Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат №14.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Известна истина, что получение  вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился  учитель, он никогда не сможет считать  свое образование завершенным, а  свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

     Составляющие  процесса самообразования педагога:

- Изучать и внедрять  новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

- Посещать уроки коллег  и участвовать в обмене опытом

- Периодически проводить  самоанализ своей профессиональной  деятельности

- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

- Систематически интересоваться  событиями современной экономической,  политической и культурной жизни

- Повышать уровень своей  эрудиции, правовой и общей культуры

         Виды деятельности, составляющие  процесс самообразования, напрямую  или косвенно способствующие  профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач

 • Чтение конкретных  педагогических периодических изданий

 • Чтение методической, педагогической и предметной  литературы

 • Обзор в Интернете  информации по преподаваемому  предмету, педагогике, психологии, педагогических  технологий 

 • Решение задач,  упражнений, тестов, кроссвордов и  других заданий по своему предмету  повышенной сложности, или нестандартной  формы

 • Посещение семинаров,  тренингов, конференций, уроков  коллег

 • Дискуссии, совещания,  обмен опытом с коллегами

 • Изучение современных  психологических методик в процессе  интерактивных тренингов

 • Изучение иностранных  языков, для чтения информации  о достижениях мировой педагогики

 • Систематическое  прохождение курсов повышения  квалификации

 • Проведение открытых  уроков для анализа со стороны  коллег

 • Организация кружковой  и внеклассной деятельности по  предмету

 • Изучение информационно-компьютерных  технологий

 • Посещение предметных  выставок и тематические экскурсии  по предмету

 • Общение с коллегами  в школе, районе, городе и в  Интернете.

 • Ведение здорового  образа жизни, занятия спортом,  физическими упражнениями. Болезни  – большое препятствие для  профессионального роста.

        На  основании вышеперечисленных пунктов,  конкретизировав наименования и  названия, каждый педагог составляет  личный план самообразования  для профессионального роста. 

        Результат  самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается  некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования  педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут  быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование  непрерывно, но планировать его нужно  поэтапно)

 • повышение качества  преподавания (указать показатели, по которым будет определяться  эффективность и качество)

 • разработанные или  изданные методические пособия,  статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

 • разработка новых  форм, методов и приемов обучения

 • доклады, выступления

 • разработка дидактических  материалов, тестов, наглядностей

 • выработка методических  рекомендаций по применению новой  информационной технологии

 • разработка и  проведение открытых занятий  по собственным, новаторским технологиям

 • создание комплектов  педагогических разработок

 • проведение тренингов,  семинаров, конференций, мастер-классов,  обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет  продуктивным, если:

 • В процессе самообразования  реализуется потребность педагога  к собственному развитию и  саморазвитию.

 • Педагог владеет  способами самопознания и самоанализа  педагогического опыта. Педагогический  опыт учителя является фактором  изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей  профессиональной деятельности, признает  свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

 • Педагог обладает  развитой способностью к рефлексии.  Педагогическая рефлексия является  необходимым атрибутом педагога-профессионала  (под рефлексией понимается деятельность  человека, направленная на осмысление  собственных действий, своих внутренних  чувств, состояний, переживаний,  анализ этой деятельности и  формулирование выводов). При анализе  педагогической деятельности возникает  необходимость получения теоретических  знаний, необходимость овладения  диагностикой — самодиагностикой  и диагностикой учащихся, необходимость  приобретения практических умений  анализа педагогического опыта. 

 • Программа профессионального  развития педагога включает в  себя возможность исследовательской,  поисковой деятельности.

 • Педагог обладает  готовностью к педагогическому  творчеству.

 • Осуществляется  взаимосвязь личностного и профессионального  развития и саморазвития.

 

Профессиональное  самовоспитание

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в  самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

В основе профессионального  самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать  истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность  учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового  самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального  идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется  потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

 

Профессиональный  идеал и средства профессионального  самовоспитания учителя.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит  в том, чтобы соотнести уровень  своих притязаний с достигнутым  результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о  себе окружающих. Но при использовании  этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения  в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие  задачи. Не может удовлетворить творчески  работающего учителя и прием  формирования самооценки через сравнение  себя и своих результатов с  результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе  будущего) - соизмерение своих результатов  с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой  и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством  выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности  его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим  процесс самовоспитания, относят  педагогический коллектив, стиль руководства  школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся  к творческим поискам коллег и  искренне радуются их находкам, где  чувствуется заинтересованность в  профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям  профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал  среди педагогов, пренебрежение  к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность  в самосовершенствовании.

Если руководство школы  не создает педагогам условия, при  которых каждый из них имел бы возможность  переживания успеха, вызывающего  веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется  озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них  не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно  необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов  и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального  самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.   Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле . Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста "понятийный словарь".

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф.Ряховского.  Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и  внимания как свойств личности. Процесс  самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы  самовоспитания обычно предшествует выработка  системы "правил жизни", которые  постепенно становятся принципами поведения  и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно  составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок  времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые  еще не накопили достаточного опыта  работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая  из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант.

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать  в программе. Подчас в этом и нет  особой необходимости. Главное, чтобы  каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных  правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Информация о работе Приемы профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога