Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках русского языка.
В-пятых, злоупотребление наводящими вопросами. Подсказка эффективна не перед решением проблемы, а после попыток ее решения. Это основные помехи, стоящие на пути решения проблем.
Проблемная ситуация, интерес и эмоциональность – взаимообусловленные явления, которые вместе с волевым усилием ученика отражают рациональную и чувственные стороны активизации его познавательной (мыслительной) деятельности. Дидактически познавательная активизация достигается через вопрос, задачу, задание, наглядность, речь, а чаще их сочетание. При определенных условиях эти элементы становятся в руках учителя инструментом создания проблемной ситуации, возбуждения интереса и эмоционального настроя учащихся, мобилизации их воли, побуждения к действию.
В активизации познавательной деятельности учащихся вопросы имеют едва ли не первостепенное значение. При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает противоречивые ситуации, которые, обостряют у учащихся, сознание необходимости найти ответ, снимающий противоречие.
Проблемное обучение используют как движущую силу учебного познания. В проблемной ситуации ученик ставиться перед противоречиями, вызывающими состояние познавательного затруднения и потребностью в самостоятельном поиске выхода из этих противоречий.
Основными способами управления учением школьника является методы преподавания, содержащие приемы создания проблемной Ситуации. Главными способами познавательной деятельности учащихся являются их самостоятельные работы творческого характера, построения с учетом проблемности, усвоения, мотивированные интересом и эмоциональностью.
Говорить о проблемном обучении никогда не рано. Но, несомненно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Как отмечалось выше, проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. Самооценка ребенка, как правило, достаточно высокая и их раскрепощенность, внутренняя свобода, отсутствие закомплексованности стереотипов. Это большие плюсы для ребенка, которые должны опираться на проблемное обучение в начальных классах.
Выводы по первой главе
В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели проблемы активизации познавательной деятельности школьников в педагогической науке, рассмотрели педагогические технологии активного обучения и определили сущность и механизм проблемной ситуации.
На первом этапе проводилось освоение научного материала по проблеме
развивающего обучения, а так же по проблемам диагностики и развития познавательной деятельности младших школьников. Проводилось изучение состояния разработанности данной темы, определялся понятийный аппарат, проводился анализ передового педагогического опыта.
Глава 2. Применение проблемной ситуации при формировании грамматических знаний на уроках русского языка
2.1 Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Использование проблемной ситуации – как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся вторых классов английской частной средней общеобразовательной школы города Актау. Количество учащихся во 2 «А» классе-14 человек, во 2 «Б» классе -14 человек.
Экспериментальная работа предусматривала три этапа:
1 этап – изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников;
2 этап – содержание формирующего эксперимента (формирование активизации учебно–познавательной деятельности учащихся);
3 этап – интерпретация результатов экспериментального исследования;
На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и определены следующие уровни:
1 уровень – появляется
интерес лишь в общей, всем
присущей потребности, когда
2 уровень – проявляется
интерес в общей
3 уровень – связан интерес, с какой – либо социально – значимой для школьника деятельностью;
- смотреть телевизор
- заниматься спортом
- читать книги
- ходить в школу
- играть с ребятами на улице
- решать разные задачи
- ходить в компьютерный клуб
- работать на уроке
- рисовать
- ездить на море
- играть в настольные игры (см. приложение 5,6)
Анкета «Мои любимые занятия» 2-А класс
№ |
Фамилия, имя уч-ся |
Смотреть телевизор |
Заниматься спортом |
Читать книги |
Ходить в школу |
Играть на улице |
Решать разные задачи |
Ходить в компьютерный клуб |
Работать на уроке |
Рисовать |
Ездить на море |
Играть в настольные игры |
1 |
Базилбеков А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Гладченко Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Дерменжи А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Дзимиев И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
5 |
Климова К. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Куприев А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
7 |
Макагонова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Морев С. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Николаенко Р. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Салихова К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
Толеуханов Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Ханукаева Э. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Шакирова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
14 |
Шелковникова Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Анкета «Мои любимые занятия» 2-Б класс
№ |
Фамилия, имя уч-ся |
Смотреть телевизор |
Заниматься спортом |
Читать книги |
Ходить в школу |
Играть на улице |
Решать разные задачи |
Ходить в компьютерный клуб |
Работать на уроке |
Рисовать |
Ездить на море |
Играть в настольные игры |
1 |
Базарбаев Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
2 |
Вышеславцева А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Дулатова Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
Егошина М. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Кемельханова А. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Кемельханова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Кидирбаева Ж. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
8 |
Мусалим А. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
Накипов Н. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Нурахметов А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
Хамракулова М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Чекашова Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Чепурной А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
Карась А. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в таблицу. (см. приложение 7)
С целью изучения интересов учащихся к учебным предметам было проведено анкетирование. Учащимся было предложено указать любимые учебные предметы:
- русский язык
- математика
- чтение
- познание мира
- физкультура
- рисование
- музыка (см. приложение 8,9)
Анкета «Моё отношение к учебному предмету» 2-А класс
№ |
Фамилия, имя уч-ся |
Русский язык |
математика |
Чтение |
Познание мира |
Физкультура |
Рисование |
Музыка |
1 |
Базилбеков А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Гладченко Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Дерменжи А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
4 |
Дзимиев И. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 |
Климова К. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Куприев А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
7 |
Макагонова А. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Морев С. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
9 |
Николаенко Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Салихова К. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
11 |
Толеуханов Б. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
12 |
Ханукаева Э. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
13 |
Шакирова А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
Шелковникова Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |