Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить проблему алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность и клинические стадии алкоголизма;
2. Изучить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей;
3. Рассмотреть формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков;
4. Исследовать ценностных ориентаций подростков из семей алкоголиков.
Объект исследования: подростки в возрасте 13-15 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АЛКОГОЛИЗМ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие, сущность, клинические стадии алкоголизма 5
1.2. Влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей 9
1.3. Формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков 17
глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ подростков ИЗ СЕМЕЙ алкоголиков 21
2.1 Организация исследования 21
2.2. Методика проведения исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.docx

— 143.31 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 23 - Лидирующие терминальные ценности по мнению подростков

Название ценности

Кол-во

%

1

Здоровье

15

45,4

2

Наличие друзей

5

15,1

3

Семейная жизнь

4

12,1

4

Деятельная жизнь

2

6,1

5

Любовь

1

3,0

6

Уверенность в себе

1

3,0

7

Свобода

1

3,0

8

Обеспеченная жизнь

1

3,0

9

Интересная работа

1

3,0

10

Развитие

1

3,0


 

В динамике ценностные ориентации подростков представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Показатели терминальных лидирующих ценностей у подростков

Рейтинг терминальных ценностей родителей

  1. Здоровье, Σ = 4,12.

Вероятно, большинство взрослых людей неоднократно сталкивались с проблемами в этой области. И, опираясь на свой жизненный  опыт, подавляющая часть взрослых считает здоровье определяющим фактором внутреннего состояния человека, необходимым условием счастья. Вероятно, родители, страдающие алкогольной зависимостью испытывают проблемы со здоровьем.

  1. Счастливая семейная жизнь, Σ = 4, 39.

Для большинства взрослых их семейная жизнь является главной сферой жизни. Многие родители целиком посвящают себя воспитанию детей, семейному быту. Если учесть, что около 85% выборки составляли матери, на плечи которых традиционно ложится нелегкое бремя "хранения очага, то такой результат становится вполне объяснимым.

  1. интересная работа, Σ = 6, 88.
  2. наличие друзей, Σ = 7, 15.
  3. материально обеспеченная жизнь, Σ = 7, 88.
  4. любовь, Σ = 8, 09.
  5. жизненная мудрость, Σ = 8, 67.
  6. уверенность в себе, Σ = 8, 94.
  7. счастье других, Σ = 9, 06.
  8. свобода, Σ = 9, 12.
  9. активная деятельная жизнь, Σ = 9, 67.
  10. познание, Σ = 10, 67.
  11. продуктивная жизнь, Σ = 10. 79.
  12. общественное признание, Σ = 11, 24.
  13. развитие, Σ = 12, 1.
  14. красота природы, Σ = 12, 76.
  15. творчество, Σ = 14, 73.

Очевидно, творчество является абсолютной "ценностью-аутсайдером", т. к. его значением приблизительно в равной степени пренебрегают и  дети юношеского возраста, и их родители. Однако средний ранг этой ценности у родителей (14, 73) несколько превышает  средний ранг у детей (15, 09).

  1. развлечения, Σ = 15, 33.

Низкий уровень значимости развлечений в жизни взрослых оказался неожиданным для данной категории родителей. Можно предположить, что взрослые считают себя слишком занятыми людьми, чтобы уделять больше внимания развлечениям. Либо не все родители в силу своей пагубной привычки понимают смысл данного значения, либо стесняются в этом признаваться.

В Таблице 3 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению родителей.

 

Таблица 3 - Лидирующие терминальные ценности по мнению родителей

Наименование ценности

Кол-во

%

1

Здоровье

17

51,5

2

Наличие друзей

3

9,1

3

Семейная жизнь

3

9,1

4

Деятельная жизнь

3

9,1

5

Любовь

1

3,0

6

Уверенность в себе

1

3,0

7

Свобода

1

3,0

8

Обеспеченная жизнь

2

6,1

9

Интересная работа

1

3,0

10

Развитие

1

3,0


 

Так же, для проведения сравнительного анализа была построена гистограмма  лидирующих ценностей родителей (рисунок 3).

Рисунок 3. Лидирующие ценности родителей

 

Теперь  проведем сравнение между терминальными  ценностными ориентациями родителей  и подростков, для чего на основании гистограмм родителей и учеников построим кривую совместимости терминальных ценностей (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4. Кривая совместимости терминальных ценностей родителей и подростков.

Из рисунка 4 видно, что терминальные ценностные ориентации не сильно различаются у  родителей и подростков, а это значит, что влияние семьи на формирование ценностных ориентаций очевидно. Так же, необходимо отметить, что недостаточно оценивается родителями и старшеклассниками значимость таких факторов, как «счастье других людей», «красота природы», «творчество». Интересны еще два параметра, вошедшие в последнюю пятерку по значимости в терминальных ценностях: «развлечение» и «общественное признание».

Можно говорить, что при оценке собственной жизни  подростки и их родители уделяют мало времени развлечениям и необременительному времяпрепровождению. Возможно, в данном аспекте рассматривается целесообразность активности, заложенная в формулировке ценности, нежели полное отрицание значимости развлечений.

Вторая  из рассматриваемых позиций - «признание окружающих» - занимает также низкое положение в ряду рангов, что отчасти  может говорить о том, что в  своей деятельности представители  исследуемых групп ориентируются  на внутреннюю потребность и на интерес  к выполняемой деятельности, нежели на одобрение со стороны других. Причем такое положение свойственно  и родителям и старшеклассникам.

Таким образом, проведенное исследование терминальных ценностей явно показало, что внутрисемейная связь ценностных ориентаций, несомненно, присутствует.

Рейтинг инструментальных ценностей подростков

  1. Образованность (широта знаний, высокая общая культура), Σ = 6, 39. Процесс профессионального самоопределения (в частности, удачного поступления в вуз, в колледж и т.д.) напрямую зависит от уровня, объема и широты знаний старшеклассника. Характерно, что немаловажную роль в безусловном лидерстве "образованности" среди других ценностей-средств играет давление на подростков со стороны взрослых (родителей и учителей, прежде всего).
  2. Честность (правдивость, искренность), Σ = 6,79. Вероятно, прежде всего - это искренность в чувствах - важная составляющая естественности поведения, основа доверительного общения. Особое значение это качество принимает в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно осторожными и мнительными. К сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и ценится. Важность "честности" для подростков говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем живущих.
  3. жизнерадостность (чувство юмора), Σ = 7,12.
  4. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), Σ = 7, 67.
  5. воспитанность (хорошие манеры), Σ = 8,06.
  6. ответственность (чувство долга, умение держать слово), Σ =8,69.
  7. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), Σ = 8,76.
  8. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), Σ = 8,88.
  9. аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), Σ = 9,12.
  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), Σ = 9,21.
  11. чуткость, Σ = 9,79.
  12. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), Σ = 9,94.
  13. смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, Σ =10,15.
  14. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), Σ = 10,18.
  15. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), Σ = 10,5.
  16. исполнительность (дисциплинированность), Σ = 11,12.
  17. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), Σ = 12,48. Возможно, высокие запросы большинством школьников воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная характеристика личности. Высокие притязания для юношей и девушек могут означать, что человек оценивает себя и свою деятельность выше, чем остальные, считает себя лучше в чем-то (не исключено, что объективно). Однако, для большинства подростков означает принижение их способностей. А поскольку чувствовать себя хуже кого-то не приятно, чья-то высокая самооценка вызывает соответствующую реакцию - недовольство.
  18. нетерпимость к недостаткам в себе и других 0, Σ = 15,12. Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу.

Во-первых, если нетерпимость к недостаткам  в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень  важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в  других иногда может проявляться  в виде бесконечных придирок и  одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с  собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие.

А во-вторых, гиперразвитие этой черты может  привести к заниженной самооценке и  далее - к нервозности, нерешительности  и т.д.

Лидирующие  инструментальные ценности подростков представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Лидирующие инструментальные ценности подростков

Название ценности

Кол - во

%

1

Жизнерадостность 

7

21,2

2

Воспитанность

5

15,1

3

Независимость

4

12,1

4

Образованность 

4

12,1

5

Честность

3

9,1

6

 Чуткость 

2

6,1

7

 Широта взглядов 

2

6,1

8

 Самоконтроль 

2

6,1

9

 Аккуратность 

1

3,0

10

 Рационализм 

1

3,0

11

 Терпимость 

1

3,0

12

 Эффективность в делах 

1

3,0


 

И так, из таблицы 4 видим, что в лидирующее число инструментальных ценностей попало всего 12.

Рейтинг инструментальных ценностей родителей

  1. Ответственность, Σ = 5,94.

Как ни странно, родителям страдающим алкогольной  зависимостью, присуща ответственность. Значит, для таких родителей не все потеряно. Вероятно, имея опыт общения с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, родители понимают что их могут лишить ребенка и поэтому им присуще чувство ответственности.

  1. Честность 1, Σ = 6,15.

Взаимодоверие, основанное на искренности в отношениях, является актуальным условием счастливой жизни для взрослых. Это относится  в первую очередь к общению  с родными, а также друзьями и  коллегами по работе. Богатый жизненный  опыт, насыщенный множеством примеров последствий чрезмерной открытости и доверчивости, не позволяет взрослым поступать легкомысленно, полагаясь  исключительно на свою интуицию. Взрослые боятся ошибок, безусловно, имея на то свои основания, и научились отгораживаться от них стеной недоверия к окружающим. Это, бесспорно, надежный способ избегания  ошибок, однако, высокий ранг "честности" а рейтинге инструментальных ценностей  взрослых говорит о том, что родителям, возможно, не хватает искренности.

  1. рационализм, Σ = 7,82.
  2. образованность, Σ = 7,97.
  3. аккуратность, Σ = 8,33.
  4. терпимость, Σ = 8,42.
  5. жизнерадостность, Σ = 8,9.
  6. твердая воля, Σ = 8,94.
  7. чуткость, Σ = 8,97.
  8. независимость, Σ = 9,0.
  9. воспитанность, Σ = 9,12.
  10. широта взглядов, Σ = 10,15.
  11. исполнительность, Σ = 10,18.
  12. смелость, Σ = 10,21.
  13. эффективность в делах, Σ = 10,7.
  14. самоконтроль, Σ = 10,97. 
  15. нетерпимость к недостаткам, Σ = 13,9.

На наш  взгляд, отношение к этому качеству у взрослых немногим отличается от отношения к нему юношей и девушек. Одним из основных отличий является более серьезный подход. Взрослым свойственны практичность и глобальный аналитический подход к проблемам. Значит, вероятно, чаще анализируя различные  ситуации и свое поведение, взрослые имеют больше шансов обнаружить недостатки. А, как уже говорилось ранее, попытка  контроля над чужими ошибками неизбежно  вызывает конфликт, т. к. все люди ценят  свое право на самостоятельный контроль над своими личностными особенностями.

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка