Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 04:10, курсовая работа
Цель исследования: разработать приемы и методы работы над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Объект исследования: процесс обучения орфографии в 6 классе.
Предмет исследования: работа над орфографическими ошибками на уроках русского языка в 6 классе.
Исходя из цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической системы формирования орфографического навыка на уроках русского языка.
2. Определение основных принципов орфографии.
3. Характеристика типов орфографических ошибок учащихся.
4. Описание уроков коррекционной работы над орфографическими ошибками.
Введение…………………………….……………………………………………3
Глава I. Теоретические основы обучения орфографии в среднем звене
1.1 Методическая система формирования орфографического навыка на уроках русского языка………………………………………………………….6
1.2 Обучение орфографии в 6 классе…………………………………………..13
Глава II. Приемы и методы коррекционной работы по орфографии
2.1 Приемы коррекции правописных умений и навыков учащихся 6 класса……………………………………………………………………………18
2.2 Исправление орфографических ошибок как прием формирования грамотности……………………………………………………………………22
2.3………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………
К лото прилагаются девять маленьких карточек с комментариями к написанию слов (рис. 2).
исключение |
-енн- |
от глагола с приставкой |
-ова- |
от глагола совершенного вида без приставки | От глагола несовершенного вид без приставки |
-ян- | от основы на н | исключение |
Рис.2.
Учащиеся располагают карточки с комментариями под соответствующими словами.
Четвертый этап – практическая работа по закреплению орфограммы.
Сначала выполняются задания, не предполагающие написания слов. Для этого используются перфокарты, орфографическое лото, тестовые задания. Перфокарта представляет собой карту с 15-20 словами с пропущенными буквами (рис. 3).
о-ё после шипящих | ||
стаж | р | |
дириж | р | |
маж | р | |
беч | вка | |
чеч | тка | |
трущ | ба |
Рис.3.
Для многоразового использования центральную часть можно вырезать. Работа выполняется, как правило, в конце тетради.
Орфографическое лото – кармашек с 14-18 карточками (четное количество для удобства проверки). Учащиеся должны разложить слова в два столбика в соответствии с орфограммой, например в первый столбик слова, где пишется н, во второй – нн.
В заключение возможны диктанты, творческие работы, предполагающие написание слов полностью.
Пятый этап – контроль в форме диктантов и/или тестов.
Шестой этап – индивидуальная коррекционная работа с учащимися, не усвоившими соответствующие орфограммы.
По мере усвоения учащимися орфограмм состав групп меняется. Таким образом, ученик, избавляясь от той или иной ошибки, постепенно переходит из одной группы в другую, а его индивидуальная карта с ошибками становится все чище и чище.
На первый взгляд кажется, что такая работа требует от учителя больших временных затрат (для изготовления индивидуальных карт, сводной таблицы, методического обеспечения и пр.). Это действительно имеет место на первоначальном этапе работы, но впоследствии быстро окупается высокой результативностью и самостоятельностью учеников.
2.3
Мы предлагаем алгоритм обучения орфографическому правилу. Он достаточно прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения хороших результатов очень важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу, чтобы учащиеся привыкли к такому способу работы, почувствовали и поняли ее «системность».
Желательно, чтобы учащиеся сами находили
закономерности в написании. Например,
при изучении темы «Буквы о-а в корне
-кос- – -кас-» на доске записываем:
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня.
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и научным объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Например, на доске записано:
Обязательно обращаю внимание на графическое обозначение орфограммы.
Этот этап работы наиболее любим учащимися, поскольку позволяет проявлять творческую фантазию, находчивость. Предлагаю всем придумать краткую запись правила, в которой можно использовать условные знаки и сокращения, затем выбираем наиболее удачный вариант из предложенных. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объяснит, почему не подходят другие примеры. Попутно можно графически выделить орфограмму.
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы А и О. Учитель диктует слова (темп постоянно возрастает), учащиеся показывают необходимую карточку.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможно оценить работу каждого учащегося. Он легко устраняется на следующем этапе.
Буквенный диктант (записывается только орфограмма-буква) помогает ученику поверить в себя, в свои силы; результаты такого диктанта всегда высоки, несмотря на то, что оцениваю их строго. Диктант состоит обычно из 12 слов. Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты его объясняю сразу. Иногда использую взаимопроверку.
Так постепенно формируется навык правильного написания данной орфограммы.
В методической литературе вопрос о выборочном диктанте разработан достаточно подробно. А диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу применять данный алгоритм.
Иногда
при быстром усвоении правила
можно пропустить тот или иной
этап: после первого перейти к
третьему, а второй и четвертый
объединить. Все зависит от степени
трудности изучаемого.
Заключение
Обучение правописанию – объективно сложный и трудоемкий процесс, который ни в коем случае не замыкается на заучивании формулировок правил, а обязательно предполагает тщательную отработку того языкового, лексико-грамматического, семантико-смыслового содержания, которое составляет внутреннюю суть норм, правил орфографии.
Материал по орфографии «рассыпан» по курсу русского языка: он излагается в связи с разными темами фонетики, словообразования и грамматики (морфологии и синтаксиса), а не в собственной логике. Невольная дробность курса остро ставит вопрос о необходимости постоянной систематизации и обобщения его отдельных тем.
Обучение
орфографии в современной школе
– это систематическая
Именно
орфографически-речевое
(дополнить)
Список
литературы
Информация о работе Приемы и методы коррекционной работы по орфографии