Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование проблемной ситуации на уроках русского языка.
Кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, её место в общественной жизни, её влияние на развитие новых поколений, её роль в онтогенезе.
Проблема деятельности - одна из фундаментальных научных абстракций философии, учения в целом. Это - предмет изучения всех наук о человеке и обществе, т. к. деятельность - источник появления человека основание всей его жизни, становление его как личности. Богатство деятельности, как утверждают философы, неисчерпаемо. Его невозможно заменить никакой программой, никаким специальным конструированием.
Исследователи выделяют свойства такой деятельности: целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер. Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида. Таким образом, общая теория деятельности создает возможности для построения теории деятельности в педагогике. Следует, однако, отметить, что в исследованиях, проводимых на идеальном уровне, реальный процесс не находит отражения.
Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности.
Поэтому поводу существуют различные точки зрения. Десятилетие назад почти общепризнанным считалось, что генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделялась ведущая деятельность, в дошкольном - игра, в школьном - учение.
Однако в
последнее десятилетие это
Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса.
Научно-теоретическая разработка этой проблемы педагогики может составить основу для множества педагогических исследований и практической деятельности учителей и воспитателей.
Для педагогического процесса, а главное, для построения теории деятельности в педагогике имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и как она это делает.
В этой концепции находит свое выражение проблема совместной деятельности, что для педагогического процесса весьма важна, так как именно в этой деятельности обнаруживается значение индивидуальной деятельности, приносящей в общую деятельность своеобразие, обогащение в коллективной деятельности. Проблема общения рассматривается как необходимый фактор человеческой деятельности. У индивида-участника общественной деятельности благодаря общению формируется особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов образа действий.
Содержание любой деятельности - трудовой, познавательной, общественной, художественной и т. д. - необходимый компонент структуры. Оно расширяет соприкосновение ребенка с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретенного опыта.
Если содержание новое, малознакомое воспитаннику, развитие его кругозора бесспорно: если содержание уже знакомо, то постановка новых задач способствует углублению деятельности, более свободному, умелому оперированию своими достижениями.
Содержание деятельности в педагогическом процессе часто ограничивается рамками программы, определенными требованиями, в которых закладываются цели деятельности.
Наличие умений совершенно необходимо, чтобы деятельность состоялась, без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия. Совершенствование умений приводит к успеху, а успех, как известно, стимулирует потребность к продолжению деятельности, интерес к ней. Завершается деятельность результатом. Это - показатель развития знаний, умений личности. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности, её статус в коллективе, среди близких.
Все это оставляет большой след в развитии личности, ее потребностей, устремлений, её действий, умений и способностей. Принято считать, что субъектом деятельности в учебном процессе является учитель, поскольку именно он строит весь процесс деятельности: ставит цели, организует учебные действия у учащихся, побуждает их к действию, корректирует эти действия, подводит к конечному результату. Однако если бы учитель всегда жестко управлял деятельностью учащихся, он никогда не достиг бы цели формирования личности ученика, необходимой обществу.
Назначение деятельности учителя - всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Вот почему, не утрачивая своей ведущей роли в педагогическом процессе, учитель-воспитатель обязан способствовать тому, чтобы ученик становился субъектом деятельности.
В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с учащимся, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к современной деятельности.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Суть активизации учения школьника посредствам нетрадиционных форм обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания нестандартных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.
Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами:
●интерес к учению;
●инициативность;
●познавательная деятельность.
Отмеченные
особенности активизации
В организации
активной учебной деятельности младших
школьников целесообразно выделить
соответствующее направление
Схема носит условный характер, потому что в ней не учитываются некоторые связи между элементами схемы. Однако её использование наглядно представляет своеобразие связи направлений активизации познавательной деятельности младших школьников и направлений совершенствования, как методов обучения, так и методической системы в целом. Эта схема оказывается полезной при разработке отдельных приемов работы учителя по реализации каждого из направлений активизации учебно-познавательного процесса. При этом приведенные общие направления совершенствования методов обучения помогают свести эти приемы в систему методических рекомендации, основанных на комплексном улучшении содержания, методов, форм и средств обучения.
Учебно-познавательная деятельность является ведущей в процессе обучения. Разработка данной педагогической проблемы имеет длительную историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями. Было установлено, что эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от познавательного интереса учащихся. Поэтому учет познавательных интересов в учебно-познавательной деятельности позволяет оптимизировать весь учебно-познавательный процесс как целенаправленно организованную деятельность по присвоению учащимся социально значимых ценностей, выработанных человечеством.
Актуальность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения творческих, продуктивных приемов обучения и недостаточной неразработанностью методики их использования в начальной школе.
Проблема
познавательной активности
Понятие "познавательной активности" М. И. Лисина определяет следующим образом (16,с.18): "Понятие "активность" примерно одинаково часто применяется в психологии для обозначения трёх неодинаковых явлений:
1)определённой, конкретной деятельности индивида;
2)состояния, противоположного пассивности;
3)для обозначения
Итак, активность - деятельность, активность – готовность к деятельности и активность - инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом "активности" выступают такие словосочетания, как "умственная энергия" и "нервно-психическая энергия".
В психологии активность
Так,
познавательная деятельность -
это не что-то аморфное, а всегда
система определённых действий
и входящих в них знаний. Это
означает, что познавательную
В
процессе учебной деятельности учащиеся проявляют
ту
или иную активность, направленную на
получение знаний, умений.
В ходе осуществления различных видов
деятельности у школьника
возникают новые качества психического
развития – психические новообразования.
Эти новообразования состоят в проявлении
у
ребёнка нового отношения, новой позиции к изучаемому
объекту. Такие отношения выступают как
познавательная активность школьника.
"Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию); цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции. (22,с.44).
Широкая
познавательная направленность (интерес
к знаниям, к преодолению
Формированию
познавательных мотивов
средства совершенствования учебного
процесса: совершенствование методов
обучения, разработка и распространение
методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры
урока, расширение форм самостоятельной
работы на уроке, активизация учебной
деятельности на уроке, а также обновление
содержания и укрепление межпредметных
связей.