Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа
Цель исследования: теоретически рассмотреть все аспекты понятия школьной неуспеваемости и путей её преодоления; путем опытно-экспериментальной работы проверить соответствие личностных качеств и способностей педагога с выбранной им профессии, а, следовательно, и подготовку «будущих» преподавателей ко встречи с неуспевающими школьниками.
Введение
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
1.1 Понятие школьной неуспеваемости.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников.
II Глава
2.1 Причины неуспеваемости.
2.2 Пути устранения неуспеваемости.
2.3 Экспериментальная часть.
Заключение
Список использованной литературы.
Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
Введение
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
1.1 Понятие школьной неуспеваемости.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников.
II Глава
2.1 Причины неуспеваемости.
2.2 Пути устранения неуспеваемости.
2.3 Экспериментальная часть.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в готовности ребёнка к школе.
Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия.
Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.
Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.
Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов. Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
В настоящее время для научной мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.
Не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической
литературы было выявлено противоречие
между большим количеством
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение причин неуспеваемости школьников и путей устранения этих причин. Так же не маловажную роль в преодолении школьной неуспеваемости имеет преподаватель, его жизненные ориентиры и приоритеты .
Данная проблема позволила
сформулировать тему исследования: "……………………………………………………………………………
Объект исследования: готовность студентов к педагогической деятельности, наличие необходимых личностных качеств и владение необходимыми знаниями.
Предмет исследования: причины школьной неуспеваемости школьников и пути их устранения.
Цель исследования: теоретически рассмотреть все аспекты понятия школьной неуспеваемости и путей её преодоления; путем опытно-экспериментальной работы проверить соответствие личностных качеств и способностей педагога с выбранной им профессии, а, следовательно, и подготовку «будущих» преподавателей ко встречи с неуспевающими школьниками.
.В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие
"неуспеваемость" и определить
причины неуспеваемости
3. Выявить пути устранения неуспеваемости у детей .
4. Экспериментальным путем определить уровень компетентности педагогов
Опытно-экспериментальная база исследования: Полоцкий государственный университет. В эксперименте участвовали студенты групп 10 ТФ и 10 ТИ.
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
В различной литературе понятие неуспеваемости имеет разную формулировку. Рассмотрим некоторые из них.
Под неуспеваемостью понимается
ситуация, в которой поведение
и результаты обучения не соответствуют
воспитательным и дидактическим
требованиям школы. Неуспеваемость
выражается в том, что ученик имеет
слабые навыки чтения, счета, слабо
владеет интеллектуальными
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года( В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977 – с 243)
Неуспевающие школьники — школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса. Известно, что от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.
Главным показателем успешности учения в школе являются отметки, получаемые школьником на уроках. Именно на получение хорошей отметки (любой ценой) ориентируют ребенка учителя и родители. «Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками, — этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае, мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником». (Сухомлинский В. А., 1969б. — С. 103.)
В неуспеваемости как продукте
синтезированы отдельные
Овладение знаниями в процессе школьного обучения со всей ясностью и отчетливостью должно выступать как средство развития личности школьников. Главная же задача школьного обучения — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не угасла раз и навсегда еще во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. «Ученик, — писал К. Д. Ушинский, — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Однако в начальной школе навыки обучения гораздо важнее знаний как таковых. Безусловно, умение хорошо читать влечет за собой знания, но в первую очередь важны все-таки сами навыки — чтение, письмо, устная речь, счет. Основная цель начальной школы состоит в развитии именно этих учебных навыков. Дети, у которых последние сформировались на низком уровне, терпят неудачи в школе и теряют шанс преуспеть в жизни.
Все ученики не могут одинаково усваивать материал в силу своих особенностей и не стоит предъявлять ко всем одинаковые требования. Такое положение дел привело, в конечном счете, к возникновению специального направления в деятельности психолога — школьной психодиагностики, направленной на познание индивидуально-психологических особенностей школьников с целью выявления причин разного рода трудностей в учебной деятельности учащихся разного возраста, преодоления и профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников.
А.К. Маркова исходя из того, что предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и в разъясняющей их литературе( методические материалы, программы и учебники, раскрыващие конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и идеи), разработала систему показателей успеваемости.
Система показателей успеваемости :
первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;
второе - применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;
третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;
четвертое - активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;
пятое - стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.
Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.( А.К. Маркова // Сов. педагогика. - 1984. №11. - С.12-23.)
Следовательно, можно выделить элементы, которые будут выступать, как недостатки учебной деятельности школьника:
1) не владеет минимально
необходимыми операциями
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
6) не усваивает понятия в системе.
Для того, чтобы своевременно выделить у школьника процесс неуспеваемости необходимо знать особенности неуспевающих школьников.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников
У неуспевающих школьников имеются два отличия от успевающих. Первое - различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что "успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. "Неуспевающие", поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову.( . Маркова, А.К. Виды отношений школьников, к учению [Текст] / А.К. Маркова // Сов. педагогика. - 1984. №11.)
Почти в каждом классе среди
ребят, впервые пришедших в школу,
найдется один-два ученика с
Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин