МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального
государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева»
в г. Железногорске
Факультет Педагогики
Специальность 050502
«Технология и предпринимательство»
Реферат
по теме: «Приемы и методы социализации
детей синдромом Дауна»
Выполнил: студент
5 курса заочного отделения
Абрамова Е.А.
Проверил: доцент
Жуковин И.Ю.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК - 2014
Оглавление
Введение.
Что такое Синдром
Дауна?
Слово "синдром" обозначает
сочетание множества признаков или особенностей. «Синдром
Дауна» - самая распространенная из всех
известных на сегодняшний день форма хромосомной
патологии. Впервые описан в 1866 году Джоном Дауном
под названием «монголизм». В 1959 году французский
профессор Лежен доказал, что синдром
Дауна связан с генетическими изменениями.
Каждая клетка содержит определенное
число хромосом. Обычно в каждой клетке
находится 46 хромосом, половину которых
мы получаем от матери, а половину - от
отца. У человека с синдромом Дауна в 21-ой
паре хромосом имеется третья дополнительная
хромосома, в итоге их 47.
Наиболее распространенная
форма синдрома Дауна – стандартная трисомия
(полное утроение 21 хромосомы во всех клетках
организма). На долю этой формы приходится
94% от всех случаев болезни.
Реже (примерно, 4% случаев) встречается
транслокация (смещение) 21 пары хромосомы
на другие хромосомы.
Мозаичная форма (примерно,
2% случаев) – это наиболее редкая форма
синдрома Дауна, при которой утроенную
21 хромосому содержат только некоторые
клетки организма больного, а сами по себе
больные имеют нормальный внешний вид
и интеллект, но подвержены большому риску
рождения ребенка с синдромом Дауна.
Синдром Дауна наблюдается
у одного из 600-1000 новорожденных. Причина,
по которой это происходит, до сих пор
не выяснена. Дети с синдромом Дауна рождаются
у родителей, принадлежащих ко всем социальным
слоям и этническим группам, с самым разным
уровнем образования. Синдрома Дауна нельзя
предотвратить и его невозможно вылечить.
Но благодаря последним генетическим
исследованиям теперь о функционировании
хромосом, особенно о 21-ой, известно намного
больше.
Факторы, влияющие
на вероятность СД
Исследования позволило выявить
четыре фактора, влияющие на вероятность
синдрома Дауна у ребенка:
немолодой возраст родителей:
мать старше 35 лет, отец старше 45 лет
слишком молодой возраст матери
(до 18 лет)
Для женщин в возрасте до 25 лет
вероятность рождения больного ребенка
равна 1/1400, до 30 — 1/1000, в 35 лет риск возрастает
до 1/350, в 42 года — до 1/60, а в 49 лет — до 1/12.
Тем не менее, поскольку молодые женщины
в целом рожают гораздо больше детей, большинство
(80%) всех больных синдромом Дауна в действительности
рождены молодыми женщинами в возрасте
до 30 лет.
а также, как ни странно, возраст бабушки по материнской линии.
Причем последний из четырех
факторов оказался наиболее значимым.
Чем старше была бабушка, когда рожала
дочь, тем выше вероятность, что та родит
ей внука или внучку с синдромом Дауна.
Эта вероятность возрастает на 30% с каждым
годом, «упущенным» будущей бабушкой.
Механизм данной связи не вполне
ясен, однако едва ли в нем нужно усматривать
что-то сверхъестественное. Ведь ооциты
(будущие яйцеклетки) проходят первое
деление мейоза еще во время пребывания
женского эмбриона в утробе матери. Именно
во время этого деления происходит расхождение
гомологичных хромосом — либо правильное,
либо нет. Девочки рождаются с уже готовым
полным набором ооцитов, прошедших первое
деление мейоза. Среди этих ооцитов какая-то
часть уже несет лишнюю 21-ю хромосому:
если этим клеткам суждено быть оплодотворенными,
из них получатся дети с синдромом Дауна.
И число таких бракованных клеток в яичниках
новорожденной девочки, судя по всему,
зависит от возраста ее матери.
Особенности личности,
перспективы развития
Клиническая картина
Наиболее характерные внешние
признаки синдрома Дауна, по которым можно
поставить предположительный диагноз
сразу после рождения ребенка это:
утолщенная шейная кожная складка
брахицефалия (короткоголовость)
– 81%
полулунная кожная складка
у внутреннего угла глаза (эпикантус).
Дальнейшее обследование
ребенка выявляет:
мышечную гипотонию (снижение
мышечного тонуса)
повышенную подвижность суставов
короткие и широкие кисти, маленькое
аркообразное небо, плоский затылок
деформированные ушные раковины,
большой складчатый нос.
поперечная ладонная складка,
как универсальный признак синдрома Дауна
может встречаться только лишь у 45% детей
рожденных с этой болезнью
деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная
пигментные пятна по краю радужной
оболочки глаз (пятна Брушфильда).
Также у детей с синдромом
Даунам могут наблюдаться определенные
изменения со стороны внутренних органов
сочетанные, множественные,
врожденные пороки сердца, такие как дефект
межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, аномалии крупных сосудов, открытый атриовентрикулярный канал
со стороны дыхательной системы
– остановки дыхания во сне из-за большого
языка и особенностей строения ротоглотки;
проблемы со стороны зрения (врожденная катаракта, глаукома, страбизм-косоглазие)
заболевания щитовидной железы
(врожденный гипотиреоз)
патология желудочно-кишечного
тракта (стеноз кишечника, мегаколон, атрезия
прямой кишки и ануса)
аномалии опорно-двигательного
аппарата (дисплазия тазобедренных суставов,
одностороннее или двустороннее отсутствие
одного ребра, клинодактилия (искривление пальцев), низкий рост, деформация грудной клетки)
гипоплазия (недоразвитие) почек, гидроуретер, гидронефроз
Окончательный диагноз синдрома
Дауна, можно поставить лишь после исследования
на кариотип (хромосомный набор) ребенка.
Структура психического
недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна:
речь появляется поздно и на
протяжении всей жизни остаётся недоразвитой,
понимание речи недостаточное, словарный
запас бедный, часто встречается звукопроизношения
в виде дизартрии или дислании
трудности в освоении речи у
детей с синдромом Дауна связаны с частыми
инфекционными заболеваниями среднего
уха, снижением остроты слуха, пониженным
мышечным тонусом, маленькой полостью
рта, задержкой в интеллектуальном развитии.
у детей с синдромом Дауна маленькие
и узкие ушные каналы, это отрицательно
влияет на слуховое восприятие и умение
слушать, то есть слышать последовательные
согласованные звуки окружающей среды,
концентрировать на них внимание и узнавать
их
при развитии речи существенное
значение имеют тактильные ощущения как
внутри ротовой полости, дети нередко
испытывают трудности в распознании своих
ощущений: плохо представляют себе, где
находится язык и куда его следует поместить
для того, чтобы произнести тот или иной
звук
дети с синдромом Дауна часто
говорят быстро или отдельными последовательностями
слов, без пауз между ними, так, что слова
набегают друг на друга, кроме того в возрасте
11-13 лет у этих детей возникает заикание
в формировании способности
к рассуждению и выстраиванию
доказательств дети с синдромом Дауна
испытывают значительные затруднения.
Дети труднее переносят навыки и знания
из одной ситуации на другую. Абстрактные
понятия, в учебных дисциплинах недоступны
для понимания. Также может быть затруднено
умение решать возникшие практические
проблемы. Ограниченность представлений,
недостаточность умозаключений, лежащих в основе
мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельным школьным предметам
глубокое недоразвитие речи
этих детей часто маскирует истинное состояние
их мышления, создает впечатление более
низких познавательных способностей.
Однако при выполнении невербальных заданий
(классификация предметов, счетные операции
и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна
могут показывать те же результаты, что
и другие воспитанники
особенности зрительного восприятия:
дети с синдромом Дауна фиксируют своё
внимание на единичных особенностях зрительного
образа, предпочитают простые стимулы
и избегают сложных изобразительных конфигураций.
Такое предпочтение сохраняется на протяжении
всей жизни, дети не видят детали, не умеют
их искать и находить. Не могут внимательно
рассмотреть часть мира, отвлекаются на
более яркие образы. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух
дети с синдромом Дауна не умеют
и не могут интегрировать свои ощущения
- одновременно концентрировать внимание,
слушать, смотреть и реагировать и, следовательно,
не имеют возможности в отдельно взятый
момент времени обработать сигналы более
чем от одного раздражителя
но, несмотря на тяжесть интеллектуального
дефекта, эмоциональная сфера остаётся
практически сохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными,
доброжелательными. Они могут любить,
смущаться, обижаться, хотя иногда бывают
раздражительными, злобными и упрямыми
большинство из них любопытны
и обладают хорошей подражательной способностью,
что способствует привитию навыков самообслуживания
и трудовых процессов.
Уровень навыков и умений, которого
могут достичь дети с синдромом Дауна
весьма различен. Это обусловлено генетическими
и средовыми факторами.
Таким образом, глубокие ограничения
возможностей, естественно, сопровождаются
значительным снижением качества жизни.
Тяжёлое заболевание ребёнка отражается
также на общении со сверстниками, обучении,
трудовой деятельности, способности к
самообслуживанию. Ребёнок, к сожалению,
исключается из общественной жизни. Всё
вышеперечисленное определяет значимость
проблемы социальной адаптации и коррекции
соответствующих контингентов детей.
В медицинской литературе синдром
Дауна рассматривается как дифференцированная
форма олигофрении и, следовательно, также
подразделяется на степени умственной
отсталости.
1. Глубокая степень умственной
отсталости.
2. Тяжёлая степень умственной
отсталости.
3. Средняя или умеренная
степень умственной отсталости.
4. Слабая или лёгкая
степень умственной отсталости.
Основные направления
работы по адаптации детей с синдромом
Дауна
Цель коррекционной работы
с детьми с синдромом Дауна - их социальная
адаптация, приспособление к жизни и возможная
интеграция в общество. Необходимо, используя
все познавательные способности детей,
и, учитывая специфику развития психических
процессов, развивать у них жизненно необходимые
навыки, чтобы, став взрослыми, они могли
самостоятельно себя обслуживать, выполнять
в быту простую работу, повысить качество
их жизни и жизни их родителей.
Достижение поставленных целей
обеспечивается решение следующих основных
задач:
1. Развитие психических
функций детей в процессе работы
и как можно более ранняя
коррекция их недостатков.
2. Воспитание детей с
синдромом Дауна, формирование у
них правильного поведения. Основное
внимание в этом разделе работы
направлено на воспитание привычек.
У детей необходимо развить
навыки культурного поведения
в общении с людьми, научить
их коммуникабельности. Они должны
уметь выражать просьбу, уметь
защитить себя или избежать
опасности. Большое внимание необходимо
уделить внешним формам поведения.