Проблема гуманизации воспитания в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

главной целью данной курсовой работы является исследование проблемы школьного образования.
Для рассмотрения заданной темы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие гуманизации;
• Представить гуманизацию как функцию образования;
• Проанализировать гуманизацию целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования;
• Исследовать основные проблемы гуманизации школьного образования.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 3
1.1 Суть гуманистического воззрения человека 3
1.2 Гуманистическая парадигма педагогического процесса 3
1.2 Гуманизация образования в современное время 3
1.4 Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса 3
1.5 Методологические основы гуманизации педагогического процесса 3
1.6 Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса 3
ГЛАВА 2. ГУМАНИЗАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 3
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приложение 1 3
Приложение 2 3
Приложение 3 3
Приложение 4 3
Приложение 5 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему гуманности (1).docx

— 471.92 Кб (Скачать файл)

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; стремление действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. Перечисленный ряд характеристик не случайно скомпоновано попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Ниболее лучшее качество обязано уравновешивать противоположное. Любой человек, как правило, устремляется в поисках социально приемлемой и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Лишь при таких условиях, найдя себя, скомпоновавшись и сформировавшись как единая личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в целостной личности. Ядром личности, детерминирующим все ее персональные проявления, действует мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Одна из главных задач воспитания заключается в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это обозначает, что в мотивационно-потребностной области личности общественные внушение, мотивы социально полезных деятельностей обязаны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чем бы занимался, о чем бы ни думал подросток, в мотив его функционирования должно включаться представление об обществе, о другом человеке.

Образование подобного гуманистического движения личности производится в несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает совершенства и ценности достаточно обще, без каких-либо подроностей, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Следовательно, система воспитания обязана строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них зарождаются особые образования, каждая из них вкладывает свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. С другой стороны, усовершенствование мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наибольшей развитой структурой мотивационно-потребностной сферы преобладает личность с общественной направленностью мотивов.

Если вновь вернуться к теме воспитания детей, то здесь можно развивать разговор много и долго, потому как, сколько людей, столько и мнений. Использование педагогической парадигмы в воспитании детей недопустимо и может повлечь к различным психическим нарушениям в развитии ребенка. Главная проблема состоит в том, что если преподавательские кадры, как минимум, проходят специальную подготовку, то, если можно так выразиться, родительские кадры никакой обязательной подготовки не проходят. К тому же родителей большее количество, нежели преподавателей… В отличие от животных, человек не имеет при рождении никаких способностей. Затем в процессе воспитания человеком усваиваются все способности. И то, что приобретет человек, в огромной мере зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

Пропагандируемое гуманистическое отношение к воспитанию человека заключается в том, что человек есть самоценность. Потенциал человека к непрерывному развитию заложен в самой природе, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С подобной точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека оказывает влияние на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любая инициатива действуюшая на личность (педагогическая, терапевтическая) непременно должна быть косвенной, исключающей прямое внушение. Любая связь между двумя личностями должна строиться по принципу равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например, ребенок). При появлении проблемы следует образовать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность обязан научиться делать свой выбор и быть в полной мере ответственным за него.

 

 

Заключение

 

Образовательное учреждение — это исключительно уникальное образование. В этом месте соприкасаются интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей).

Основной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, воспитанной, культурной, социально зрелой и творчески активной личностью с наиболее возможно прогрессирующе личностными способностями, сформировавшейся в своих целях и смысле жизни.

Создание воспитательной системы в школе является непрерывным процессом совместного творческого поиска всех педагогов, в следствии которого начинается определяться своё уникальное лицо. Каждая школа действует исключительно для помощи ребёнку в осуществлении своих собственных возможностей. Педагог вместе с ребенком строят такой комплекс взаимоотношений, который способствовал бы развитию каждого субъекта.

В данной курсовой работе, основанную на исследовании проблем гуманизации школьного образования, были раскрыты следующие понятия: понятие гуманизации; гуманизация целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования; основные проблемы гуманизации школьного образования; гуманизация в качестве функции образования.

Рассмотрение данной темы в качестве актуальной научно-педагогической проблемы предполагает в первую очередь раскрытие сущности и взаимосвязи понятий «гуманность», «гуманизация», «гуманизм», «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный», определение места гуманности в такой важной как сфера личности, являющая нравственность; соотнесение гуманности с другими нравственными качествами и системообразующим компонентом личности - с её направленностью.

Гуманизм в самом общем понимании является исторически улучшенным прогрессивным режимом системой воззрений, признающей человека и его благо высшей ценностью цивилизации.

Идея гармонично сформированной личности, завязанная с идеей справедливого общества, способное реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея формирует и такие ценностные ориентации культуры, составляющие не только функционально-личностное значение, но и направляющие личность в историческом и общественном мире: в социальном времени (в истории); в социальном пространстве (в обществе); социальном движении (деятельности); социальном взаимодействии.

Гуманизация принуждена внутренне пронизывать обучение и воспитание личности и должна реализовываться на основе конкретно направленной деятельности всех заинтересованных структур.

Гуманизация формирует характер формирования конкретных черт и характерности личности. К таким конкретным чертам личности, которые развиваются в ходе воспитания, относятся:

    • ответственность и чувство внутренней свободы;
    • чувство собственного достоинства (самоуважение);
    • уважение к другим;
    • честность и совестливость;
    • готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;
    • критичность и убежденность;
    • наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов;
    • доброта и строгость;
    • инициативность и дисциплинированность;
    • стремление и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;
    • навык размышлять, взвешивать и воля;
    • стремление действовать, смелость, желание идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Основной проблемой гуманизации является недостаточное ее освещении в процессе школьного образования. Для решения данной проблемы она обязана охватывать в себя целостный подход внедрения различных учебно-методических мероприятий, преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе; формирование демократических методов общения со школьниками, констатирование принципов педагогики сотрудничества и усовершенствование активности школьников в учебной и научно-исследовательской деятельности.

 

Список использованной литературы

 

 

    1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2003.
    2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
    3. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. Владимир, 1993.
    4. Естествознание. Электронный Большой энциклопедический словарь. Mastersoft. ТОВ «Фортресс Паблишинг», 2004.
    5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., "Педагогическое общество России", 1999.
    6. Столяренко Н.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд-во «Феникс», 2002.
    7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр "Академия", 2002.
    8. Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С. Д., 1996.
    9. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
    10. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., "Педагогическое общество России", 1999.
    11. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
    12. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М., 1998.
    13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – Изд-во «Питер», 2006.
    14. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 1600 с., ил.
    15. Учебный справочник школьника. – М.: 1996. – 1664 с.
    16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс,1995 . - 288 с.
    17. Агацци Э. Человек как предмет философского познания. В кн.: О человеческом в человеке/ Под общ. редакцией Фролова И.Т. М.: Политиздат, 1991. - 384с., с. 59-80.
    18. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/protivorechiya-gumanizatsii-vospitaniya-v-sovremennoi-shkole-kak-pedagogicheskaya-problema#ixzz2z53zhnAt
    19. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/protivorechiya-gumanizatsii-vospitaniya-v-sovremennoi-shkole-kak-pedagogicheskaya-problema#ixzz2z53bZZhe
    20. Талызина Н.Ф. и др. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2006.
    21. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – Изд-во РПА, 2006.
    22. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - 1978.
    23. http://ded-school1.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
    24. http://studunion.rsu.ru/modules.php?name=FAQ&myfaq=yes&id_cat=2&pg=70
    25. http://agora.guru.ru/display.php?conf=Irk-fiz-ped-2007&page=item002
    26. http://student.psi911.com/lektor/pedpsi_035.htm
    27. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html
    28. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html
    29. http://www.dissercat.com/content/protivorechiya-gumanizatsii-vospitaniya-v-sovremennoi-shkole-kak-pedagogicheskaya-problema
    30. http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/12_01.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования

Традиционное образование

Гуманистическое образование

 

Человек - средство

Человек - цель

 

Приобщение человека к науке и производству

Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе

 

Формирование знаний, умений и навыков

Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

 

Усвоение образца деятельности

Опыт творческой деятельности

 

Механизмы трансляции и репродукции

Механизмы творчества

 

Заранее запрограммированы все действия человека

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

 

Ориентация на среднестатистического обучаемого

Учет индивидуальных особенностей

 

Оценка результата деятельности

Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

 

Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований

Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей

 

Давление на личность через коллектив

Свобода личности

 

Соответствие конечного результата цели

Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты)

 

В основе категория деятельности

В основе категория взаимодействия

 

Негативное отношение к части учащихся

Позитивное отношение ко всем учащимся

 

Стремление к коррекции поведения и личности

Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося

 

Универсальность требований

Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный)

 

Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными

Самораскрытие своего "Я" - признак сильной и здоровой личности

 

Общение происходит в рамках стабильных ролей

Постоянная смена ролей при общении

 

Информация о работе Проблема гуманизации воспитания в современной школе