Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат №14.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат на тему: «Приемы профессионального самосовершенствования  и самовоспитания педагога»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2 курса 

группы НО-21

Казначеева Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан, 2013

Введение

В современных социокультурных  условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью  любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне  развитой личности" приходит понимание  принципиальной незавершенности образования  человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно  обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании  как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять  и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс  самообразования. Для этого нужно  выделить время, усилия, деньги. Все  это окупается сторицей. Можно  сказать, что только это и окупается  по-настоящему. Самый ценный капитал  – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно  меняющемуся миру, он всегда добудет  в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование  и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы  в общепедагогических знаниях, в  знаниях по преподаваемым основам  науки, недостаточность своего педагогического  инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному  самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную  их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над  собой, свидетельствует о том, что  работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа  собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания  закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Ведущим компонентом профессионального  самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, которое  является «целенаправленной, определенным образом осуществляемой познавательной деятельности педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования  педагогического процесса». Самообразование — основа роста учителя как специалиста.            

Если процесс образования: осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для  совершенствования каких-либо качеств  или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует  понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно  значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение  квалификации.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» - К.Д. Ушинским утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

      Сама жизнь  обозначила проблему непрерывного  педагогического самообразования  как наиболее актуальную.

      Но в  реальной практической деятельности, как указывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.)».

     Подобная непосредственность  профессионального бытия рано  или поздно приходит в противоречие  с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически  оценить себя в профессии, заставить  подняться над непосредственно  данными условиями. Этот способ  профессиональной деятельности  связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л.Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии.

      Желание  и опыт самосовершенствования  составляет необходимую предпосылку  самообразования, которое предполагает  сознательную работу по развитию  профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение  профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

 

Формы организации  самообразования

Способность к самообразованию  не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического  вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в  самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального  роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности  утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через  профессию. Например, в классификации  Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

"выживание" (первый  год работы, который отмечен личными  профессиональными затруднениями);

"адаптация" (от 2 до 5 лет  работы, характеризуется особым  вниманием учителя к своей  профессиональной деятельности);

"зрелость" (от 6 до 8 лет  работы, характеризуется стремлением  переосмыслить свой опыт и  желанием самостоятельного педагогического  исследования).

Различают следующие формы  организации самообразования:

1. Курсовая подготовка  в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы  самообразования – возможность  получения квалифицированной помощи  от специалиста-преподавателя, а  также возможность обмена опытом  между коллегами. Недостатки: эпизодичность  прохождения курсов; время проведения  – в учебный период, что влечет  большие изменения в режиме  работы всей школы; качество  лекционного материала, которое  часто оставляет желать лучшего,  т. к. нет серьезного изучения  потребностей педагогов и дифференциации  с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего  образования или второй специальности.

Главные достоинства такой  формы самообразования: возможность  выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства  программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой  обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:

нехватка у педагогов  свободного времени; дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы  повышения квалификации, конференции,  семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы  самообразования: возможность пройти  их в удобное для педагогов  время; возможность выбора темы  по интересующим и наиболее  актуальным для конкретного педагога  вопросам. Недостатки: дистанционные  курсы проводятся на платной  основе; документы, подтверждающие  факт прохождения дистанционного  обучения, чаще всего не имеют  юридической силы, т. е. их не  учитывают при проведении очередной  аттестации.

4. Индивидуальная работа  по самообразованию может включать  в себя:

научно-исследовательскую  работу по определенной проблеме; посещение  библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие  в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации  занятий, содержания обучения, методов  преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий  и учебных материалов. Однако, как  бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические  сообщества – новая форма организации  самообразования учителей. Сетевое  педагогическое сообщество –  это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

 

Диагностика и  планирование процесса самообразования

        Однако, несмотря на такой широкий  спектр форм организации процесса  самообразования, ведущую в нем  роль играют администрация образовательного  учреждения и методические объединения  педагогов. Именно они способствуют  формированию устойчивой потребности  в самообразовании, побуждают  к изучению новой информации  и передового опыта, приучают  к самооценке и самоанализу.  Организация наставничества, обсуждение  актуальных тем, привлечение педагогов  к участию в тематических педсоветах, проведение консультаций для  педагогов, оказание помощи в  обобщении своего опыта, пополнение  библиотечного и медиатечного фонда – это лишь неполный перечень форм работы администрации образовательных учреждений. Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

        Каждый  педагог, учитывая внутренние  и внешние мотивы, запросы, предъявляемые  современным обществом, влияние  морально-психологического климата,  сложившегося в коллективе, и  требования администрации образовательного  учреждения, определяет свою траекторию  самосовершенствования и саморазвития.

Технология организации  самообразования педагогов может  быть представлена в виде следующих  этапов:

1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.

2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Информация о работе Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога