не замыкается на заучивании формулировок правил, а обязательно  предполагает тщательную отработку  того языкового, лексико-грамматического, семантико-смыслового содержания, которое составляет внутреннюю суть норм, правил орфографии.

    Материал  по орфографии «рассыпан» по курсу  русского языка: он излагается в связи  с разными темами фонетики, словообразования и грамматики (морфологии и синтаксиса), а не в собственной логике. Невольная дробность курса остро ставит вопрос о необходимости постоянной систематизации и обобщения его отдельных тем. 

    Обучение  орфографии в современной школе  – это систематическая планомерная работа по:

  •  усвоению орфографических понятий, призванному обеспечить прочное формирование навыков грамотного письма;
  •  усвоению норм правописания на основе выявления и систематизации того языкового содержания, которое составляет базисную сущность каждого орфографического правила;
  •  расширению   словарного   запаса   учащихся:
  •  обогащению  грамматического строя речи;
  •  совершенствованию всех видов речевой деятельности (чтения, слушания, говорения и письма) в их единстве и взаимосвязи.

     Именно  орфографически-речевое развитие учащихся, осуществляемое от урока к уроку, способствует решению проблемы осознания школьниками содержательной (языковой) сущности каждого правила орфографии, «пошаговости» способа орфографического действия при выборе правильного написания в ходе письма, необходимости знания основных орфографических и речеведческих понятий, органического единства в формировании правописных и речевых умений и навыков, что позволяет совершенствовать такие качества речи, как орфографическая правильность (соответствие нормам правописания), чистота, точность, логичность, уместность, выразительность, богатство. 
 

(дополнить) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Алгазина  Н.Н. Предупреждение орфографических  ошибок учащихся 5-8 классов. -М., 1975.
  2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. -М, 1999.
  3. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). -М., 1965.
  4. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. -Л., 1977.
  5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. -М, 1991.
  6. Козлова М.И. Обучение орфографии в V-VII классах // Русский язык в школе. -2003. -№4. -С41-44.
  7. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. -М., 1981.
  8. Алгазина Н.Н. Форимирование орфографических навыков: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.-160с.
  9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 кл. -М., 2000.
  10. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Мет. рекомендации к комплекту наглядных пособий. -М., 2004.
  11. Малявина Т.П. Приемы коррекции правописных умений и навыков старшеклассников // Русский язык в школе. -2009. -№5. -С.8-13.
  12. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6кл.» / Под ред. М.М. Разумовской. -М., 2009.
  13. Микерова Г. Методическая система обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе // Учитель. -2008. -№2. -С.9-12.
  14. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. -М., 1980.
  15. Остапенко А.А., Прохорова Н.Г. «Вычитание» ошибок как прием формирования грамотности // Русский язык в школе. -2009. -№4. -С.40-43.
  16. Павлова Н.П. К орфографическому портрету ребенка // Русский язык в школе. -2010. -№5. -С36-41.
  17. Панов М.В. Занимательная орфография. -М., 1984.
  18. Приступа Г.Н. Система орфографических упражнений в средней школе. Рязань, 1967.
  19. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -М., 2007.
  20. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -М.: Дрофа, 2007.
  21. Русский язык. 6 класс: Учебник / Под ред. М.М. Разумовской. -М., 2007.
  22. Симакова Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами. -М.: Изд. «Экзамен», 2007.
  23. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. -М.: Дрофа, 2007.
  24. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. -М., 2002.
  25. Тихонов А.Н., Беркович Т.Л. Все трудности русского словообразования: Словарь-справочник. -М., 2010.
  26. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. -М.: Просвещение, 2005.
  27. методические рекмендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.»/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 224с.
  28. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд.  М.: просвещение, 1980. - 414с.
  29. Попова Т.А. Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем. Под ред. Ларионовой Л.Г.. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 313с.
  30. Теория и практика обучения рускому языку: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. И др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М.: Академия, 2005. - 320с.
  31. Балыхина Т.М., Маерова К.В., Шаклеин В.М. Практикум по современной русской орфографии. - М.: РУДН, 1999.-476 с.
  32. Иванова В.Ф., Осипов Б.И. Хрестоматия по методике русского языка: преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. Учеб. Заведениях: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995.-352с.

Информация о работе Приемы и методы коррекционной работы по орфографии