Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках русского языка.
Анкета «Моё отношение к учебному предмету» 2-Б класс
№ |
Фамилия, имя уч-ся |
Русский язык |
математика |
Чтение |
Познание мира |
Физкультура |
Рисование |
Музыка |
1 |
Базарбаев Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Вышеславцева А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Дулатова Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
4 |
Егошина М. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 |
Кемельханова А. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Кемельханова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
7 |
Кидирбаева Ж. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Мусалим А. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
9 |
Накипов Н. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Нурахметов А. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
11 |
Хамракулова М. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
12 |
Чекашова Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
13 |
Чепурной А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
Карась А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в таблицу. (см. приложение 10)
-- 2 «А» --экпер. -- 2 «Б» -- контр.
Р.я.-русский язык
М. – математика
Ч. – чтение
Результаты анкетирования 2 «А» класс
Предмет |
Баллы |
% |
Русский язык |
3,2 |
64% |
Математика |
4,3 |
86% |
Чтение |
4 |
80% |
Познание мира |
4,7 |
94% |
Физкультура |
4,8 |
96% |
Рисование |
4,6 |
92% |
Музыка |
4,5 |
90% |
Результаты анкетирования 2 «Б» класс
Предмет |
Баллы |
% |
Русский язык |
2,9 |
58% |
Математика |
3,9 |
78% |
Чтение |
3,5 |
70% |
Познание мира |
4,5 |
90% |
Физкультура |
4,3 |
86% |
Рисование |
4,4 |
88% |
Музыка |
4,2 |
84% |
Качественный анализ данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что отношение к предмету «Русский язык» на более низком уровне по сравнению с другими учебными предметами.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка мы разработали содержание и методику экспериментальной работы.
Оптимальным решением поставленной задачи может служить введение нетрадиционных форм обучения в начальных классах.
Для доказательства эффективности нашей гипотезы в начале учебного года был проведен констатирующий эксперимент по выявлению грамматических знаний, интереса к учебному материалу по русскому языку. Учащимся был предложен следующий текст с грамматическим заданием.
Воробей.
Во дворе стоит высокий клен. Серая птичка села на ветку. Это воробей. Хитрый рыжий кот спугнул птичку. Испуганный воробей улетел.
Грамматическое задание. Подчеркнуть зеленым цветом слова, обозначающие предмет, синим - слова, обозначающие действия и черным - слова, обозначающие признак.
Таблица 1. Знание грамматических категорий учащимися до начала изучения.
Класс |
Кол-во учащихся правильно назвавших | ||
предмет |
признак |
действие | |
2 «А» Эксп 14 чел. |
6 |
5 |
3 |
2 «Б» Контр.14 чел. |
7 |
3 |
4 |
В экспериментальном классе из 14 человек, писавших работу, правильно назвали имена существительные - 6 человек, прилагательное - 5, глаголы -3.
Неправильность, ответа обусловлена отсутствием интереса к предмету, низкой мотивацией. Правильные ответы во многом объясняются языковой компетенцией учащихся.
В контрольном классе из 14 человек, писавших работу, правильно назвали имена существительные 7 человек, прилагательные - 3, глаголы - 4. Причины ошибок те же, что и в экспериментальном классе.
Исходя из полученных результатов, была построена система учебно-познавательной деятельности во 2ОМ классе на уроках русского языка с использованием нетрадиционной формы обучения (проблемной ситуации).
2.2.Содержание и методика экспериментальной работы с учащимися по активизации познавательной деятельности на уроках русского языка
Познавательный интерес – развивается и формируется в деятельности и прежде всего в учении. Предметом познавательных интересов для школьников являются новые знания о мире, вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала и использование нетрадиционных форм обучения является важнейшим звеном в формировании интереса к познавательной деятельности у школьников.
Мы подобрали учебный материал, который является для учеников от части новым и от части знакомым, поражающий их воображение, заставляя удивлять, повышая познавательную активность. Ещё К.Д.Ушинский писал о том, что предмет для того чтобы стать интересным должен строиться на фоне уже известного и знакомого.
Уроками русского
языка предусмотрено
Учащиеся должны уметь:
1. Вычленять звуки в словах, определять их последовательность ;
2. Различать гласные и согласные звуки и буквы;
3. Правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
4. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
5. Определять
место ударения в слове,
6. Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
7. Правильно
списывать слова и предложения,
8. Грамотно, без
пропусков, искажений букв, писать
под диктовку слова,
9. Употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
10. Устно составлять 3-5 предложений на определенную тему.
Во 2ОМ классе начинается системное обучение основным морфологическим и синтаксическим категориям. Учащиеся получают первоначальные знания сложного абстрактного характера, каковыми являются части речи, её признаков и правил словоупотребления.
Изучаемый материал предельно абстрактен и трудно поддается усвоению в данном возрасте характеризующимся только переходом к логическому мышлению. Поэтому так важно научно обоснованно произвести отбор изучаемого материала с тем, чтобы не отпугнуть учащихся сложностью, но и избежать иллюзии знания. Концу 2 года обучения во 2ОМ классе учащиеся должны будут знать: названия букв русского (языка) алфавита, признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса.
Учащиеся должны уметь:
1. Каллиграфически
правильно писать слова,
2. Делить слова
на слоги, выделять ударный
слог, переносить слова по слогам,
обозначать на письме мягкость
согласных звуков гласными
3. Писать большую букву в имени, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
4. Писать слова с сочетанием жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
5. Правильно
обозначать буквами парные
6. Писать слова
с удвоенными согласными типа А
7. Писать раздельно предлоги со словами;
8. Производить фонетический разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в слове, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа парта, конь;
9. Правильно
ставить вопрос к слову и
по нему определять слова, обоз
10. Различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
11. Устанавливать
связь слов в предложении,
12. Употреблять
большую букву в начале
13. Писать изложение текста в 30-45 слов по вопросам, составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему.
Уроки русского языка во 2ОМ классе предусматривают развитие устной и письменной речи. Основные навыки письменной речи формируются на уроках грамоты орфографические навыки) и грамматики (усвоение основных грамматических категорий). Много внимания на уроках русского языка уделяется стилистическому аспекту (уместность использования тех или иных средств), также риторике (умение правильно строить устную речь). Наибольшая эффективность при этом достигается введением элементов проблемных ситуаций.
Учитывая сложность изучения грамматического материала во 2ОМ классе необходимо так построить учебную деятельность, что бы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении русского языка, отражающего их интеллектуальное развитие. При этом нельзя забывать о доступности столь абстрактного материала как Грамматика.