Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат №14.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

Средства и способы  самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить  и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения  как основы предвидения и творческого  проектирования своих действий и  действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном  оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель  должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать  причины и выявлять мотивы поведения  и деятельности участников социального  взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные  задачи.

В педагогическом вузе вчерашние  выпускники школ попадают в новые  условия, которые предъявляют к  ним высокие требования: уметь  рационально распределять и планировать  свое время, организовывать свое рабочее  место, работать с книгой и специальной  литературой и т.п.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически  обоснованного режима дня. Надо так  спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самостоятельной  работы и умениями рациональной организации  учебного труда свидетельствует  о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный  путь профессионального самообразования  учителя - разработка одной из научных  или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

 

 

 

Заключение

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять  к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.  Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

        Специфика  педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности  педагог должен владеть знанием  собственного предмета, методиками  его преподавания, психологией и  педагогикой, иметь общий высокий  уровень культуры, знать приемы  риторики, основы мониторинга, обладать  большой эрудицией. Этот перечень  далеко не полон. Но без этих  навыков педагог не может эффективно  учить и воспитывать. 

        Профессиональное  самообразование, как и любая  другая деятельность, имеет в  своей основе довольно сложную  систему мотивов и источников  активности. Обычно движущей силой  и источником самообразования  педагога называют потребность  в совершенствовании. Следует  заметить, однако, что эта потребность  не формируется сама по себе  из необходимости разрешить противоречия  между требованиями, предъявляемыми  обществом к педагогу и имеющимся  уровнем его профессионально-личностного  развития. Требования, предъявляемые  обществом к педагогу «либо  стимулируют работу над собой,  либо вынуждают педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании». Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

   В основе профессионального  самообразования, как и в основе  деятельности педагога, лежит противоречие  между целью и мотивом. Обеспечить  сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность  в самовоспитании. Вызванная таким  образом потребность педагога  в самообразовании в дальнейшем  поддерживается личным источником  активности (убеждениями; чувствами  долга, ответственности, профессиональной  чести, здорового самолюбия и  т.п.). Все это вызывает систему  действий по самосовершенствованию,  характер которых во многом  предопределяется содержанием профессионального  идеала. Другими словами, когда  педагогическая деятельность приобретает  в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда  и проявляется потребность в  самосовершенствовании, тогда и  начинается процесс самообразования.

 

 

 

Список литературы

1.Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии [Текст]  М.: Педагогика, 1989. -338с.

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.

3. Дроздов И.Н. Психологические  аспекты управления кадрами [Текст]  — Владивосток: ПИППКГС, 1997. –  448с.

4. Инновации и образование.  Сборник материалов конференции.  Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.

6. Новичков В.Б., Шевченко  В.М. Профессиональное самообразование  учителя [Текст] - М., 1990.-250с.

7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.

8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.

9. Блохина, Е.В. Повышение  квалификации работника образования  на муниципальном уровне /Е.В.  Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134

10. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62

11. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32 «Самообразование педагога»

12. Практические занятия по психологии /Под ред. Д.Я. Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36.

13. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М 1987 - С. 52-54.

14. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-на-Дону, 1997.


Информация о работе Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога