Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младше¬го школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.

Содержание

Введение
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………………………………….8
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16

Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически запущенными детьми………..........................................22
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22
2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29

Заключение.…………......................................................................................34
Список литературы........….......................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Problema_sots_i_ped_zap_detey_v_nach.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

• Нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.

Показателями педагогической запущенности у подростков являются:

Нарушения в познавательной сфере, неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях.

Также педагогическая запущенность может возникнуть из-за замедленного развития ребенка, например, незначительный речевой дефект, неподготовленность к школьному обучению или же по причине повышенной утомляемости, снижения памяти, внимания, работоспособности ученика. Зачастую педагогически запущенные дети становятся успевающими учениками, для этого нужно лишь вовремя диагностировать педагогическую запущенность и провести соответствующую педагогическую помощь.  

Процесс человеческого развития детерминирован внутренними противоречиями, социальными  ситуациями, психофизическими особенностями, которые представляют собой сочетание внешних условий и внутренних процессов развития, и собственной активностью ребенка в общении, деятельности и самосовершенствовании. Ребенок появляется на свет с определенными задатками, раскрытие которых зависит от жизненных обстоятельств, воспитания и воздействия среды. Индивидуальностью человек может стать лишь в результате развития при определенных условиях, которые обусловлены его задатками.15 Когда условия жизни ребенка не соответствуют его задаткам и психофизическим особенностям, то развитие искажается и деформируется. Этому способствует множество факторов – заболевания, стрессы, влияние окружающих, дефицит стимулов развития и т.д. Одним из дефицитов психологических и социальных стимулов является педагогическая запущенность ребенка.

Развитие человека и  его взаимодействие с окружающим миром называют социализацией. Это  — развитие личности и самореализация на протяжении всей жизни, включая процесс  усвоения и воспроизведения культуры общества. Социализированный человек  противостоит некоторым жизненным обстоятельствам. Если он плохо адаптирован в обществе и противостоять ему не способен, он является жертвой социализации (конформист). В возникновении педагогической запущенности характер влияния на человека факторов социализации имеет большое значение. Такими факторами и обстоятельствами являются: психологический микроклимат семьи. В семье, где отсутствует взаимное доверие, любовь и дружба, несмотря на порядок и внешнюю тишину, дети растут непослушными, замкнутыми, раздражительными, тревожными. Социальная обстановка и позиция членов семьи (преимущество деловой занятости над общением с ребенком, материальных благ над духовными) имеет существенное влияние, потому как именно в ней формируется первичный социальный опыт детей, а затем на его основе он воспринимает окружающее и формирует отношение к жизни.

Взаимоотношения с учителями. Если преподаватель выказывает недовольство по отношению к невыполнению запущенным ребенком своих требований, ставит двойки, стыдит перед классом, ученик начинает демонстративно протестовать и замыкается в себе еще больше.

Отношение учителя к ученику с педагогической запущенностью порождает его неблагополучное положение в коллективе (классе). При конфликтах с учителями, отсутствии дружбы с одноклассниками у педагогически запущенного ребенка возникает душевная пустота, сознание одиночества, а они в свою очередь побуждают его искать утешения и поддержки в асоциальных группировках.16

Изучив факторы, которые  влияют на социально-педагогическую запущенность, можно выявить основные действия в ее комплексной диагностике. Она  заключается во всестороннем и углубленном  анализе личности ребенка – его  положительные черты, недостатки и  их причины, направленном на решение таких задач как достижение гармонии в развитии личности и повышение эффективности педагогического процесса. Исходя из характеристик сущности социально-педагогической запущенности, можно выделить содержательные критерии ее диагностики:

- отсутствие патологий в развитии,

- неблагоприятная социальная и педагогическая ситуация в развитии,

- неадекватная активность ребенка в качестве субъекта деятельности и общения,

- неразвитое самосознание ребенка,

- адаптация в окружающей среде,

- педагогическая трудность ребенка.

Методические критерии – объективность и отсутствие предвзятости, изучение процессов, состояний и явлений в развитии, единство прогностических и диагностических функций, диагностика целостности индивидуальности и единства изучения социальной среды и ребенка, сотрудничество с ним, изучение ребенка во время его общения и деятельности.17

Признаками педагогической запущенности, имеющими большое значение для ее диагностики, являются:

неадекватная самооценка ребенка и уровня его притязаний,

трудности в учебной  деятельности, плохая успеваемость, связанные  с отсутствием гармонии в развитии социально-педагогического генеза,

низкий социальный статус, который проявляется в отсутствии дружественных отношений со сверстниками, обструкции педагогов и отвержении родителями.

неадекватное поведение  в социуме,

авторитарность родителей.

Педагог на основе своих  наблюдений, используя критерии диагностики, может судить о соответствии ребенка  приведенным выше характеристикам, а значит о наличии у него педагогической запущенности. Дальнейшая работа с таким ребенком проводится психологом, с использованием различных методов тестирования и коррекции.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное  для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды и преломляющимся через внутренние условия.

 

 

                                   Глава II. Особенности работы

                 с социально и педагогически запущенными детьми

2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся

 

Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных  мер связанных с устранением  внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий наличность запущенного  ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.18

Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:

— комплексный и системный  подход к Диагностике, профилактике и коррекции;

— учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики  педагогической ситуации его развития;

— профессиональная компетентность и разделение функций;

— опора на положительное  в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

— единство и взаимодополняемость  психологических и педагогических методов;

— дифференцированный подход.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:19

1. Стимулирование и  мотивация учебно-познавательной игровой . деятельности:

— познавательный характер игры,

— создание ситуаций эмоционального переживания,

— занимательность,

— опора на жизненный  опыт,

— ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.

2. Организация жизни  и деятельности детского воспитательного коллектива:

— создание ситуаций личностной и групповой перспективы,

— коллективные игры,

— выработка коллективно-единых требований,

— коллективные соревнования,

— коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие  в различных ситуациях:

— осуждение,

— педагогическая требовательность,

— педагогическое предостережение,

— сочувствие,

— убеждение,

— уважение,

— решение конфликтной  ситуации,

— анализ поступка,

— понимание,

— побуждение.

— доверие.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

— ожидание радости;

— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

— обращение к самолюбию, самоуважению;

— пример, разъяснение;

— внушение;

— требование;

— снятие напряжения.

Психологическая коррекция  педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.20 Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать методом снижения значимости учителя на уроке; снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника; снижения чувствительности к оцениванию; формирования адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и «реагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка корректируются психологическим массажем, идентификацией, зеркальным отражением, подтверждением уникальности ребенка, развитием позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу ментолом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».21

Средства профилактики и коррекции педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации (развития) могут дать, положительные результаты.

 

Таблица 1. Система психолого-педагогической коррекции педагогической запущенности младшего школьника

Подструктуры личности

Предметы коррекции

Педагогические приемы

Психологические методы

1

2

3

4

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

Понимание, сочувствие, снятие напряжения. Рационализация воспитательно-образовательного процесса. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Личностная перспектива

Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус

Доверие к личности ребенка. Формирование реально осознаваемых мотивов поведения. Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтных ситуаций. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношении ребенка со сверстниками

Игровая коррекция поведения  в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей

Свойства субъекта деятельности

Дисгармония мотивов учения. Школьная тревожность. Низкая учебно-познавательная активность. Несформированность основных учебных умений. Слабая обучаемость

Позитивное стимулирование. Авансирование успеха. Акцептуация  достижений ребенка в деятельности. Парциальная оценка результатов. Наглядные опоры в обучении. Комментируемое управление. Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей. Поэтапное формирование умственных действий. Опережающее консультатирова-ние по трудным темам. Щадящая учебная нагрузка

Снижение значимости учителя. Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Десенсибилизация к оцениванию. Формирование адекватной самооценки школьных успехов. Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов

Свойства Кубъекта самосозна

ния

Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности

Безусловное принятие ребенка. Выборочное игнорирование негативных поступков. Эмоциональное поглаживание ребенка. Позитивное побуждение к деятельности и общению. Ожидание завтрашней радости

Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду»)

Информация о работе Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе