Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью исследования является выявление сущности и специфики социально-педагогической запущенности, обусловливающих ее причин, факторов и условий; методологическое обоснование ее ранней профилактики и коррекции.
Задачи исследования:
1. Разработать общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявить специфику социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучить особенности запущенного дошкольника и младше¬го школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.
Введение
Глава I. Социально-педагогическая запущенность
в детском возрасте……………..…………………………………………….8
1.1. Личность ребенка младшего школьного возраста……………………..8
1.2. Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок..…………………….............................................................................12
1.3. Причины возникновения социальной и педагогической запущенности……………………….................................................................16
Глава II. Особенности работы с социально
и педагогически запущенными детьми………..........................................22
2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся…………………………………………………………………..…..22
2.2. Профилактика социальной запущенности учащихся....……................................................................................................29
Заключение.…………......................................................................................34
Список литературы........….......................................................................39
Предметом специальной ранней профилактики или параллельной коррекции являются личностные особенности педагогов и родителей, психологическая атмосфера в семье, группе детского сада, школьном классе, отношение к детям, профессиональная и родительская компетентность, социальное развитие субъектов воспитания.
Предметом специальной ранней коррекции являются особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка, его деятельность и отношения с окружающими.29
Субъектами системы ранней профилактики и коррекции запущенности являются практические психологи, воспитатели детского сада, учителя начальных классов; в определенных ситуациях ими становятся родители, референтная детская группа и сам ребенок как носитель субъектных свойств и социальной активности по мере их развития и восстановления.
Гуманизация целостного педагогического процесса как условие эффективности системы ранней профилактики и коррекции запущенности детей осуществляется при реализации следующих требований:
1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе как организованной совокупности гуманных целей, содержания, форм, и методов, направляющих и организующих жизнь детей, функционирующей по принципу открытой системы;
2. Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры его целесообразности и результативности, качества деятельности, ее условий, атмосферы и педагогической системы в целом;
3. Личностно-гуманная ориентация воспитателей, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого;
4. Личностно-ориентированные модели, способы и формы взаимодействия воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степеней свободы субъекта деятельности, общения и самосознания;
5. Рациональная и оптимальная
организация целостного
Подготовка педагогов и практических психологов к работе с запущенными детьми может стать важным фактором повышения эффективности профилактики и коррекции запущенности в условиях гуманизации и демократизации, перехода на позиции личностно-ориентированного обучения в организации профессионального и дополнительного образования.30 Необходимо, чтобы содержание последних обеспечивало развитие общей гуманитарной культуры специалистов; формирование их гуманистического мировоззрения; воспитание гуманности как профессионально-значимых качеств; сформированные личностно-гуманные установки подкреплялись системой специальных знаний, умений и навыков работы с социально и педагогически запущенными детьми и их родителями; а также способами и приемами саморазвития и самопомощи.
В ходе написания данной работы были выполнены следующие задачи:
1. Разработаны общетеоретические и методологические основы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
2. Выявлена специфика социально-педагогической запущенности ребенка и механизмы ее влияния на формирование особенностей его личности.
3. Изучены особенности запущенного дошкольника и младшего школьника как субъекта самосознания, деятельности и общения, характеризующие уровень его активности во взаимодействии с микросредой.
4. Определены принципы построения методов комплексной диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности в детском возрасте.
7. Раскрыты психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса как средства общей ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей.
Анализ философской, педагогической, социологической и психологической литературы позволяет утверждать, что в исследованиях проблемы социально-педагогической запущенности детский возраст практически не представлен; сущность запущенности рассматривается со стороны ее внешней симптоматики, демонстрирующей последствия негативных влияний среды; трудный ребенок не фигурирует в качестве субъекта развития; недостаточно реализовано единство теоретическое и методических подходов в процессах диагностики, профилактики и коррекции запущенности, которые рассматриваются чаще всего изолированно друг от друга и от целостного педагогического процесса.
Всесторонний подход к изучению и анализу научной литературы в значительной мере способствовал комплексному исследованию проблемы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей.
Список литературы
1 Жураковский Г. Е. «Педагогические идеи Макаренко», издательство Академии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963. С. 65
2 Эльконин Д.Б. «Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер.», издательство «Академия», Москва, 2007. С. 195
3 В.С. Мухина «Учебник для студентов педагогических институтов», издательство: «Просвещение», Москва, 1985. С. 90
4 Блонский П. П. «Избранные педагогические произведения», издательство «Академия педагогических наук РСФСР», Москва, 1961. С. 316
5 Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», издательство «Просвещение», Москва, 1968. С. 217
6 Н. В. Савин «Педагогика», «Просвещение», Москва, 1978 г. С. 86
7 Е. И. Руднева. «Педагогическая система Н. К. Крупской», издательство Московского университета, Москва, 1968. С. 77
8 Ж. Пиаже. «Речь и мышление ребенка», издательство Государственное учебно-педагогическое, Москва - Ленинград, 1932. С. 300
9 Лихачёв Б.Т. «Педагогика. Курс лекций», издательство «Просвещение», Москва, 2007. С. 219
10 Подласый И.П. «Педагогика: учебник», издательство «Академия», Москва, 2007. С. 114
11 Мудрик А. В. «Социальная педагогика», издательство «Академия», 2000. С. 45
12 Клюева Н. В. «Педагогика», издательство «Владос Пресс», 2003
13 Мудрик А. В. «Социальная педагогика», издательство «Академия», 2000. С. 100
14 Пидкасистый П. И. «Педагогика», издательство «Педагогическое общество России», 1998. С.38
15 Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей», издательство «Владос Пресс», Москва, 2005. С. 105
16 Подласый И.П. «Педагогика: учебник», издательство «Академия», Москва, 2007. С. 94
17 Клюева Н. В. «Педагогика», издательство «Владос Пресс», 2003. С. 40
18 Малькова З.А. «Современная школа в США», издательство «Педагогика», Москва, 1999. С. 175
19 Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей», издательство «Владос Пресс», Москва, 2005. С. 96
20 Стебелева Е. А. «Специальная дошкольная педагогика», издательство «Академия», Москва, 2002
21 Басова Н. В. «Педагогика и психология», издательство «Просвещение», Москва, 2000. С. 55
22 Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей», издательство «Аст», 2001. С. 322
23 Зинченко В. П. «Психологическая педагогика», издательство «Дрофа», Москва, 2002. С. 18
24 Зинченко В. П. «Психологическая педагогика», издательство «Дрофа», Москва, 2002. С. 21
25 Быков А. К. «Психолого-педагогический практикум», издательство «Академия», Москва, 2000. С. 88
26 Быков А. К. «Психолого-педагогический практикум», издательство «Академия», Москва, 2000. С. 95
27 Мудрик А. В. «Социальная педагогика», издательство «Академия», 2000. С. 205
28 Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей», издательство «Аст», Москва, 2001. С. 325
29 Н. В. Савин «Педагогика», «Просвещение», Москва, 1978 г. С. 119
30 Подласый И.П. «Педагогика: учебник», издательство «Академия», Москва, 2007. С. 99
Информация о работе Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе