Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически рассмотреть все аспекты понятия школьной неуспеваемости и путей её преодоления; путем опытно-экспериментальной работы проверить соответствие личностных качеств и способностей педагога с выбранной им профессии, а, следовательно, и подготовку «будущих» преподавателей ко встречи с неуспевающими школьниками.

Содержание

Введение
I Глава
Теоретические проблемы школьной неуспеваемости.
1.1 Понятие школьной неуспеваемости.
1.2 Характеристика и типы неуспевающих школьников.
II Глава
2.1 Причины неуспеваемости.
2.2 Пути устранения неуспеваемости.
2.3 Экспериментальная часть.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 77.93 Кб (Скачать файл)

Для III категории выявлены:  недостатки  преподавания,  непрочность  знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность  на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.( Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954)

Рассмотрим теперь более  конкретно, какие причины чаще всего  приводят к отставанию в общем  развитии. Если проследить историю  развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Важно, что оно было достаточно продолжительным. Плохое или даже не столь уж сильно сниженное зрение ограничивает ребенка в движениях, затрудняет ориентировку в пространстве, делает его неловким, препятствует участию в общих играх. Такого рода неудачи действуют и на настроение малыша, сказываются на его характере.  Так же негативное влияние на развитие ребенка может оказать тяжелое соматическое заболевание, происшедшие в первые годы жизни.

 Если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? На первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения. Особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком, кроме «деловых». Если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест в кругу ваших семейных обязанностей.

Особую трудность представляют отклонения в умственном развитии ребенка. Эти отклонения различаются и по степени тяжести, и по причинам их вызывающим. Небольшое отставание в познавательной деятельности ребенка может быть нестойким и вначале не очень заметным. Однако постепенно, если не обращать внимания на умственную пассивность малыша, оно станет сказываться все резче, а впоследствии и затруднит обучение в школе. У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ЗПР - их низкая познавательная активность. Развитие непроизвольной памяти не прекращается в младшем школьном возрасте. Она продолжает совершенствоваться на следующих этапах онтогенеза. Между тем по мере взросления ребенка на передний план все больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение. Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального. Оказывается, что форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Другой распространенной причиной неуспеваемости - нежелание ученика учиться. Из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Их число пополняется в широких пределах, увеличиваясь в старших классах. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне него, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяет успех борьбы с недисциплинированностью.

К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногда встречающуюся  личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождают неуспеваемость. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить и исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Всякая неискренность только ухудшит взаимоотношения.

Часто встречающаяся причина  неуспеваемости - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие двойки скапливаются, то они, как правило, перерастают в личном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно, такие ученики получают за четверть три, но четыре им получить просто нельзя. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые двойки! (Пидкасистый «Педагогика»)

2.2 Пути устранения неуспеваемости

       В трудах  классиков педагогики прослеживается  тенденция всестороннего подхода  к анализу причин неуспеваемости  школьников и намечаются различные пути её преодоления и предупреждения.

       Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических  систем, в том числе применение  активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного  обучения, информатизация педагогической  деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса

2. Педагогическая диагностика  - систематический контроль и  оценка результатов обучения, своевременное  выявление пробелов. Для этого  применяются беседы учителя с  учениками, родителями, наблюдение  за трудным учеником с фиксацией  данных в дневнике учителя,  проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников. ( Блонский, П.П. Школьная успеваемость)

3. Педагогическая терапия  - меры по устранению отставаний  в учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На  Западе - группы выравнивания. Преимущества  последних в том, что занятия  в них проводятся по результатам  серьезной диагностики, с подбором  групповых и индивидуальных средств  обучения.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная  планируемая воспитательная работа, которая включает и работу  с семьей школьника.

Одна из главных задач  психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У  человека существует врожденная потребность "извлекать смысл из окружающего  нас мира и делать это при произвольном контроле"( Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972)

Иногда в качестве программы  психологической коррекции предлагаются различные системы развивающих  занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Однако более эффективным  представляется включение тренинговых упражнений в игровой форме непосредственно в процесс обучения, особенно это важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых учебных предметов.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер  позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развивающие  педагогические воздействия. Целью  работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. (Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4.)

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних  и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются  интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных  пособий для домашних заданий  отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий (Маркова А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников /А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 1982. - №1.)

2.3 Экспериментальная часть

Педагогическая  деятельность предполагает наличие  определенных групп характеристик  личности, способствующих ее успешному  выполнению. Уровень развития психических  процессов и свойств личности проявляется в результатах деятельности. Влияние деятельности на человека теоретически доказано и практически обосновано Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, Б.Ф.Ломовым, Б.М.Тепловым, С.Л.Рубинштейном и др.

Проблема профессиональной подготовки требует уточнения понятийного  аппарата, и связано с введением  понятия «профессионализма».

       В последние годы выполнен ряд исследований, в которых предпринята попытка раскрыть сущность и выявить структуру профессионализма педагогической деятельности: в одном случае ставится знак равенства между понятиями "профессионализм" и "мастерство"; в другом – уровень сформированности мастерства называют профессионализмом; это понятие ставят в один ряд с "самовоспитанием" и "самообразованием"; рассматривают как самостоятельную категорию, выражающую результат творческой педагогической деятельности.

    Как отмечает  А.К. Маркова, профессионализм  человека – это не только  достижение им высоких профессиональных  результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств. (Маркова А.К. Психология профессионализма – М., 1996)

 Под педагогическим профессионализмом понимается комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности и включающих такие элементы, как гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, педагогические способности и педагогическая техника (Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. - Тула, 1991.)

Профессиональная деятельность многогранна. Высокие показатели по отдельным  качествам, считающимся необходимыми для педагогической профессии, не обеспечивают успеха в целом. Учителя, имеющие  одинаковые желательные качества для  профессии, дают разный результат в  работе. Успешность и неуспешность связаны не только со сформированностью профессионально важных качеств, но и со структурными характеристиками.

Индивидуальность педагога как  профессионала предполагает особый стиль деятельности, складывающейся в целом из известных теории и  практике приемов, - такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровня его профессиональной компетентности. Процесс индивидуализации учителя  в педагогическом труде может  иметь разные выражения:

- индивидуальные различия  как фрагментарные или эпизодические  проявления непохожести в профессиональном  поведении и деятельности;

- индивидуальный стиль  как устойчиво сохраняющиеся  в течение длительного времени  различия в профессиональной  деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

- индивидуальность как  выражение неповторимости, самобытности  личности учителя в труде, индивидуальное  профессиональное мировоззрение,  нередко индивидуальный вариант  профессионального типа личности  в труде.

В основе проявления индивидуальности учителя лежит механизм самоактуализации потенциальных индивидуальных возможностей человека. Причиной самоактуализации выступает, прежде всего, наличие природных дарований, способностей; затем - появление потребности в самоактуализации, порожденной системой целеполагания, личностных смыслов и соответствующей мотивацией. ( Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/ АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. –с. 139)

Установлено, что педагог достигает  профессионализма, если у него развиты: способность к самоуправлению, смелость, решительность, умение рисковать; самоуважение и расположение к окружающим; уверенность  в себе через осознание своих  слабостей; реалистичность, адекватность самооценки; общение с людьми, которые  в него верят и будят энтузиазм; сильная воля, умение концентрировать  энергию на главном направлении; умение сконцентрироваться на деятельности и на цели; высокий уровень саморегуляции как исполнение того, что намечено; умственная активность и пластичность как умение перестраивать свое поведение в изменяющихся условиях; самолюбие как движущая сила личности и способ соотнесения себя с социальным миром. (Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М., 1994. –с. 220)

Информация о работе Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин