Принципы самостоятельной работы на уроках обществоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

24f8093486f28152a3f217d57325f251 (1).docx

— 57.57 Кб (Скачать файл)

Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.

Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.

Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.

Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.

Ожидаемые результаты:

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:

Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.

Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

Достижения высокого уровня развития личности ученика.

 Моя методическая система признана коллегами на школьном, муниципальном и областном уровнях.

 

2.2. Урок обществознания в 10 классе

Тема: Цивилизация и общество.

Цели:

Образовательные:

Создать условия для изучения и повторения учащимися истории древних цивилизаций.

Понять отличительные особенности философских взглядов, рассматривающих цивилизационную идею.

Формирование умения выработать свою собственную точку зрения и аргументировать ее.

Развивающие:

Развивать у учащихся способности критического мышления и восприятия.

Воспитательные:

Прививать культурные ценности.

Тип урока: комбинированный, бинарный урок.

Используемые технологии: компьютерная, технология критического мышления.

Используемые средства: слайдовая презентация, логическая цепочка, кластер, синквейн.

Основные понятия: цивилизация, менталитет, культурология.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ресурсы к теме:

Учебник обществознания 10 класс, А. Н. Кравченко.

Учебник «История мировых цивилизаций», В. М. Хачатурян.

Учебник «Всемирная история», Загладин.

Интернет – ресурсы.

После урока учащиеся смогут:

Дать понятие цивилизации и назвать существующие философские концепции по этому вопросу.

Анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации.

Разъяснять основные этапы эволюции цивилизации, сопоставляя их с конкретными фактами из истории.

Основные этапы урока:

Этап вызова: Вызываются знания или представления детей о теме – это и будет основой для получения новой информации. Ученики выступают со слайдовыми презентациями, подготовленными в ходе домашнего задания.

Этап осмысления: учащиеся получают новую информацию и самостоятельно работают с текстом. Работа с ключевыми словами, логической цепочкой и кластером.

Этап размышления: Рефлексия. Синквейн.

Ход урока

Этап вызова:

Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся провести небольшую экскурсию по древним цивилизациям Египта, Древней Греции, Индии и Китая.

Учащиеся на предыдущем уроке были разделены на группы, и в ходе домашнего задания каждой группе было рекомендовано подготовить слайдовую презентацию (не более 10 слайдов) по теме «Цивилизация Древнего Востока».

1–ая группа: Древний Египет

2-ая группа: Древняя Греция

3-яя группа: Индия

4-ая группа: Китай

по следующему плану:

Географическое положение

Основные занятия населения

Социальная структура населения

Религия, боги

Исторические личности

Достижения культуры

Группы представляют свои презентации.

Этап осмысления: Учащимся предлагается работа над понятием цивилизация. Даются ключевые слова: географическая среда, религия, политико-правовая система, экономика, духовные ценности, тип общества.

Ученики выбирают те ключевые слова, которые, по их мнению, относятся к понятию цивилизация и составляют логическую цепочку. Например: цивилизация – тип общества – религия – духовные ценности. Или: цивилизация – тип общества – географическая среда – экономика – политика – право.

В результате самостоятельной работы могут появиться несколько определений цивилизации, все они будут верными. Делается вывод о многообразии взглядов на сущность цивилизации и ученикам предлагается перейти к знакомству с философскими теориями, представляющими идею цивилизации.

Учащимся предлагается провести работу с текстом по параграфу 4 стр. 29 и составить кластер (блочное оформление материала) по теме «Философы о цивилизации». В кластер закладываются общие положения, которые выделяются учителем и классом вместе, а частные понятия выделяются индивидуально (чем больше ученики найдут частного, тем лучше).

 
Пример кластера приводится выше. Общие положения выделены жирным шрифтом.

Этап осмысления:

На этом этапе предлагается составить синквейн.

Синквейн – это небольшое стихотворение из 5 строк, в котором отсутствует рифма. Схема синквейна:

Тема (сущ.) – 1 слово

Качество (прил., прич.) – 2 слова

Действие (глагольные формы) – 3 слова

Отношение (фраза) – 4 слова

Идея (главная мысль стиха) – 1 слово (любое)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ХХI в. обществоведческое образование в России обновляется вместе с преобразованием общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране - все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означал утрату жизненных ориентиров. У части граждан появилось неверие, разочарование, возникло ощущение потери смысла жизни.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко негативное влияние на самоощущение растущего человека. Существование современных подростков и юношества в реально формирующемся информационном обществе, где стихийные информационные потоки могут носить откровенно негативный, агрессивный по отношению к личности характер, усугубляет неблагоприятную ситуацию риска.

Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне ответственности современных подростков и юношей. К неблагоприятным явлениям, приобретающим все более выраженный характер, относят бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, реально сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в нем.

Для личности в подростковом возрасте особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественный интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологи чески комфортного места среди других людей, вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию действительности, создают благоприятные возможности для усвоения важной социальной информации и овладения в связи с ней разнообразной интеллектуальной деятельностью.

 

Главной сферой проявления активности учащихся и преподавателей в изучении обществоведения в настоящее время являются самостоятельные методы занятий.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Горбунова А.И. Методы  и приемы активизации мыслительной  деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.

2. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.

3. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.

4. Поспелов Н.Н. Пути обучения  учащихся операции сравнения // Сов. педагогика. 1979. № 3.

5. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М. Русь, 2004.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. М. Наука, 2002.

7. Чуйкова Н.Г. Индивидуальные  и групповые задания // Литература  в школе. 1981. № 6.

 

Литература.

  1. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию // Обществознание в школе. - 1997. - № 3.

  1. Баранов П.А. Практические занятия по теории и методике обучения обществознанию для системы постдипломного образования: Учебное пособие. – СПбб: СПБ.УПМ, 2001.

  1. Боголюбов Л.П., Иванова Л.Ф. Учителю обществознания — о государственном стандарте обществоведческого образования // Обществознание в школе. — 2000. — № 2.

  1. Боголюбов Л. И. О формах учебных занятий по обществоведению // Преподавание истории в школе. — 1985. — № 6.

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кинкулькин А.Т., Лазебникова А.Ю. Обществознание в современной школе // Педагогика. - 1993. - №3.

  1. Боголюбов Л.Н. Обществоведческое образование в школе сегодня // Обществознание в школе. — 1997. — № 1.

  1. Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе. — М., 1985.

  1. Елисеева Л.А. Учебная игра для учащихся старших классов “Под защитой закона” // Обществознание в школе. — 1997. - № 6.

  1. Жильцова Е.Н. Нетрадиционные формы занятий при изучении курса “Человек и общество” в XI классе // Обществознание в школе. — 1997. — № 1.

  1. Гречко П.К. Обществознание — каким бы хотелось его видеть // Обществознание в школе. — 2000. — № 3.

  1. Гуревич П.С. Современное Обществознание: каким ему быть? // Обществознание в школе. — 1998. — № 3.

  1. Гершунский Б.С. Философия образования. М., издательство "Флинта",1998

  1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.,1992

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений.- М.: “Академия”, 2001.

  1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995

  1. Ильясов И.И. Галатенко Н.А. Проектирование процесса обучения по учебной дисциплине. -М.,1994.

  1. Колесникова И.А., Элиасберг Н.И. Этика и право в школьном образовании. (К постановке проблемы) // Обществознание в школе. — 1997. — № 2.

  1. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентации старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. — 1999. — № 2.

  1. Кларин М. В.Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.,1994

  1. Коваленко Н. С, Комаров К. В., Сероусов Э.Ю., Чуйкова И. И.. Якимович И. Г Дискуссии на уроках обществознания и граждановедения // Обществознание в школе. — 2000. - N 2.

  1. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. — 1999.№ 5, 6.

Информация о работе Принципы самостоятельной работы на уроках обществоведения