Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить проблему алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность и клинические стадии алкоголизма;
2. Изучить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей;
3. Рассмотреть формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков;
4. Исследовать ценностных ориентаций подростков из семей алкоголиков.
Объект исследования: подростки в возрасте 13-15 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АЛКОГОЛИЗМ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие, сущность, клинические стадии алкоголизма 5
1.2. Влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей 9
1.3. Формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков 17
глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ подростков ИЗ СЕМЕЙ алкоголиков 21
2.1 Организация исследования 21
2.2. Методика проведения исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.docx

— 143.31 Кб (Скачать файл)

AUT - автономность: Автономность родителей в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Родители при этом не воспринимают подростка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, они являют собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета родителей, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных родителей в отношениях с подростками.

NED – непоследовательность: Непоследовательность проводимой родителей линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

  1. Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича (Приложение В)

Обе группы испытуемых были опрошены по методике "Ценностные ориентации"

За основу использовали наиболее распространенную в наше время методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанную на прямом ранжировании списка ценностей (Приложение В). Эта методика и легла в основу моего исследования. М. Рокич различает  два класса ценностей:

  • Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности составляют в список "А" стимульного материала.
  • Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Инструментальные ценности представлены в списке "Б".

Деление М. Рокича соответствует традиционному  делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает  каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала  дает более надежные результаты. Вначале  предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Результаты, полученные с помощью теста М. Рокича, обрабатывались следующим образом. Сначала были определены ранговые значения каждого, ценности у каждого испытуемого. Затем были посчитаны средние ранговые значения.

Достоверность полученных результатов определялась методом статистической обработки  на основании коэффициента ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Практический  расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:

  • Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
  • Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
  • Возвести в квадрат каждую разность, и суммировать полученные результаты.
  • Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:

 

 

где - сумма квадратов разностей рангов,

а - число парных наблюдений.

При использовании  коэффициента ранговой корреляции условно  оценивают тесноту связи между  признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты  связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.

Мощность  коэффициента ранговой корреляции Спирмена несколько уступает мощности параметрического коэффициента корреляции.

Коэффициент ранговой корреляции целесообразно  применять при наличии небольшого количества наблюдений.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ

 

Ценностные  ориентации - смыслообразующая основа человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности.

  1. В результате опроса (Приложение А), выделены характерные отношения в семьях:

Отношение родителей к подросткам:

  1. Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к подростку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – 10 (30,3 %) и др.
  2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей – 9 (27,2%);
  3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3 %);
  4. Конфликты семье – 3 (9,1 %);
  5. Хорошие взаимоотношения – 0 (0,00%).

Выявленное  отношение родителей к старшеклассникам, как правило, влекут за собой и  отрицательные проявления и способствуют возникновению у подростка чувства  беспечности, безнаказанности, развивают  слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника  осуществляется успешно в нравственно  здоровой, сплоченной семье.

Результаты  опроса родителей

  1. Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям – 13 (39,3%);
  2. Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость – 8 (24,2%);
  3. Хулиганистые выходки – драки, воровство – 3 (9,1%);
  4. Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе – 7 (21,1)%;
  5. Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – 2 (6,1%).

Опрос родителей и подростков позволил сделать вывод, о том, что в семьях отношение подростков и родителей взаимосвязаны. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей в основном влияет на ценностные ориентации подростков. Вместе с тем можно сказать, что не все подростки поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, а значит и отличные ценностные ориентации от своих родителей.

  1. Анализ материалов диагностики методом опроса "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е.Шафер), позволил выявить отношение родителей к подросткам и наоборот, отношение подростков к родителям.

При сравнении  ответов родителей и подростков выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями подростков доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда родители стремятся достигнуть их расположения и почитания родительского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие основано, прежде всего, на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Автономность  основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в  отношении подростков, а у отцов - отгороженность. И у тех и  у других отсутствует даже тенденция  к покровительству, хотя отцы могут  в виде исключения оторваться от дел  и внять просьбам подростка.

Непоследовательность  же в проведении линии воспитания у родителей одинаково оценивается  подростками как тенденция к  экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов - доверчивость и конформизм. Сводные результаты опроса представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Сводные результаты опроса по Е. Шаферу

 Для подростков

 

Балл

Кол-во

%

POZ

 

 

позитивный интерес

     

4

7

21,2

DIR

-

директивность

       

3

6

18,3

HOS

-

враждебность

       

2

9

27,1

AUT

-

автономность

       

5

5

15,1

NED

-

непоследовательность

   

5

6

18,3

 Для родителей

   

Балл

Кол-во

%

POZ

-

позитивный интерес

     

5

5

15,1

DIR

-

директивность

       

2

7

21,3

HOS

-

враждебность

       

4

8

24,2

AUT

-

автономность

       

3

6

18,1

NED

-

непоследовательность

   

5

7

21,3


 

Как видим  из таблицы 1 в основном, варьирует непоследовательность в отношениях родителей и подростков, вместе с тем враждебные отношения у подавляющего числа респондентов 9(27,1%) – подростки и 8(24,2) – родители.

Для сравнения  отношений родителей и подростков построим сравнительную кривую (рисунок 1).

Рисунок 1 – Сравнительная кривая отношений  по Е. Шаферу

Таким образом, отношения родителей к подросткам и наоборот, почти совпадают. Из этого  можно сделать вывод, что в  семьях имеется влияние родителей  на подростков.

  1. В рамках исследования, для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций подростков и их родителей, нами проведена диагностика ценностных ориентаций подростков и их родителей по методике М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Испытуемым  предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и  важная в их жизни. Далее на второе, третье и до восемнадцатого проставлялись  ценности по убыванию значимости. Для  удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых. Вот что показала диагностика ценностных ориентаций подростков и родителей:

Рейтинг терминальных ценностей подростков

  1. Здоровье (физическое и психическое), Σ = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для подростков их здоровье, является нетипичной для этого возраста. Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, подростки, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области.
  2. Наличие друзей, Σ = 5,91. У подростков возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших друзей".
  3. счастливая семейная жизнь, Σ = 6,45.
  4. активная, деятельная жизнь, Σ = 7,6.
  5. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), Σ = 7,82.
  6. уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), Σ = 7,97.
  7. свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), Σ = 8,76.
  8. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), Σ = 8,85.
  9. интересная работа, Σ = 9,0.
  10. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), Σ = 9,73.
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), Σ = 10,3.
  12. счастье других (близких людей, всего народа), Σ = 10,33.
  13. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), Σ = 10,48.
  14. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), Σ = 10,58.
  15. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), Σ = 12,3.
  16. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), Σ = 13,03.
  17. общественное признание (уважение окружающих, коллектива), Σ = 13,15. Очевидно, это утверждение вызывало скорее негативную оценку, поскольку не относится к жизненно необходимым, а является результатом взаимодействия ценностей-лидеров, своеобразным итогом продолжительной деятельности.
  18. творчество (возможность творческой деятельности), Σ = 15,09. Понятие творчества для современных подростков размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры. В Таблице 2 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению подростков.

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка