Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить проблему алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.
Задачи:
1. Охарактеризовать сущность и клинические стадии алкоголизма;
2. Изучить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей;
3. Рассмотреть формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков;
4. Исследовать ценностных ориентаций подростков из семей алкоголиков.
Объект исследования: подростки в возрасте 13-15 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АЛКОГОЛИЗМ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие, сущность, клинические стадии алкоголизма 5
1.2. Влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей 9
1.3. Формирование личности подростков, воспитывающихся в семьях алкоголиков 17
глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ подростков ИЗ СЕМЕЙ алкоголиков 21
2.1 Организация исследования 21
2.2. Методика проведения исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ АЛКОГОЛИКОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка.docx

— 143.31 Кб (Скачать файл)
  1. высокие запросы, Σ = 14, 64.

Для данной категории родителей свойственны  высокие запросы скорее всего  из-за их слабости не необъективной  оценки своих сил. Они считают  что могут наравне конкурировать  коллегами, ведущими здоровый образ  жизни.

Лидирующие  инструментальные ценности родителей  представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Лидирующие инструментальные ценности родителей

Название ценности

Кол-во

%

1

Честность

7

21,2

2

Жизнерадостность 

4

12,1

3

Независимость

4

12,1

4

Образованность 

4

12,1

5

Рационализм

4

12,1

6

Аккуратность 

2

6,1

7

Ответственность

2

6,1

8

Терпимость 

2

6,1

9

Высокие запросы 

1

3,0

10

 Непримиримость к недостаткам 

1

3,0

11

Эффективность в делах 

1

3,0

12

Чуткость 

1

3,0


 

Как видим, из Таблицы 5 в лидирующие инструментальные ценности родителей вошло так же 12, как и у подростков.

 

Таблица 6 - Сравнительная таблица инструментальных ценностей подростков и родителей

Подростки

%

Родители

%

1

Жизнерадостность 

21,2

1

Честность

21,2

2

Воспитанность

15,1

2

Жизнерадостность 

12,1

3

Независимость

12,1

3

Независимость

12,1

4

Образованность 

12,1

4

Образованность 

12,1

5

Честность

9,1

5

Рационализм

12,1

6

 Чуткость 

6,1

6

Аккуратность 

6,1

7

 Широта взглядов 

6,1

7

Ответственность

6,1

8

 Самоконтроль 

6,1

8

Терпимость 

6,1

9

 Аккуратность 

3,0

9

Высокие запросы 

3,0

10

 Рационализм 

3,0

10

 Непримирим. к недост.

3,0

11

 Терпимость 

3,0

11

Эффективность в делах 

3,0

12

 Эффективн. в делах 

3,0

12

Чуткость 

3,0


 

По данным таблицы 6 по рейтингу инструментальных ценностях совпали только ценностные ориентации у родителей и подростков образованность и независимость. В остальных же ценностях наблюдаются явные расхождения.

Таким образом, внутрисемейная связь инструментальных ценностей у родителей и старшикласников  не прослеживается. Если, анализировать, отдельно ответы подростков и родителей то они схожи в области терминальных (базовых) ценностей, но разнятся в средствах их достижения – инструментальных ценностях. Очевидно, это связано с тем, что сегодня высшей формой отношения подростков к действительности провозглашается право на свою индивидуальность. Из выше сказанного можно сделать вывод, что семья влияет на формирование ценностных ориентаций не в полной мере, в основном же подростки хотят идти своим жизненным путем. Это связано прежде всего с тем, что большинство детей видя жизнь своих родителей, не хотят повторения для себя.

Полученные результаты диагностики ценностных ориентаций по М. Рокичу были оценены с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между  ранжированием терминальных ценностей  подростками и родителями составляет 0,763, что говорит о тесной связи ценностей между родителями и старшеклассниками

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между  ранжированием инструментальных ценностей  подростками и родителями составляет 0,287, это значит, что связь ценностных ориентаций между родителями старшеклассниками очень слаба.

Таким образом, терминальные ценности подростков зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур подростков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Алкоголизм  как социальное зло проявляется  неумеренным употреблением спиртных напитков (пьянство), нарушением моральных  и правовых норм поведения, социальными  эксцессами, снижением производительности труда. С точки зрения медицинской - это заболевание, относящееся к  широкой группе наркомании.

Влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия.

В проведенном  исследовании рассматривались ценностные ориентации подростков из семей, страдающих алкогольной зависимостью. Существенные сдвиги в жизни общества и отношение в семье, могут отражаться на формировании ценностных ориентаций современных подростков. Влияние не благополучной семьи на ценностные ориентации подростков ощущаются особенно остро, так как на подростка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия превышает все остальные.

Эмпирическое  исследование по методике Е.Шафера, родителей  и подростков показало, что в семьях отношение подростков и родителей взаимосвязаны. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей в основном влияет на ценностные ориентации подростков. Вместе с тем можно сказать, что не все подростки поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, а значит и отличные ценностные ориентации от своих родителей.

Исследование  ценностных ориентаций подростков и их родителей по методике М. Рокича так же показало, что терминальные ценности подростков зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур подростков.

Таким образом, ценностные ориентации подростков относительно независимы и обособленны от воздействия неблагополучной внутрисемейной сферы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал - 1984. - Т.5. - № 5. - С. 63-70.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I./ Б.Г. Ананьев - М.: 1980. - 232 с.
  3. Ананьев. Б.Г. Человек как предмет познания./ Б.Г. Ананьев - Л., 1968. - 338 с.
  4. Анурин, В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Сборник науч. трудов. - Горький, 1982. - С. 116-129.
  5. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 422 с.
  6. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. / М.И. Буянов. – М., 2001. – 136 с.
  7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. – 380с.
  8. Горьковая, И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр.психиат. и мед. психол., 1994.- №3, с.47-54.
  9. Жук, А.А. Клиника, патогенез и лечение алкоголизма.- Кишинёв, 2000.- 590 с.
  10. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности М., 1971.- 480с.
  11. Копыт, Н. Я. Алкоголь и подростки.- М.: Медицина, 1984. – 244 с
  12. Короленко, Ц. П. Корни алкоголизма. - Н.: Новосибирское книжное издательство, 2006.- 256 с.
  13. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991.- № 1, С.8-15.
  14. Лебедев, Б. А. Алкоголь и семья.- Л.: Медицина, 1986.- 290 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность М., 1975.- 458с.
  16. Лисицин, Ю.Б. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. - М.: Медицина, 1995.- 432 с.
  17. Новиков Е.М. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма.- М.: Академия, 1996.- 363 с.
  18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М.,1990. - 494 с.
  19. Рабочая книга школьного психолога /  под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.- 396 с.
  20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - М.: 2004. – 416 с.
  21. Суходольский, Г.В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский – М.: Л. ЛГУ, 2001 – 275 с.
  22. Таболин, В. А. Алкоголь и потомство.- М.: Высшая школа, 1988.- 280 с.
  23. Терентьева, А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. Семейная психология и семейная терапия.- М.: Прогресс, 1999.- 368 с.
  24. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. - М.: Просвещение, 2000.- 454 с.
  25. Ярославцев, И.В. Алкоголь и семья. - М.: Прогресс, 2003, 298 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Опрос родителей и подростков направленного на определение характера отношений между родителями и старшеклассниками

 

Для подростков

  1. Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к подростку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание
  2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей
  3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.
  4. Конфликты семье
  5. Хорошие взаимоотношения – понимание, внимание, отсутствие грубости, жестокости и т.д.

Для родителей

  1. Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям
  2. Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость
  3. Хулиганистые выходки – драки, воровство
  4. Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе
  5. Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Опросник "поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е. Шафер)

 

Мой отец (моя  мать)

  1. Очень часто улыбается мне
  2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
  3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне
  4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
  5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
  6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
  7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
  8. Постоянно на меня кому-то жалуется
  9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
  10. За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает
  11. Очень любит делать что-нибудь вместе
  12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
  13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
  14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
  15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.
  16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
  17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
  18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
  19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
  20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда - нет
  21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
  22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
  23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
  24. Практически позволяет мне делать все, что мне<span class="Normal__Char" style

Информация о работе Проблема алкоголизма в семье и ее влияние на формирование подростка