Проблема гуманизации воспитания в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

главной целью данной курсовой работы является исследование проблемы школьного образования.
Для рассмотрения заданной темы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие гуманизации;
• Представить гуманизацию как функцию образования;
• Проанализировать гуманизацию целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования;
• Исследовать основные проблемы гуманизации школьного образования.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 3
1.1 Суть гуманистического воззрения человека 3
1.2 Гуманистическая парадигма педагогического процесса 3
1.2 Гуманизация образования в современное время 3
1.4 Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса 3
1.5 Методологические основы гуманизации педагогического процесса 3
1.6 Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса 3
ГЛАВА 2. ГУМАНИЗАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 3
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приложение 1 3
Приложение 2 3
Приложение 3 3
Приложение 4 3
Приложение 5 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему гуманности (1).docx

— 471.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

Проблема гуманизации воспитания в современной школе

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

Гуманизм (humanus), что в переводе с латинского языка обозначает человеческий или человечный. Понятие «гуманизм» трактуют как признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и выражение своих способностей, принятия блага человека как критерия оценки общественных отношений. В наиболее конкретном смысле это - светское вольномыслие эпохи Возрождения, которое противостоит духовному господству и схоластике церкви, связанное с познанием вновь открытых произведений классической древности.

Понятие гуманизация истолковывается осмысление ценности воспитанника как личности, его права на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и проявление его индивидуальности, способностей, а под гуманитаризацией - научные средства для предоставления гуманизации.

В наше время гуманность в понимании личностного качества получило признание у ученых в различных сферах человеческого сознания, в виде основы всего нравственного усовершенствования личности. Притом формирование гуманности является центральной проблемой основной социально-педагогической тенденции развития современного общества – тенденции гуманизации общества. В первую очередь эта проблема решается в системе образования и воспитания человека.

Значительной глобальной проблемой современности является гуманизация общественной жизни. Она требует от человечества, вошедшего в эпоху единой Всемирной цивилизации, пересмотра содержательного статуса тех наук, использованных в возрождении его духовного потенциала. И прежде всего, это касается таких областей человекознания, как психология и педагогика. Такие области являются особой значимостью в определении понятий обучения и воспитания, обусловленных для образования не одной страны или одной нации, а применимые для образовательных систем всего мира.

Наиболее важное направление усовершенствования современной науки – ее вовлечение к своим мировоззренческим основаниям, «рекурсия» к человеку. Это и есть специфичность нынешней социальной практики. Перенаправление гуманитарных наук на формирующуюся личность, восстановление гуманистической традиции, которая, по сути, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

На данный момент мировое общество пребывает на переломном моменте своего развития, который характерен переоценкой ценностей, преодолением того, что преграждает цивилизованному движению. Аксиомой становится сегодня то, что все классы, общественные системы для воплощения своих интересов в качестве подготовительного условия должны не формально, а по существу распознать авторитет общечеловеческих идей и идеалов.

Воспитательная система школы является хорошо известным в педагогической среде явление. Тем не менее, о безграничности распространения этого явления в практике, к сожалению, говорить не стоит. Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день, теория воспитательных систем проработана довольно тщательно и глубоко, на практике это по-прежнему остается проблемной областью современного образования.

В Российской Федерации в настоящее время происходит образование новой системы воспитания и образования, которую легко сопоставить с мировой педагогической практикой, предназначенной на вхождение в мировое образовательное пространство. Модификации, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, имеют принципиально новые значения и обоснованы в концептуальном. Свершается замена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свой черед, рассчитывает новое содержание воспитания, иное педагогическое мировосприятие, другие отношения и подходы.

В типизированном виде, психологические знания уже раскрыты как познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных уровнях, в условиях разнородных видов деятельности (труд, учение, игра), значительные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука скомпоновала большое количество важных фактов, применение которых может расширить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полноценно использовать резерв его личности, предоставить в трудовом воспитании систему и таким образом усовершенствовать его воспитательную ценность. О потенциальности психологии в области трудового обучения и воспитания многое просвещает сам перечень изучаемых ею проблем.

Гуманизация школьного образования представляет собой одну из подобных проблем в школьном образовании. Само понятие «образование» раскрывается как процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, отраженных в знаниях, творческой деятельности, умениях, и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Главная цель приобретения образования - обучение и самообразование. Потому как в дальнейшей жизнедеятельности школьное образование дает основу, некую базу, формирует человеческое мировоззрение. Достаточно важное внимание стоит уделять проблеме гуманизации школьного образования, так как данная проблема является особо назревшей для дальнейшего эффективного развития общества.

Таким образом, главной целью данной курсовой работы является исследование проблемы школьного образования.

Для рассмотрения заданной темы были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие гуманизации;
  • Представить гуманизацию как функцию образования;
  • Проанализировать гуманизацию целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования;
  • Исследовать основные проблемы гуманизации школьного образования.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

    1. Суть гуманистического воззрения человека

 

Человек как самоцель развития, как мера оценки общественного прогресса выступает следственно как гуманистический идеал. Процесс совершенствования к подобному идеалу взаимосвязано с гуманизацией жизнедеятельности общества, где в центре забот и планов должен находиться человек со всеми своими проблемами, потребностями, интересами. Во многом его существо характеризуется тем, каким ценностям он следует, что мотивирует его к деятельности, к каким целям он стремится. Это влияет не только на судьбу России, но и на будущее самого человека.

 В сфере демократического преобразования российской коалиции, речь, поэтому идет не об открытии каких-либо новейших ценностях и даже не об их переосмыслении, а в первую очередь о реорганизации системы ценностей.

Содержимое гуманистических принципов компонуется из концепции взаимодействующего и взаимозависимого мира. Она заявляет, что наш мир – это мир единого человека, потому имеет большое значение научиться рассмотреть то общее, что объединяет человечество и характеризует самого человека, его индивидуальность. Расценивать социальное формирование вне человека – получается, лишить его гуманистического фундамента.

Отличительная специфичность современной России – ее устремление в будущее. Впрочем, отсюда, не следует, что реализация гуманистических идеалов может быть отложена «на после», отложенную перспективу, которую обычно взаимосвязывают с экономическими успехами. Тем не менее, не существует подобного уровня экономического развития, достижение которого самостоятельно бы обеспечивало выполнение этих идеалов. Гуманистические начала, самоутверждение человеческой личности, проявление уважения к ее нормам и правам, свободе и достоинству нельзя придать в общественную жизнь извне. Движение социального развития – по сути своей есть процесс роста, и созревания этих начал. В обратном случае бессмысленно вести речь о каком-либо прогрессе человечества.

Гуманистическое мировоззрение, которое основывается на примере общечеловеческих ценностей над региональными, классовыми, национальными, подразумевает стимуляцию духовного потенциала общества.

По всей видимости, в связи с тем, что гуманистическая парадигма превращается доминантой педагогического процесса в момент перелома культуры. Таким и является конец XX – начало ХХI вв. для России. В современное время, когда рушатся традиции и вместе с ней лишается чёткость образ мира, знание о мире. Так же лишается и равновесие, обеспечиваемое традицией, в период человеком и обществом, человеком и природой. При этом проблемы рубежа XX – XXI вв. расцениваются педагогическим сообществом как несущие в действительности угрозу человечеству.

Благодаря этому гуманистическая парадигма раскрывается современными исследователями в области философии образования и воспитания как отыскание утраченного знания или же поиск «знания, который способен обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды». Следовательно, гуманистическая парадигма понимается как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».

Гуманизм провозглашает «ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей», считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».

 

1.2 Гуманистическая парадигма педагогического  процесса

 

Гуманизм трактуется как конкретное мировоззрение, гуманность как одно из личностных качеств, гуманизация как ход, который устанавливает его качество.

Гуманизм в виде мировоззрения проявляет себя как социально ценностный комплекс идей. Они подтверждают отношение человека к человеку как к наивысшей ценности, которые признают его права на свободу, усовершенствование, счастье и творческое выражение своих содержательных сил, идей, проявляющих свое отношение к природной и социальной среде, оценку своего места в ней и связи с другими людьми.

Гуманность как личностное качество — это группа нравственно- психологических свойств, раскрывающих осознание и переживающих отношение к человеку как высшей ценности.

Гуманизация в качестве процесса - является составлением гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств усовершенствования личностей - субъектов взаимодействия – воспитанников и педагогов.

Гуманитарная культура педагога представляет собой оптимальную структуру общечеловеческих ценностей и идей, глобальных способов познания и гуманистических методик педагогической деятельности. Гуманистические цели и идеи, о психологических условиях формы, способе, взаимоотношения воспитанника и воспитателя, убеждениях организации педагогического процесса были осуществлены в педагогических системах ХIХ- ХХ веков:

Гуманистическое представление обучения К. Роджерса основывалось в период конца 50-х и начала 60-х годов как реакция на бездуховность и механистичность в системе образования, последовательно терявшей человека в ворохе знаний.

Программа школьного обучения предполагает основание эмоционально-стимулирующей учебной среды, которая характерно следующими условиями:

  • Обучение должно протекать в благоприятной теплой атмосфере, взаимным притяжением, эмоциональной искренности, без присутствия пристрастных суждений и угроз.
  • Обучающий процесс систематизируется на солидарной основе (общее единомыслие в намечаемых целях).
  • У каждого ученика есть потенциальная возможность выбора познавательных альтернатив, а учитель стимулирует детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от уровня развития.
  • Главным критерием оценки образовательной программы становятся возможности, влияющие на развитие потенциала ребенка и поощрения его творческих способностей.
  • Содержание процесса учения раскрывается как накопления субъективного опыта познаний, которые пронизывают жизнь человека, обогащая его все новыми гранями и содержательными элементами.
  • Учитель не должен использовать оценки как форму давления на учащихся, воздерживаться от критических суждений, если учащийся не просит об этом;
  • Совместное обсуждение оценок.

В современной психологической службе, главным предопределением и целью - является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе, детском саду и семье, в условиях которой постоянно протекает принцип педагогической экологии.

Гуманистическая ориентация педагогов и родителей стимулирует формированию позитивного образа “Я” каждого ребенка, включающий уверенную убежденность в импонировании другим людям, твердая вера в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости.

Информация о работе Проблема гуманизации воспитания в современной школе