Применение проблемной ситуации при формировании грамматических знаний на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках русского языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа-оригинал.doc

— 958.50 Кб (Скачать файл)

Задание 3. Определите род существительных.

Седой туман поднимался над рекой, недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.

Задание 4 . Выпишите имена существительные, определить род.

Меж редеющих верхушек

Показалась  синева,

Зашумела у  опушек

Ярко желтая листва.

Стала ель в  лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний 

Сдвинул шапку  набекрень.

Задание 5. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушка, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

В. На этапе проверки применялись такие виды работ:

Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.

Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

Из  трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый  медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную  ночь на небе увидишь много звезд.

Задание 3. Составить рассказ из 3-5 предложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс -Чурбан»)  (см. приложение 14)

Вопросы:

1. Кто изображен  на картине? (Ганс - Чурбан, козел) ;

2. Где они  едут? (около, дорога, по, замок);

3. Что находится  рядом? (Цветы, луга, трава);

4. Что он держит  в руке? (Башмак).

Задание 4. Что такое имя существительное. Приведите примеры.

Почему слово  пишется с большой буквы? Казахстан.

Как определить род имени существительного?

Определите  род имен существительных: носки, столы, журналы, письма, коньки.

По какому принципу я разделила эти слова:

Конь    машина

Собака   кровать

кошка  осина

медведь          дерево

девочка                  бревно

 

Задание 5.

1. Спишите, вставляя  пропущенные буквы и расставляя  знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне... проснутся дерев...я  набухнут почки побегут руч...и  прилетят гр...чи и скворцы Саша и  Ол...га повесят скворечники.

2 . Из каждой  группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.

Задание б. Подчеркните существительные, напишите одушевлен. и род.

Храбрый человек; пушистый кот;

Злая  собака, дождливая осень.

Задание 7. Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?) ......... познается в беде.

(кто?) ......... сильна крыльями, а (кто?) ......... дружбой.

(что?) ......... с гор потекла - весну принесла. Волга

всем  рекам ......... (кто?) .

Весенний (что?) ......... целый год кормит.

Земля кормит людей,, как (кто?) ......... детей.

Задание 8. Списав, обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто?что?

Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил теплый дождь рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там были караси.

При подборе заданий  мы опирались на программу государственного образования РК за 2 класс начальной  школы. Подобранный нами учебный материал с использованием проблемной ситуации, являлся от части новым и от части знакомым, поражающий их воображение, заставляя удивлять, повышая познавательную активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Интерпретация результатов экспериментального исследования.

 

Для доказательства эффективности  экспериментальной работы был проведен контрольный срез на знание грамматических признаков имени существительного. Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУН, полученных после изучения темы «Имя существительное».

Учащимся 2 «А» и 2 «Б»  классов были даны отдельно проверочные работы по русскому языку на тему: «Имя существительное». Учащиеся 2 «Б» класса изучали эти темы на обычных уроках, в 2 «А» были проведены уроки с использованием нетрадиционных форм обучения (проблемной ситуации).

В контрольном  эксперименте мы использовали методику констатирующего этапа (учащиеся писали диктант с последующим выполнением грамматического задания).

                                                         Воробей.

Во дворе стоит высокий клен. Серая птичка села на ветку. Это воробей.  Хитрый рыжий кот спугнул птичку. Испуганный  воробей улетел.

 

Грамматическое  задание: подчеркните одной чертой существительные одушевленные, а двумя чертами неодушевленные. У всех существительных определите род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Знания грамматических категорий после формирующего этапа

 

  Класс

Кол-во учащихся правильно назвавших

Определение одушевленных

  Определение                Определение

 неодушевленных               рода

рода     Опред. рода

2-А кл.Экспер.

14 человек

13               

       11                                  12

 2-Б кл. Контр.

14 человек

6

           5                                  4





В экспериментальном  классе из 14 человек, писавших работу, правильно определили одушевленность -13 человек, определили неодушевлённость -11 человек, род имен существительных - 12 человек. Неправильность ответа в определении одушевленности во многом объясняется неумением правильно задавать вопрос, но главное - непонимание принципа одушевленности и неодушевленности. Неправильность ответа в определении рода объясняется, во-первых, невнимательностью. Во-вторых, абстракцией категории рода: для слов, не обусловленных значением половой принадлежности, род определяется по окончанию. С понятием окончания дети еще не знакомы. В-третьих, учащиеся вводят в заблуждение слова с мягким знаком на конце (конь, соль).


 

 

 

 

 

 

 

 

В контрольном  классе из 14 человек правильно определили одушевленность- 6 человек, определили неодушевлённость  -5 человек, род имён существительных - 4 человек.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

При обучении по традиционной форме (контрольный класс) усвоение материала основывалось на репродуктивном методе.

При репродуктивном методе основной упор делается на запоминание. Память в этом возрасте у детей  кратковременная, неустойчивая. Дети не могут удержать в памяти большой объем информации. Внимание в этом возрасте неустойчивое, непроизвольное, что так же влияет на запоминание.

В классе, где  обучение имело проблемную направленность (экспериментальный класс), обучение основывалось на осмыслении программного материала. В связи с этим уровень качества знаний выше.

(см. приложение 15)

При творческом подходе основное внимание уделяется  осмыслению изучаемого материала. При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучение, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает более длительное время внимание. Все это способствует созданию более прочных связей в коре головного мозга, а следовательно лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно - следственные связи между разрозненными явлениями. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Элементы сопоставления классификаций не только дают представления об изучаемом предмете, но и развивают мышление. Проблемная ситуация таким образом наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

На основании результатов  полученных в ходе исследования можно сделать следующие выводы:

- качество знаний по  теме «Имя существительное» в 2 «А» классе выше ,чем в 2 «Б» классе.

- принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового  уровня развития, но, используя на уроках проблемные ситуации – как средство активизации познавательной деятельности младших школьников, дети были заинтересованные, внимательные, сосредоточенные, дружные. Это отражено в результатах контрольных работ.

- произошли изменения в отношениях учащихся к изучению учебного предмета «Русский язык». (см. приложение 16,17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Моё отношение к учебному предмету» 2-А класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Моё отношение к учебному предмету» 2-Б класс

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя

 уч-ся

Русский язык

математика

Чтение

Познание мира

Физкультура

Рисование

Музыка

1

Базилбеков  А.

+

+

+

+

+

+

+

2

Гладченко Д.

+

+

+

+

+

+

+

3

Дерменжи А.

+

+

+

+

-

+

+

4

Дзимиев И.

+

-

-

-

+

+

-

5

Климова К.

+

+

-

+

+

+

+

6

Куприев А.

+

+

+

+

+

-

-

7

Макагонова  А.

+

-

-

+

+

+

+

8

Морев С.

-

+

-

-

+

-

-

9

Николаенко  Р.

+

+

+

+

+

+

+

10

Салихова К.

+

-

+

-

+

+

+

11

Толеуханов  Б.

+

-

-

-

+

-

-

12

Ханукаева Э.

+

+

+

+

-

+

-

13

Шакирова А.

+

-

+

+

+

+

+

14

Шелковникова  Л.

+

+

+

+

+

+

+




 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя

 уч-ся

Русский язык

математика

Чтение

Познание мира

Физкультура

Рисование

Музыка

1

Базарбаев Р.

+

+

+

+

+

+

+

2

Вышеславцева  А.

+

+

+

+

+

+

+

3

Дулатова Д.

+

+

+

+

-

+

+

4

Егошина М.

-

-

-

-

+

+

-

5

Кемельханова  А.

-

+

-

+

+

+

+

6

Кемельханова  А.

+

+

+

+

+

-

-

7

Кидирбаева  Ж.

-

-

-

+

+

+

+

8

Мусалим А.

+

+

-

-

+

-

-

9

Накипов Н.

+

+

+

+

+

+

+

10

Нурахметов  А.

-

-

+

-

+

+

+

11

Хамракулова М.

-

-

-

-

+

-

-

12

Чекашова Д.

+

+

+

+

-

+

-

13

Чепурной А.

+

-

+

+

+

+

+

14

Карась А.

+

+

+

+

+

+

+

Информация о работе Применение проблемной ситуации при формировании грамматических знаний на уроках русского языка