Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:09, реферат
В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.
Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный
путь профессионального
Заключение
Самообразование педагога есть
необходимое условие
Специфика
педагогической деятельности
Профессиональное
самообразование, как и любая
другая деятельность, имеет в
своей основе довольно сложную
систему мотивов и источников
активности. Обычно движущей силой
и источником самообразования
педагога называют потребность
в совершенствовании. Следует
заметить, однако, что эта потребность
не формируется сама по себе
из необходимости разрешить
В основе профессионального
самообразования, как и в
Список литературы
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.: Педагогика, 1989. -338с.
2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.
3. Дроздов И.Н. Психологические
аспекты управления кадрами [
4. Инновации и образование.
Сборник материалов
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.
6. Новичков В.Б., Шевченко
В.М. Профессиональное
7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.
8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.
9. Блохина, Е.В. Повышение
квалификации работника
10. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62
11. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32 «Самообразование педагога»
12. Практические занятия по психологии /Под ред. Д.Я. Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36.
13. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М 1987 - С. 52-54.
14. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-на-Дону, 1997.
Информация о работе Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога